Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Правила посещения музея в условиях эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты

со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 

«Фотооткрытки – это прежде всего неисчерпаемый источник по истории повседневности,
бытовой истории городской жизни. Именно жизни, ибо фотооткрытки будто замораживают,
останавливают ее течение и позволяют, как в куске янтаря, увидеть унесенное временем
мгновение прошлого».

Евгений Викторович Анисимов.

(профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник
Петербургского отделения Института российской истории РАН).

 

27 мая в Санкт-Петербурге отмечается замечательный праздник - День города! В фондах музея «Разночинный Петербург» представлена большая коллекция дореволюционных открыток - открытых писем и почтовых карточек, на которых запечатлен облик Петербурга (Петрограда) былых времен.

Первая открытка с видом Петербурга появилась в 1895 году. Сначала открытые письма (с 1909 года – почтовые карточки) выпускались почтовым ведомством России и иностранными фабриками. Потом печатать открытки получили право русские частные производства. Издательская продукция была высокого качества художественного и полиграфического исполнения. На лицевой стороне открыток размещали фотографии и рисованные виды города, позволяющие увидеть, как раньше жил и выглядел Петербург, его жители, узнать о важных событиях, происходивших в городе.

Интерес представляет и оборотная сторона. На ней встречаются: информация об издательстве (наименование организации, ее адрес, изображение фирменного знака и другие сведения), марки, почтовые и другие штемпеля, рукописные пометки и тексты. В 1904 году на оборотной стороне открыток было разрешено размещать не только адрес, но и текст письма, чтобы он не закрывал изображения на лицевой стороне.

Более подробно познакомимся с некоторыми открытками из музейной коллекции.

В 1882 году был организован «Санкт–Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Комитет оказывал благотворительную помощь всем нуждавшимся сестрам милосердия, которые побывали на полях сражений, выхаживали раненых, но в мирное время остались без средств существования. В 1887 году покровительницей Комитета стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В честь Святой Евгении организация получила название «Община Святой Евгении».

В поисках средств для реализации своих планов, Община решила заняться издательской деятельностью. Особое место занимали открытки. Община Святой Евгении регулярно выпускала самые разнообразные открытки, в том числе с репродукциями картин русских и зарубежных художников, видами российских городов и местностей. Издавались серии открыток на определенную тему. Открытки, подготовленные Общиной к Пасхе 1897 года, на данный момент считаются самыми ранними русскими иллюстрированными открытками. У организации так же был свой журнал, посвященный открытке. Продукция печаталась в типографиях Товарищества «Р. Голике и А. Вильборг», И. Кадушина, А.  Ильина и в других предприятиях. С Общиной сотрудничали и известные художники: Е. Бем, И. Репин и др., создававшие для открыток интересные рисунки.

После революции 1917 года издательство Общины Святой Евгении перешло в ведение Государственной академии материальной культуры под названием «Комитет популяризации художественных изданий».

Открытое письмо «Спб.–Церковь сводного казачьего полка». На открытке запечатлена Церковь во имя Святого Евтихия-Патриарха Цареградского Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка (фотограф А. Павлович).  Лейб–гвардии Сводно–Казачий полк – полк, в который были включены подразделения казачьих войск, не представленные в других гвардейских казачьих полках. Существовал с 1906 по 1918 гг.

 


Открытое письмо «Спб. - Церковь сводного казачьего полка».
Издательство Общины Святой Евгении, Фототипия и типография А.Ф. Дресслера, Петербург, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

Церковь находилась на втором этаже двухэтажного здания одного из подразделений полка - 1-й Уральской Его Величества сотни, находящегося на углу Манежной площади и Караванной улицы. Известно, что в церкви висело красивое паникадило (церковная люстра), подаренное Императором полковому собранию.

Открытое письмо «Александринский театр».

 


Открытое письмо «Александринский театр».

Издательство Общины Святой Евгении, Литография А. Ильина, Петербург, [н. XX в.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

На лицевой стороне - рисунок художника Мстислава Валерьяновича Добужинского «Александринский театр», воспроизведенный по заказу Общины Святой Евгении. Александринский театр – старейший национальный театр России. Был основан в 1756 году по указу Императрицы Елизаветы Петровны. В театре состоялись премьеры многих произведений русской драматургической классики. В 2014 году Александринскому театру присвоили статус Национального достояния России.

