"Разночинный Петербург" продолжает цикл публикаций "Виртуальная выставка" и сегодня речь пойдет об истории грампластинок из фоноколлекции музея.
Жизнь Петербурга конца XIX – начала XX века тесно связана с рождением граммофона в России. Граммофон быстро вошёл в повседневную жизнь петербуржцев: его слушали дома, на даче, он «сделался неотъемлимою принадлежностью любого петербургского трактира, наравнѣ съ биллiардом и органомъ».
Первопроходцами граммофонной индустрии в России были иностранные компании, такие как «Berliner’s Gramophone Company» или «International Zonophone company». Отечественное производство граммофонов и грампластинок было представлено «Товариществом В. И. Ребиков и Ко», «Лирофоном», «Метрополь-Рекорд» и другими. Постепенно возникали и частные производства. В экспозиции музея «Разночинный Петербург» представлен граммофон начала XX века. Граммофон был выпущен фабрикой музыкальных инструментов им. В. С. Пушкина. В справочнике «Весь Петербург» за 1912 и за 1913 годы числится Владимир Сергеевич Пушкин, проживавший на улице Глазовской (Глазовой), д. 28. Ныне это улица Константина Заслонова. Рядом, на той же улице, но в доме 26 находилась сама фабрика. Раструб граммофона декорирован ручной растительной росписью с надписью, предположительно, сделанной рукой самого художника: «Ромахов М.»
Граммофонная промышленность в Америке и в Европе появилась всего лишь на несколько лет раньше, чем в России. Граммофон был изобретением новым. Сама идея аппарата для записи и воспроизведения звука в 1877 году пришла в голову одновременно и французскому поэту Шарлю Кро (Charles Cros), и американскому изобретателю Томасу Эдисону (Thomas Alva Edison). Эдисону вскоре удалось реализовать свою идею, его аппарат получил название «фонограф». А спустя 10 лет, в 1887 году, американец Эмиль Берлинер (Emil Berliner) претворил в жизнь и усовершенствовал идею, изложенную Шарлем Кро. Аппарат Берлинера получил название «граммофон». В 1893 году Берлинер основал первое коммерческое граммофонное предприятие «US Grammophone Company». В течение дальнейших нескольких лет образовывались предприятия в Америке, Европе, а затем и в России.
В России до 1903 года в качестве акционерного общества работало отделение немецкого филиала британской «Berliner’s Grammophone Company». С 1901 года «Акционерное общество «Граммофон» находилось в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, 14 (позднее, на Большой Морской, 49). Первым директором Общества «Граммофон» в Петербурге до 1904 года был американец Норберт Мортимер Родкинсон (Norbert Mortimer Rodkinson). Помимо России, Родкинсон руководил делами компании «Граммофон» в Германии, Швеции и Норвегии. В Петербурге он имел магазин граммофонов по адресу Казанская пл., 1 и проживал некоторое время при этом же магазине8. Производство пластинок для Европы осуществлялось в Ганновере. Для России же существовала отдельная фабрика в Риге, а в Петербурге с 1902 года, на Набережной реки Фонтанки, 58 располагалось петербургское отделение рижской фабрики.
С самого начала своей деятельности компания «Граммофон» делала ставку на запись популярных и выдающихся артистов оперного жанра. Начиная с 1901 года, сначала в Петербурге, а затем в Москве проводились сессии записи. В Петербурге одним из первых артистов был записан русский выдающийся оперный певец Леонид Витальевич Собинов. Репертуар Л. В. Собинова в грамзаписи составляет 40 произведений: 31 ария, 2 оперных дуэта, 6 романсов, 1 народная песня. Сессии записи голоса Л. В. Собинова проводились в Петербурге и в Москве в 1901, 1904, 1907, 1910–1911 годах.
