Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

8 марта (пт) музей закрыт
7 марта (чт) музей работает с 11.00 до 16.00
9 марта (сб) музей работает по обычному расписанию


Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты
со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
с понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 

В преддверии новогодних праздников сотрудникам фондов музея «Разночинный Петербург» хотелось бы рассказать об истории Театра юного зрителя имени Александра Александровича Брянцева, которую по сей день хранят и помнят и в самом театре.

На протяжении всего XIX и начала XX века значительную часть района Семенцы, где, в том числе, располагается «Мемориальный музей «Разночинный Петербург», занимал Семёновский плац. На рубеже веков, на территории Семёновского плаца располагался ипподром, который был разрушен в годы Великой Отечественной Войны. К 40-летию пионерской организации имени В.И. Ленина, в 1962 году, территория ипподрома была названа Пионерской площадью. В том же году, сюда, в новое здание, переехал Театр юных зрителей. Определённые этапы истории театра можно проследить по предметам из коллекции музея “Разночинный Петербург”. В 1993 году представитель литературной части ТЮЗа им. А.А. Брянцева передал в фонды музея “Разночинный Петербург” предметы, отражающие историю ТЮЗа. Эти предметы и составляют основную часть коллекции Музея по истории этого театра.

 

Семеновский ипподром на месте ТЮЗа. Конец XIX - начало XX века.
ТЮЗ им. А.А. Брянцева (Пионерская пл.,1). 1993 г.


История театра началась 23 февраля 1922 года в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице, 33-35. Один из создателей и режиссёр ТЮЗа, Александр Александрович Брянцев (1883—1961), оставил большое количество тёплых воспоминаний о первых шагах деятелей ТЮЗа, о жизни театра до и после Великой отечественной войны (в книге «А.А. Брянцев: воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма»). Брянцев стремился претворить в жизнь идею о «театре особого назначения», который будет одинаково интересен трём поколениям зрителей: детям, подросткам и молодёжи.

 

А.А. Брянцев. Воспоминания.
Фронтиспис А.А. Брянцев. Воспоминания.

 


В стенах театра на Моховой нашли свой приют первые пьесы Самуила Яковлевича Маршака, Виниамина Каверина, Константина Паустовского...  Но визитной карточкой ТЮЗа на долгие годы стала постановка Брянцева по сказке Петра Ершова – «Конёк Горбунок». Однако театру было тесно в здании Тенишевского училища. Для нового здания ТЮЗа было определено место бывшего ипподрома. Ниже вы видите изображение нового здания ТЮЗа 1962 года, года его открытия. В музее хранится фотокопия, а оригинальная фотография находится в Центральном государственном архиве кинофотодокументов.

 

Конёк-Горбунок
Театр юного зрителя им. А.А. Брянцева. 1962 г.

 


Бессменный режиссёр ТЮЗа А.А. Брянцев не дожил до торжественного открытия нового здания своего родного театра всего год. С 1962 года коллектив ТЮЗа возглавляет режиссёр, народный артист РСФСР, профессор Зиновий Яковлевич Корогодский. В фондах музея “Разночинный Петербург” хранится обложка-папка с изображением Петрушки, с фамилией режиссёра Корогодского и с таким названием театра - Ленинградский Государственный ордена Ленина театр юных зрителей, лауреат премии ленинского комсомола. Также к этому названию добавляется имя Александра Александровича Брянцева. Сокращённо театр с этого времени зовётся Ленинградский театр юного зрителя имени А.А. Брянцева.

 

Обложки-папки с изображением Петрушки.

 


С приходом нового художественного руководителя З.Я. Корогодского начинается и новый этап его жизни. 29 октября 1968 года состоялась премьера ТЮЗа «Модель 18–68» (авторское название «Семь примечаний к истории молодого человека»). Это была совместная постановка Зиновия Яковлевича Корогодского и Льва Абрамовича Додина по пьесе писателя, драматурга, историка Бориса Голлера. Спектаклю совсем недавно исполнилось ровно 50 лет. По словам самого Бориса Голлера, «Это была пьеса в новеллах о молодом человеке советской поры…». На фото ниже вы видите программку постановки Зиновия Яковлевича Корогодского «В гостях у Донны Анны», по пьесе  драматурга Александра Владимировича Кургатникова. Режиссёр Геннадий Руденко с довольно ярким содержанием.

 

Премьера ТЮЗа "Модель 18-68".
Программа постановки "В гостях у Донны Анны".

 


Ниже представлена афиша постановки Корогодского «Трень-Брень» по пьесе Радия Погодина, 1979 год. Это история про девочку Олю, которая переезжает к бабушке и попадает в непривычный южный город. В 1993 году Радомир Василевский снимает фильм по этой пьесе. Также в коллекции музея имеется афиша спектакля по повести советского писателя Юрия Трифонова Герой повести  «Нетерпение». Это повесть об одном из организаторов убийства императора Александра II Андрее Желябове - революционере-народнике, члене Исполнительного комитета «Народной воли».

 


Афиша постановки Корогодского "Трень-Брень".
Афиша спектакля по повести Юрия Трифонова "Нетерпение".

 


Есть в нашем музее и афиша к спектаклю ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Наш Чуковский». Постановка Корогодского представляет собой музыкальный триптих. Общее представление о нём нам даст актёр ТЮЗа Игорь Овадис.  В одном из интервью 2015 года  он рассказывает об этом спектакле следующее: "... у нас в ТЮЗе был гениальный спектакль по сказкам Чуковского, в котором «Муха-цокотуха» – это был балет, «Краденое солнце» - опера и оперетта «Тараканище». У нас была миссия - воспитание грамотного зрителя, поэтому мы со зрителем играли в жанры. Это одновременно была и легкая пародия." Май 1980 года был ознаменован постановкой ТЮЗа по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Булат Окуджава, великий поэт из плеяды шестидесятников, закончив девятый класс в 1942 году, семнадцатилетним добровольцем он ушел на фронт. Впоследствии он описал свой военный опыт в этой повести.