На оборотной стороне – рукописный текст, начинающийся с пасхального приветствия «Христос Воскресе».

Открытое письмо «С. – Петербург. Гостиный Двор».

 


Открытое письмо «С. – Петербург. Гостиный Двор».
Издательство Общины Святой Евгении, Товарищество Голике и Вильборг, Петербург, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

На открытке – фотография центра города в районе Большого Гостиного Двора – главного места городской торговли. На фотографии зафиксирован момент, когда на Невском проспекте много людей, а по дороге едет конка (с правой стороны)…

Конка (конно–железная дорога) – первый вид общественного транспорта в Петербурге, появившийся в 1863 году. Конки были одноэтажными и двухэтажными. Двухэтажный вагон конки тянули две лошади, звон колокола предупреждал о движении и остановках. Проезд на верхнем этаже – империале стоил дешевле, но в целях безопасности, женщин и детей на него не допускали.

Почтовая карточка «С. Петербург. «Сфинкс».

 


Почтовая карточка «С. Петербург. «Сфинкс».
Издательство Общины Святой Евгении, Литография И. Кадушина, Петроград, 1914 -1917 гг.
Лицевая и оборотная сторона.

 

На лицевой стороне - рисованное изображение пристани у Академии Художеств с мифическим существом - сфинксом.

В 1832 году, по инициативе путешественника Андрея Николаевича Муравьева, в Петербург из Египта были доставлены два сфинкса, охранявшие в древние времена вход в храм царя Аменхотепа III в Фивах. В то время в России и Европе увлекались египтологией. В наши дни сфинксы на Университетской набережной являются одними из узнаваемых и таинственных символов города.

На протяжении долгого времени история петербургского издательства «Ришар» («Richard») оставалась неизвестной. Итальянский коллекционер Пьер Паоло Вики предположил, что основателем «Ришара» мог быть купец, немец по происхождению Рихард Рихардович Лютерман. Об этом человеке известно, что он жил в Петербурге, в конце XIX века владел несколькими производствами, в том числе мастерской и магазином искусственных цветов и зелени, расположенными на Невском проспекте, рядом с католическим храмом Святой Екатерины. Вскоре в этом месте Р. Р. Лютерман организовал собственное издательство открытых писем.

Издательство «Ришар» выпускало множество разных открытых писем: видовые, с репродукциями картин, фотопортретами городских жителей, артистов петербургских театров, посвященных военным событиям.

Открытое письмо «С. Петербург. Михайловский сад и Европейская гостиница».

 


Открытое письмо «С. Петербург. Михайловский сад и Европейская гостиница».
Издательство «Ришар», Петербург, начало XX в.
Лицевая и оборотная сторона.

 

Здание Европейской гостиницы расположено на правой стороне. С самого открытия в 1875 году гостиница славилась роскошными интерьерами, изысканной кухней, техническими новшествами. В разные годы здесь останавливались знаменитые люди. Сейчас гостиница именуется как: «Гранд Отель Европа».

Открытое письмо «С. Петербург. Троицкая площадь».

 


Открытое письмо «С. Петербург. Троицкая площадь».
Издательство «Ришар», Петербург, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

Троицкая площадь возникла в начале XVIII века на Городском (сейчас Петроградском) острове. В этом месте находился Троице-Петровский собор, по которому и произошло название площади. В 1933 году собор был снесен. В былые времена Троицкая площадь считалась центром города. Известно, что на ней располагались разные учреждения: Сенат, Синод, коллегии, типография, Гостиный двор, таможня, рынок, трактир "Аустерия".

На изображении также запечатлен трамвай. Трамвайное движение по улицам Петербурга открылось в 1907 году. Первая партия машин была закуплена у английской фирмы «Brush». С тех времен на петербургских трамваях для обозначения номера каждого маршрута, используют уникальное сочетание двух цветных огней, которые зажигаются по бокам номера. Благодаря этому пассажиры могут издалека узнать нужный им трамвай.

Открытое письмо «С. Петербург. Невский пр. дом Елисеева».