В коллекции музея «Разночинный Петербург» хранятся две пластинки с записью голоса певца – это запись популярного тогда романса Петра Ильича Чайковского – «Средь шумного бала» и «Умчалась песня вдаль» (дуэт Эльзы и Лоэнгрина) из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в дуэте с оперной певицей А. В. Неждановой. Записи производились в 1911 году в Москве. Пластинки односторонние разряда «Экстра» с розовой этикеткой (для престижных певцов) и формата «гранд» (d=25 см.). В каталоге компании «Граммофон» пластинки разряда «Экстра» с розовой этикеткой появились только в начале 1910-х годов. На верхней полуокружности этикеток пластинок, изготовленных для России, бронзовыми буквами обычно ставилось наименование изготовителя: «Общество Граммофон с ограниченной ответственностью в Риге«. На нижней полуокружности этикетки пластинки всегда обязательно ставился матричный номер, который указывал на дату и место записи. Также на этикетках всегда присутствовала торговая марка с изображением купидона, пишущего на диске пером, на обороте пластинки такая марка клиширована почти по всему периметру. Граммофоны, грампластинки и сопутствующую продукцию Общества «Граммофон» можно легко узнать по двум основным торговым маркам «Grammophone company»: «Angel» (в России она называлась сначала «Пишущий Ангел», затем «Пишущий Амур») и «His Master’s Voice» («Голос его хозяина») с изображением слушающей граммофон собаки, некогда принадлежавшей автору живописного оригинала Френсису Барро (Francis Barraud). В экспозиции музея можно увидеть альбом для грампластинок с цветной торговой маркой «His Master’s Voice». Также на этикетке грампластинки с записью романса «Средь шумного бала» можно увидеть зелёную марку с надписью «АМПРА/Агентство Мех-музык правъ» (Агентство музыкальных прав русских авторов). Если на пластинке была наклеена такая марка, значит, автору отчислялся определённый процент с каждой пластинки. На оборотной стороне наклеена зеленая марка с предупреждением: «Все права изданiя, производства и продажи граммофонныхъ пластинокъ съ музыкальн. произведенiями, исполняемыми Л. В. Собиновымъ, переданы въ исключительную собственность издателя – Общества «Граммофонъ». Всякая перепечатка и перегравировка настоящихъ граммофонныхъ пластинокъ съ цѣлью продажи и безъ согласия Л. В. Собинова и Общества «Граммофонъ» строго воспрещается; виновные в таковыхъ лица или учрежденiя будутъ привлекаемы къ уголовной и имущественной отвѣтственности по законамъ».
С 1907 по 1909 год на пластинках «Общества «Граммофон» была широко распространена «обыкновенная» этикетка чёрного цвета для популярных певцов или для инструментальной музыки. Музей «Разночинный Петербург» имеет в коллекции пластинку 1907 года с записью фрагментов из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Одна сторона пластинки – квартет и сцена из оперы «Евгений Онегин» в исполнении артистов оперы Михайловой, Ланской, Никитиной, Большакова и Савранского. Вторая сторона – ария из третьей сцены оперы – «Здесь он, здесь, Евгений». В разряд «обыкновенных» также входит пластинка с записью произведения «Эхо» итальянско-русского флейтиста и композитора Эрнеста Кёлера (Ernesto Köhler). Запись была сделана в Петербурге, в 1908 году. Большинство своих произеведений Кёлер писал для флейты. Одним из таких произведений и было «Эхо». Исполнила его ведущая певица императорского оперного театра М. А. Михайлова с аккомпанементом на флейте А. П. Морозова. На другой стороне пластинки, также в исполнении Марии Александровны Михайловой, записана «Песня Соловья» из оперы «Свадьба Жанетты» французского композитора Виктора Массэ. В середине XIX века его оперы занимали значительное место в истории западноевропейского театра.
Торговая марка «Пишущий Амур» была первой и главной в России. Однако существовала и конкуренция. В 1899 году бывшим сотрудником «Berliner’s gammophone company», создателем «National gramophone corporation» и «Universal Talking Machine Company» Фрэнком Симаном (Frank Seaman) в Америке была основана собственная марка – «Zonophone». В Петербурге представительство европейской «International Zonophone company» находилось на Загородном проспекте, 1016. В 1903 году акции «International Zonophone company» выкупает компания «Berliner’s Grammophone company». Этикетка на продукции была сохранена вместе с названием марки «Internetional Grammophone company», но использовалась для самых дешёвых записей компании «Граммофон». Иногда на этикетку добавляется «Grammophone company limited» или «Изготовлено обществом «Граммофон» в Риге». Нумерация пластинок Zonophone осуществляется c добавлением буквы X или Z, в зависимости от формата пластинки. В коллекции музея «Разночинный Петербург» есть две двусторонние пластинки с разными вариантами надписи – «Полька бабушки» и «Вальс дедушки» в исполнении Собственного оркестра «Зонофон», вальс немецкого композитора Фельдмана (G. W. Feldman) «Египетские ночи» и вальс композитора Джованни де Ботари «Под чарующей лаской твоей» в исполнении того же оркестра. В начале XX века романс «Под чарующей лаской твоей» Николая Зубова был известен в исполнении прославленной тогда по всей России «королевы граммофона» Анастасии Дмитриевны Вяльцевой. К 1904 году она сделала около ста записей на грампластинках. Романс был настолько популярен, что на него появлялись ответы. В коллекции музея «Разночинный Петербург» есть обложка нот из магазина «Северная лира», располагавшегося на Невском проспекте. Там мы видим романс с названием «Очарован я лаской твоей».
«Акционерное общество Граммофон» функционировало в Петербурге до 1918 года и вплоть до этого времени открывались новые мастерские. В частности, известно, что в 1914 году было удовлетворено прошение Общества «Граммофон» о разрешении открыть мастерскую граммофонных аппаратов в доме № 25 по Тарасову переулку (нынешняя улица Егорова)17. После 1917 года все предприятия, производившие грампластинки были национализированы.
Фоноколлекция музея «Разночинный Петербург» насчитывает 185 единиц хранения, 8 ед. из них – пластинки начала XX века, а остальное – пластинки советского времени, которые так же нуждаются в точной атрибуции и изучении.