Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Для посетителей музей работает
со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.

Выставочный зал на Подольской 14 работает
с понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.

Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

Жизнь Петербурга конца XIX - начала XX века тесно связана с рождением грамзаписи  в России. Граммофон быстро вошёл в повседневную жизнь петербуржцев. Его слушали дома, на улицах, и, по свидетельству журнала «Граммофон и фонограф» за 1904 год, он даже «сделался неотъемлимою принадлежностью любого петербургского трактира, наравне с биллиардом».  На экспозиции музея «Разночинный Петербург» с 2009 года и по сей день можно увидеть граммофон с ярким цветочным орнаментом производства фабрики  музыкальных инструментов имени В.С. Пушкина. По информации в справочнике «Весь Петербург» за 1913 год, владелец фабрики, Владимир Сергеевич Пушкин, проживал  он по адресу Глазовая, 28 (ныне Улица Константина Заслонова), а на Глазовой, 26, располагалась сама фабрика.

Первопроходцем граммофонного рынка в Петербурге была «Grammophone Company», основанная изобретателем граммофона Эмилем Берлинером в 1893 году. Интересы компании в России до 1904 года представлял урождённый американец Норберт Мортимер Родкинсон, имевший в собственности магазин граммофонов по адресу Казанская пл.,1 и проживавший некоторое время при этом же магазине. С 1901 года «Общество «Граммофон» в России»  в Санкт-Петербурге находилось по адресу Большая Морская, 14 (позднее, на большой Морской,49). С 1902 года, на Набережной реки Фонтанки, 58 располагалось петербургское отделение рижской фабрики компании «Граммофон». «Акционерное общество Граммофон» функционировало в Петербурге до 1917 года. Вплоть до этого времени, открывались мастерские граммофонных аппаратов. Известно, что в 1914 году обществом была оборудована мастерская  в доме 25 по Тарасову переулку (нынешняя улица Егорова). И конечно, записывались и продавались грампластинки.           


Фоноколлекция музея «Разночинный Петербург» составляет 185 единиц хранения, шесть из которых - грампластинки «Общества «Граммофон». В 1910 году в Петербурге был записан романс Петра Ильича Чайковского - «Средь шумного бала», а в том же году в Москве - «Умчалась песня вдаль» из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в исполнении великого тенора, Леонида Витальевича Собинова. С самого начала своей деятельности в России Обществом «Граммофон» была сделана ставка на запись  произведений высокого оперного жанра и голосов известных и выдающихся артистов. О том, что на пластинке записан особенный артист, с начала 1910-х годов стал говорить розовый цвет этикетки пластинки. Также на этикетке этой пластинки и на её оборотной стороне находится торговая марка компании «Граммофон», которая в Европе и Америке называлась Angel, а в России сначала «Пишущий Ангел», а затем «Пишущий Амур». Фонды нашего музея располагают и двумя грампластинками марки «Пишущий Амур»  с «обыкновенной» этикеткой чёрного цвета. Это запись 1907 года популярной тогда и сейчас оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Одна сторона – Квартет и сцена  из этой оперы, вторая сторона – ария из 3 сцены оперы - «Здесь он, здесь, Евгений».  Другая пластинка была записана в Петербурге, в 1908 году. Это произведение итальянско-русского флейтиста и композитора  Эрнеста Кёлера. Кёлер написал много произведений для флейты, которые пользовались успехом у слушателей. Одним из таких произведений для флейты было «Эхо». На другой стороне - Песня Соловья ("Свадьба Жанетты"), Виктора МассЭ, французского композитора. В середине XIX века его оперы занимали значительное место в истории западноевропейского театра. В нижней части этикетки пластинки всегда обязательно ставился матричный номер, который указывал на дату, место записи и даже на того кто сделал эту запись. Одним из тех, кто занимался грамзаписью от компании "Граммофон" был Фред Гайсберг.  Его причастность к этой записи обозначена на пластинке буквой G. Буква C указывает на формат пластинки.

      

В 1899 году бывшим работником «Grammophone company» Эмилем Симаном была основана собственная марка грампластинок - «Zonophone». В Петербурге эта компания находилась на Загородном проспекте, 10. В 1903 году «Зонофон» покупает компания «Граммофон», с сохранением той же этикетки с надписью «Internetional Grammophone company» для самых дешёвых записей, иногда на этикетку добавляется «Grammophone company limited» или «Изготовлено обществом «Граммофон» в Риге». Нумерация пластинок Zonophone осуществляется c добавлением буквы X или Z, в зависимости от формата пластинки. В коллекции музея «Разночинный Петербург» есть две пластинки с обоими вариантами надписи. «Полька бабушки» и «Вальс дедушки» в исполнении Собственного оркестра «Зонофон», вальс немецкого композитора G.W. Feldmana «Египетские ночи».   В начале XX века был популярен романс «Под чарующей лаской твоей» Николая Зубова, который стал известен в исполнении известной тогда по всей России «королевы граммофона»  Анастасии Дмитриевны Вяльцевой. Романс был настолько популярен, что на него появлялись ответы. Просматривая наименования произведений на обложке нот из магазина "Северная лира", располагавшегося когда-то на Невском проспекте, мы видим романс с названием «Очарован я лаской твоей». А на пластинке из нашей коллекции записан не романс, а вальс композитора Джованни де Ботари, но с тем же названием «Под чарующей лаской твоей».

Такова история грампластинки из коллекции музея «Разночинный Петербург».

Вверх