 


Открытое письмо. «С. Петербург. Невский пр. дом Елисеева».
Издательство «Ришар», Петербург, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

Красивое здание в стиле модерн было построено в начале XIX века архитектором Г. В. Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы». Для петербуржцев это место было настоящим гастрономическим раем! Здесь продавали трюфели, устрицы, необычные сыры и фрукты, вино, кофе и другие деликатесы, привезенные купцами Елисеевыми из–за границы. Магазин работает по сей день.

Почтовая карточка. «С. Петербург. Царскосельский вокзал».

 


Почтовая карточка «С. - Петербург. Царскосельский вокзал».
Издательство «Ришар», Петербург, 1910-е гг.
Лицевая и оборотная сторона.

 

Современное здание Витебского (Царскосельского) вокзала было возведено архитекторами Станиславом Бржозовским и Симой Минашем в 1904 году. Это изысканное здание в стиле «северный модерн» - единственный вокзал Петербурга, где поезда отходят со второго этажа.

На открытке можно увидеть Введенский канал, протекавший рядом со зданием вокзала. Канал был прорыт в 1804 году и соединял две водные магистрали: Фонтанку и Обводный канал. В 60–е годы XX века Введенский канал был засыпан. В наши дни о его существовании напоминает улица Введенского канала, проложенная на этом месте.

За вокзалом видны купола Введенской церкви, принадлежавшей одному из старейших российских гвардейских полков – Семеновскому. Белоснежный пятикупольный храм в русско-византийском стиле был заложен в 1837 годом архитектором Константином Тоном. Позже церковь получила статус собора. В военных храмах хранились полковые реликвии, знамена и трофеи. В 30–х гг. XX века собор был разрушен.

В середине XIX века был изобретена фототипия. «Фототипия - способ плоской печати иллюстраций со стеклянной или металлической пластины, покрытой светочувствительным слоем желатина». Этот способ печати точно передавал все детали изображения и позволял при небольших расходах получать большое количество отпечатков.

Фототипию применяла известная полиграфическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» при печати своих открыток. Фирма была основана в 1863 году, когда купцы Шерер М. Н. и Набгольц Г. И. приобрели московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера. Фотосъемкой занимался Мартин Шерер, хозяйственными и финансовыми делами – Георгий Набгольц. Новая фирма стала именоваться «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера». Предприятие занималось фотосьемкой городских пейзажей, в основном Москвы, выполняло на заказ фотопортреты, визитные карточки. Вскоре владельцы продали свое производство фотографу А. И. Мею на правах аренды. Фирма стала именоваться «Шерер, Набгольц и Ко». После 1894 года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» начала печать свои фотографии на открытках. Продукция была высокого качества, и фирма много раз награждалась. На изделиях было разрешено помещать изображение гербового орла.

Открытое письмо «С. – Петербург. Зоологический сад».

 


Открытое письмо «С. – Петербург. Зоологический сад».
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва, [н. XX в.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

Зоологическим садом в прошлые времена называли Ленинградский зоопарк. Один из старейших зоопарков России появился в 1865 году в Петербурге. Изначально это был частный зверинец, где жили разные животные: львы, тигры, медведи, мелкие хищники и птицы. Зверинец был открыт и содержался голландцем прусского подданства Юлиусом Гебгардтом и его женой Софией. 

Зоопарк пережил Великую Отечественную войну и блокаду. В эти страшные годы сотрудники, которые остались в городе, продолжали ухаживать за животными и демонстрировать их посетителям. Сегодня Ленинградский зоопарк постоянно совершенствуется и является одним из самых популярных мест отдыха взрослых и детей.

Открытое письмо «С. – Петербург. Троицкий собор и Памятник Славы».

 


Открытое письмо «С. – Петербург. Троицкий собор и Памятник Славы».
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва, [н. XX в.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

На лицевой стороне открытки, под названиями, изображенных памятников – фамилии их создателей, нанесенные рукописно.

Белый собор с синими куполами, украшенными звездами, был возведен в 1835 году по проекту Василия Стасова для лейб-гвардии Измайловского полка. Полк был сформирован по указу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году в селе Измайлове под Москвой. Вскоре лейб- гвардии Измайловский полк был переведен в Петербург и расквартирован в местности между рекой Фонтанкой и Обводным каналом.

Памятник Славы (Колонна Славы) – монумент, воздвигнутый по проекту Д. И. Гримма в честь завершения русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. В ансамбль памятника включена ограда с декоративными пушками на лафетах и художественные фонари.