 

Афиша к спектаклю ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Наш Чуковский».
Афиша постановки по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».

 


Также 80е годы ТЮЗа представлены в фондах Музея и репертуаром театра на сезон 1982-1983 г.

 

 


В 1986 году в театре появляется новый художественный руководитель Андрей Дмитриевич Андреев. Время руководителя Андреева (1986-1995 гг.) характеризуется, например, привлечением зарубежных драматургов к работе Ленинградского ТЮЗа. Одним из них был британский драматург и сценарист Питер Шеффер. На слайде вы видите фотографию из фондов нашего музея со сценой 1960-х годов из спектакля по пьесе Шеффера “Эквус”.  Написана в 1973 году. Сюжет - психиатр расследует жестокое ослепление шести лошадей острым металлическим предметом, совершённое скромным семнадцатилетним юношей.  На фотографии изображено два героя пьесы в исполнении актёров ТЮЗа. Один из них, Иванов Николай Николаевич, - Народный артист России. Здесь он играет роль психиатра. Зритель так же любит его за роли и во многих других спектаклях ТЮЗа. Также зритель может его помнить по телесериалу «Вечный зов». Сейчас, в 2018 году, в репертуаре ТЮЗа можно встретить постановку “Неделя, полная суббот” по пьесе детского писателя, драматурга Пауля Маара. В оригинале книга называтся “Семь суббот на неделе”.  Это веселая и забавная история о служащем частной фирмы. Жизнь его проходила скучно и однообразно. Но однажды в его жизни появился Субастик и меняет его жизнь. Так же в музее находится афиша «Недели, полной суббот» 1988 года.

 

Фотография фрагмента спектакля по пьесе Шеффера “Эквус”.
Афиша постановки "Неделя, полная суббот".

      


А на фотографии ниже -  сцена из спектакля ТЮЗа - “Ундина”. Это Легенда о любви юной русалки в трёх частях Жана Жироду. К фотографии прилагается и афиша 1988 года.

 

Афиша и фотография фрагмента постановки "Ундина".

 


В конце 1980-х появляется афиша спектакля по доброй, сказочной повести автора «Карлсона», Астрид Линдгрен «Ронни, дочь разбойника». Это сказочная повесть Линдгрен об опасных приключениях Ронни - дочери атамана и Бирка - сына заклятого врага отца девочки.

 

Афиша и фотография фрагмента постановки "Ронни – дочь разбойника".

 


Ниже находится фотография Пионерской площади, которая была сделана по заказу музея в 1993 году художником-фотографом Государственного музея политической истории России – Туговым В. А. Он фотографировал для музея «Разночинный Петербург» виды зданий Семёновского района для экспозиции «Вокруг Семёновского плаца». В 1989 году на сцене ТЮЗа был поставлен спектакль по пьесе Людмилы Разумовской – «Петрушка или любовь дурака». Ниже представлена афиша 1990 года. Спектакль, посвящённый любви Петрушки – исконного символа русского народного театра.

 

Афиша спектакля "Петрушка или любовь дурака".

 


А это - репертуар петербургского театра юного зрителя на сезон 1995 -1996 год. Там можно, среди новых постановок, увидеть и классические постановки ТЮЗа  а период 1960-1980х годов: всё те же «Петрушка или любовь дурака» драматурга Людмилы Разумовской, «Неделя, полная суббот» Пауля Маара, «Ронни – дочь разбойника» Астрид Линдгрен, «Ундина» Жерара Жираду, и, конечно же, «Эквус» Питера Шеффера, который ставится в некоторых петербургских театрах и по сей день.

 

Репертуар Театра юного зрителя за 1990-е гг.
      


1990е года ТЮЗа в фондах музея “Разночинный  Петербург” представлены и рецензиями на спектакли петербургского театра юного зрителя. Две рецензии находится в журнале “Театральная жизнь” за 1995 год.

 

 

Рецензии из журнала “Театральная жизнь”.

 


В журнале представлены рецензии Владимира Оренова на ЛенТЮЗовский спектакль Григория Козлова “Преступление и наказание” и Натальи Скороходовой - “Белые ночи, чёрные дни, или Достоевский на сцене С-Петербургского ТЮЗа». Уже сразу становится интересным авторский эпиграф к самой статье:

“Думаю, Достоевский не любил впоследствии прогуливаться по Семёновскому плацу. Наверное, поэтому на площади, где едва не расстался с жизнью человек с больной совестью, поставили памятник автору “Горе от ума”. Это вполне нормально. Только нужно было бы, доводя идею до логического абсурда, переименовать Семёновский плац, в площадь Гоголя. И присвоить стоящему на ней С.-Петербургскому ТЮЗу имя Толстого. Или Тургенева. Или...”

 Музей также располагает и  приглашением зрителей на тюзовский «День Директора».

 

 

Это был небольшой обзор на коллекцию по истории ТЮЗА  Мемориального музея «Разночинный Петербург». Часть представленных в обзоре предметов вы сможете увидеть на последней в этом году выставке нашего музея «Я иду по городу», посвящённой туристическому Ленинграду.  Ждём вас!                                          


 

 

 

 

Вверх