На сегодняшний день собрание музея "Разночинный Петербург" - это более 50 000 единиц хранения, а постоянная экспозиция рассказывает о жизни и быте разночинцев, деятельности В.И. Ульянова (Ленина) и Союза борьбы за освобождение рабочего класса, а также включает в себя уникальную «Блокадную комнату», которая по праву занимает одно из ключевых мест в экспозиционном пространстве музея.
22 июня 2020 года - 79-я годовщина начала Великой Отечественной войны. В этот памятный день мы расскажем об истории реставрации предметов семьи Агте, которые хранят память об одной из самых трагических глав в летописи нашего города - блокаде Ленинграда.
«Блокадная история» музея началась в 2004 году, когда Нина Михайловна Рогозина передала музею целый комплекс предметов блокадного быта, общее количество которых составило более 900 единиц хранения. Дедушка Нины Михайловны - Александр Николаевич Агте (1882-1960 гг.) после окончания Курского реального училища приехал в Петербург, поступил в Технологический институт, который закончил с отличием. На 4-м курсе Агте женился на своей землячке Марии Алексеевне Мясоедовой, с которой они прожили 50 лет. Впоследствии Александр Николаевич станет ученым-химиком и доцентом Технологического института, а позднее будет награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1941-45 гг. его семья проживала в служебной квартире Технологического института в доме 49 по Загородному проспекту. Заслуга в сохранении предметов принадлежит дочери Александра Николаевича - Галине Александровне Агте, хранившей коллекцию до 1992 года. Нине Михайловне Рогозиной, вслед за своей мамой, удалось продолжить сохранение всех предметов из той самой квартиры, которые в последствии и стали основой для воссоздания идентичной «блокадной комнаты», но уже в стенах музея. Большое количество воспоминаний удалось записать на диктофон при беседах с самой Ниной Михайловной и узнать, что почти каждый из предметов имеет свою судьбу. В рамках Государственного задания в 2015 году в отношении ремонтно-реставрационных работ в первую очередь шла речь о музейных предметах экспозиционного характера. В связи с празднованием 70-летия победы в Великой Отечественной войне приоритет был расставлен в пользу предметов, находящихся в постоянном экспонировании в «Блокадной комнате семьи Агте». Сложность в осуществлении поставленных задач состояла еще и в том, что необходимо было не только осуществить огромный пласт работы по расчистке, консервации и воссозданию, но и не допустить нарушения первоначального образа предметов, соответствующего не только исторической эпохе, но и конкретному историческому событию и духу. Реставрацию проводила группа профессионалов под общим руководством эксперта по культурным ценностям. Все предметы относятся к периоду кон. XIX – нач. XX вв. и у каждого из них, помимо реставрационной, есть еще и своя, историческая легенда. |
||
Первым объектом реставрации стал комод, который подлежал глубокому реставрационному воздействию, поскольку здесь уже речь шла не только об общих загрязнениях памятника, но и об изменениях лакового слоя, многочисленных сколах, большой трещине на верхней поверхности, следах воздействия насекомых и утрате задних ножек. Реставратору А.Н. Яковлеву удалось не только очистить и склеить трещины на верхней поверхности памятника, но и надставить усохшие направляющие для поликов на ящиках и изготовить утраченные задние ножки по аналогичному ряду однотипных предметов. Комод внешне хоть и не является самым ярким предметов именно блокадного быта, но, тем не менее, занял в блокадной экспозиции свое почетное место, а на нем разместились личные вещи хозяев.
Комод. Столешница до реставрации. Общий вид фасада до реставрации. |
Комод.
В процессе реставрации и общий вид после реставрации.
Одним из таких личных предметов стал следующий отреставрированный – это деревянная рамка, с графическим изображением под стеклом. Это изображение - портрет супруги профессора А.Н. Агте - М.А. Мясоедовой. Мария Алексеевна пережила гражданскую войну и тоже являлась «хранителем» блокадных предметов. Предположительно портрет привезен ею из города Курска, а рамка приобретена уже в Петербурге. Внешне, рамка имеет очень эффектный и, можно сказать, праздничный вид, имеет различного тона объемную инкрустацию в виде переплетенных веток и цветов из ореха, но учитывая специфику хвойных пород древесины, из которых изготовлена сама рамка, реставратору пришлось провести большую работу по исправлению значительного винтообразного искривления по плоскости и восстановлению утрат части фрагментов декора.
Рамка. Верхний ряд. Фрагмент нижнего угла до реставрации. Фрагмент до реставрации. Справа. Фрагмент верхнего края до реставрации. |
Рамка (с портретом Марии Алексеевны).
Общий вид после реставрации.
Интересную информацию удалось получить в процессе работы с настенными консолями с живописным пейзажем, которые, как рассказывала даритель, были куплены на рынке. В процессе осуществления расчистки живописного слоя художниками–реставраторами было установлено, что рисунок был нанесен по литографии, а сами изображения скорее всего могут иллюстрировать северную и южную природу нашей страны, поскольку на одной из консолей - изображение кипарисов и берега моря, а на другой – сосновый бор.
Консоли с живописным изображением. До реставрации. |
Консоли с живописным изображением. После реставрации. |
Обычный платяной шкаф имеет свое собственное имя – «Лешенькин». Он был куплен за год до начала Великой Отечественной войны соседом Агте по квартире Алексеем Ивановичем Проворкиным. В июле 1941 г. Алексей Иванович ушел с народным ополчением на фронт и пропал без вести на Лужском рубеже, защищая Ленинград. Шкаф так и не дождался своего хозяина. Когда начались страшные блокадные дни, Агте перебрались вчетвером в самую маленькую комнату в квартире, которую легче было обогреть, и «Лешенькин» шкаф, как настоящий солдат, закрывал собой единственное окно в комнате, оберегая ее обитателей от ударов воздушной волны и осколков стекол. В настоящей комнате между стеной и торцом шкафа находилась детская кроватка маленькой Нины. После такого интенсивного бытового пользования на шкафу помимо загрязнений и потертостей остались отверстия от гвоздей.
В ходе реставрации были восполнены утраты шпона однопородной древесиной, фрагментов резьбы по верхнему периметру шкафа, демонтированы чужеродные поздние подполочные бруски, а также были восстановлены замковые части и ключи. Восстановлена восковая отделка и покрытие шеллачным лаком. В ходе реставрации также выявилось точный материал основа исполнения данного шкафа, это – сосна, фанера, дуб, шпон ясеня.
Платяной шкаф. Верхний ряд. Нижняя часть фасада до реставрации. Общий вид во время реставрации. Слева. Общий вид после реставрации. |
После реставрации все предметы, были возращены в место экспонирования - в «Блокадную комнату семьи А.Н. Агте». При ближнем рассмотрении оказывается, что обыденные на первый взгляд предметы «блокадной комнаты» рассказывают нам о прошлом, об истории, о подвигах и по праву являются свидетелями необычайного мужества жителей блокадного города. Таким образом, сохранение истории возможно только благодаря сохранению предметов и рассказам о них.