Известный фотохудожник Сергей Михайлович Прокудин-Горский, с помощью особого метода и техники, создавал цветные фотографии самых красивых уголков России. Путешествуя по всей стране, он запечатлевал людей, природу, достопримечательности. Фотоработы Прокудина-Горского отличались яркостью, выразительностью и передавали все натуральные цвета. Позже фотохудожник занялся издательской деятельностью и стал производить открытки с собственными фотографиями. Мастерская Прокудина-Горского находилась на Большой Подъяческой, 22.

Открытое письмо «С. Петербург. Новая Голландия со стороны р. Мойки».

 


Открытое письмо «С. Петербург. Новая Голландия со стороны р. Мойки».
Фотография С. М. Прокудина-Горского, Петербург, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

Новая Голландия – рукотворный остров, появившийся в Петербурге во времена строительства Петром Первым Северного флота. В начале XVIII века на левом берегу Невы были заложены здание Адмиралтейства и верфь со складами для корабельного леса и мастерскими. Для удобства доставки материалов, предназначенных для строительства кораблей, были созданы Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие Неву и Мойку. Так появился новый остров. Существует версия, что свое название – Новая Голландия, остров мог получить из–за схожести местности с голландскими верфями. Со временем промышленная зона превратилась в проект «Новая Голландия: культурная урбанизация», ставший центром современной культуры и зоной отдыха.

Среди иностранных полиграфических производств, выпускавших открытки с видами Петербурга были два стокгольмских издательства «Акционерное Общество Гранберг в Стокгольме» и E.G.S.I.S. или E.G.S. (Ernst G.Svanstrom, Stockholm). Множество изданных ими открыток были посвящены русской тематике и продавались в основном в России.

 


Открытое письмо «С. Петербург. Елагинский дворец».
«Акционерное Общество Гранберг в Стокгольме». [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.


Почтовая карточка «Петроград. Памятник Глинки».
«Акционерное Общество Гранберг в Стокгольме». 1914 - 1917 гг.
Лицевая и оборотная сторона.


Почтовая карточка «С. – Петербург. Казанский собор и Памятник Фельдмаршалу Князю Кутузову».
E.G.S.I.S. (Ernst G.Svanstrom, Stockholm). 1910 - е гг. 
Лицевая и оборотная сторона.


Почтовая карточка «С. – Петербург. Мариинская площадь и Памятник Императору Николаю I».
E.G.S.I.S. (Ernst G.Svanstrom, Stockholm). 1910-е гг.
Лицевая и оборотная сторона.

 

В музейной коллекции представлены открытки и многих других издательств.

 


Почтовая карточка «Петроград. Николаевский мост» (сейчас - мост Лейтенанта Шмидта).
Изд-во А. Кононова, Петроград, 1914 - 1917 гг.
Лицевая и оборотная сторона.


Открытое письмо «С. – Петербург. Владимирский проспект».
Издание Г.М.Б., Россия, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.


Открытое письмо «Биржа».
Издание J.W. Начало XX в.
Лицевая и оборотная сторона.


Открытое письмо «С.- Петербург. Троицкий мост».

[Издание E.L.] [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.


Почтовая карточка «С. – Петербург. Аничкин дворец».
Издание А.М.К. Россия,1910-е гг. 
Лицевая и оборотная сторона.


Почтовая карточка «Ст. Петербург. Петербургская ст. Женские педагогические курсы».

Издание К. П. Леонтьева, Петербург, 1910-е гг.
Лицевая и оборотная сторона.

 

Открытое письмо «С. Петербург. Народный дом Императора Николая II». Изд-во В. Пфистера.

 


Открытое письмо «С. Петербург. Народный дом Императора Николая II».
Изд-во В. Пфистера, Петербург, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

В 1880–е гг. в Петербурге стали появляться общедоступные культурно–зрелищные, просветительские учреждения – Народные дома, которые посещали рабочие, солдаты, студенты, мелкие чиновники, представители интеллигенции. В этих учреждениях были театрально-концертные залы, библиотеки-читальни, воскресные школы, помещения для лекционной и кружковой работы, буфеты и многое другое. Народные дома находились в ведении Попечительства о народной трезвости.

12 декабря 1900 года состоялось торжественное освящение здания Народного дома императора Николая II (официальное название: «Заведение для народных развлечений императора Николая II»), которое построили на территории Александровского парка. Здание достраивалось до 1912 года. Со временем сильно пострадало. Сейчас на этом месте располагаются театр «Балтийский дом», Планетарий и Мюзик-Холл.

Открытое письмо «С. – Петербург. Сиротский институт Императора Николая I». Издание Ш. и А.

 


Открытое письмо «С. – Петербург. Сиротский институт Императора Николая I».
Издание Ш. и А., Россия, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

В 1834 году в Петербурге на базе сиротского отделения Воспитательного дома, учрежденного Николаем I, было открыто женское учебно-воспитательное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1837 году заведение получило название Сиротский институт императора Николая I. Институт предназначался для дочерей чиновников военных и гражданских ведомств, младших офицеров, лиц, имеющих ученые степени, оставшихся круглыми сиротами или полусиротами. Девочек принимали на полное содержание и давали им образование по программе средних женских учебных заведений. Сейчас в здании Сиротского института находится Российский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.

Открытое письмо «Jardin d' Été» («Летний сад»). Фабрика Отто Кирхнера, O.P.F. (Osnabrucker Papierwarenfabrik – печатная фабрика в Берлине). На открытке запечатлена часовня святого благоверного князя Александра Невского, стоящая в ограде решетки Летнего сада. Часовня построена в память спасения Александра II при покушении на него Д. В. Каракозова 4 апреля 1866 г. Была поставлена на месте покушения. Постройка не дошла до наших дней, в 1930 году часовня была разрушена.

 


Открытое письмо «Jardin d' Été» («Летний сад»).
Фабрика Отто Кирхнера, O.P.F. (Osnabrucker Papierwarenfabrik). Петербург, Берлин. Н. XX в. 
Лицевая и оборотная сторона.

 

Интересно выглядит рекламная цветная открытка Невской фабрики обоев М. И. Лихачевой. На лицевой стороне – изображения здания фабрики с разных ракурсов и места, где она была расположена. Известно, что Невская фабрика обоев была основана в 1870–х гг. После смерти владельца, производство перешло его дочери Марии Ивановне Лихачевой. При ней фабрика находилась сначала на Сампсониевском проспекте, затем - на Васильевском острове. На Невской фабрике обоев производились изысканные изделия высокого качества: обои в стиле Людовика XV, в стиле ампир, модерн, древнерусском стиле и др. Ознакомится с ассортиментом и приобрести продукцию можно было в фирменном магазине.

 


Рекламная открытка Невской фабрики обоев М. И. Лихачевой.
Петербург, [1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

Встречаются открытки, на которых не указан издатель.

 


Открытое письмо «С. – Петербург. Балтийский вокзал».
[1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.


Открытое письмо «С. – Петербург. Исаакиевский собор».
[1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.


Открытое письмо «Ст. – Петербург. Сенная площадь и Садовая улица».
[1905 - 1909 гг.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

Открытое письмо «ПАМЯТНИК ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III На ЗНАМЕНСКОЙ ПЛОЩАДИ в СПБУРГЕ». Конная статуя императора была выполнена по модели известного скульптора П. П. Трубецкого, архитектурное решение монумента - Ф. О. Шехтелем. Памятник был установлен в 1909 году на Знаменской площади (Площадь Восстания). Сейчас он находится во дворе Мраморного дворца.

 


Открытое письмо «ПАМЯТНИК ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III на ЗНАМЕНСКОЙ ПЛОЩАДИ в СПБУРГЕ».
[1909 г.]
Лицевая и оборотная сторона.

 

День города в Петербурге отмечали во все времена! И это подтверждает открытка издательства «Ришар», выпущенная к юбилею города в 1903 году! На лицевой стороне запечатлены сооружения для галерного флота, появившиеся при Петре I - основателе нашего города.

 


«Юбилейное открытое письмо. 1703 – 1903. С. Петербург. Кроншпиц. – Галерная Гавань».
Издательство «Ришар». Петербург, н. XX в.
Лицевая и оборотная сторона.

 

Дорогие петербуржцы и гости города поздравляем вас с праздником! Желаем прекрасному Петербургу мира и процветания!

Вверх