Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

На сегодняшний день собрание музея "Разночинный Петербург" - это более 50 000 единиц хранения, а постоянная экспозиция рассказывает о жизни и быте разночинцев, деятельности В.И. Ульянова (Ленина) и Союза борьбы за освобождение рабочего класса, а также включает в себя уникальную «Блокадную комнату», которая по праву занимает одно из ключевых мест в экспозиционном пространстве музея.

22 июня 2020 года - 79-я годовщина начала Великой Отечественной войны. В этот памятный день мы расскажем об истории реставрации предметов семьи Агте, которые хранят память об одной из самых трагических глав в летописи нашего города - блокаде Ленинграда.

 

     
 

«Блокадная история» музея началась в 2004 году, когда Нина Михайловна Рогозина передала музею целый комплекс предметов блокадного быта, общее количество которых составило более 900 единиц хранения.

Дедушка Нины Михайловны - Александр Николаевич Агте (1882-1960 гг.) после окончания Курского реального училища приехал в Петербург, поступил в Технологический институт, который закончил с отличием. На 4-м курсе Агте женился на своей землячке Марии Алексеевне Мясоедовой, с которой они прожили 50 лет. Впоследствии Александр Николаевич станет ученым-химиком и доцентом Технологического института, а позднее будет награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1941-45 гг. его семья проживала в служебной квартире Технологического института в доме 49 по Загородному проспекту. Заслуга в сохранении предметов принадлежит дочери Александра Николаевича - Галине Александровне Агте, хранившей коллекцию до 1992 года. 

Нине Михайловне Рогозиной, вслед за своей мамой, удалось продолжить сохранение всех предметов из той самой квартиры, которые в последствии и стали основой для воссоздания идентичной «блокадной комнаты», но уже в стенах музея. Большое количество воспоминаний удалось записать на диктофон при беседах с самой Ниной Михайловной и узнать, что почти каждый из предметов имеет свою судьбу.

В рамках Государственного задания в 2015 году в отношении ремонтно-реставрационных работ в первую очередь шла речь о музейных предметах экспозиционного характера. В связи с празднованием 70-летия победы в Великой Отечественной войне приоритет был расставлен в пользу предметов, находящихся в постоянном экспонировании в «Блокадной комнате семьи Агте». Сложность в осуществлении поставленных задач состояла еще и в том, что необходимо было не только осуществить огромный пласт работы по расчистке, консервации и воссозданию, но и не допустить нарушения первоначального образа предметов, соответствующего не только исторической эпохе, но и конкретному историческому событию и духу. Реставрацию проводила группа профессионалов под общим руководством эксперта по культурным ценностям. 

Все предметы относятся к периоду кон. XIX – нач. XX вв. и у каждого из них, помимо реставрационной, есть еще и своя, историческая легенда.

 
     

 

Первым объектом реставрации стал комод, который подлежал глубокому реставрационному воздействию, поскольку здесь уже речь шла не только об общих загрязнениях памятника, но и об изменениях лакового слоя, многочисленных сколах, большой трещине на верхней поверхности, следах воздействия насекомых и утрате задних ножек. Реставратору А.Н. Яковлеву удалось не только очистить и склеить трещины на верхней поверхности памятника, но и надставить усохшие направляющие для поликов на ящиках и изготовить утраченные задние ножки по аналогичному ряду однотипных предметов. Комод внешне хоть и не является самым ярким предметов именно блокадного быта, но, тем не менее, занял в блокадной экспозиции свое почетное место, а на нем разместились личные вещи хозяев.

 









Комод.
Столешница до реставрации.
Общий вид фасада до реставрации.

 

Комод. 
В процессе реставрации и общий вид после реставрации.

 

Одним из таких личных предметов стал следующий отреставрированный – это деревянная рамка, с графическим изображением под стеклом. Это изображение - портрет супруги профессора А.Н. Агте - М.А. Мясоедовой. Мария Алексеевна пережила гражданскую войну и тоже являлась «хранителем» блокадных предметов. Предположительно портрет привезен ею из города Курска, а рамка приобретена уже в Петербурге. Внешне, рамка имеет очень эффектный и, можно сказать, праздничный вид, имеет различного тона объемную инкрустацию в виде переплетенных веток и цветов из ореха, но учитывая специфику хвойных пород древесины, из которых изготовлена сама рамка, реставратору пришлось провести большую работу по исправлению значительного винтообразного искривления по плоскости и восстановлению утрат части фрагментов декора.

 

 







Рамка.


Верхний ряд.
Фрагмент нижнего угла до реставрации. 
Фрагмент до реставрации.

Справа.
Фрагмент верхнего края до реставрации.

 

 Рамка (с портретом Марии Алексеевны).
Общий вид после реставрации.

 

Интересную информацию удалось получить в процессе работы с настенными консолями с живописным пейзажем, которые, как рассказывала даритель, были куплены на рынке. В процессе осуществления расчистки живописного слоя художниками–реставраторами было установлено, что рисунок был нанесен по литографии, а сами изображения скорее всего могут иллюстрировать северную и южную природу нашей страны, поскольку на одной из консолей - изображение кипарисов и берега моря, а на другой – сосновый бор.

 

Консоли с живописным изображением.
До реставрации.
Консоли с живописным изображением.
После реставрации.

 

Обычный платяной шкаф имеет свое собственное имя – «Лешенькин». Он был куплен за год до начала Великой Отечественной войны соседом Агте по квартире Алексеем Ивановичем Проворкиным. В июле 1941 г. Алексей Иванович ушел с народным ополчением на фронт и пропал без вести на Лужском рубеже, защищая Ленинград. Шкаф так и не дождался своего хозяина. Когда начались страшные блокадные дни, Агте перебрались вчетвером в самую маленькую комнату в квартире, которую легче было обогреть, и «Лешенькин» шкаф, как настоящий солдат, закрывал собой единственное окно в комнате, оберегая ее обитателей от ударов воздушной волны и осколков стекол. В настоящей комнате между стеной и торцом шкафа находилась детская кроватка маленькой Нины. После такого интенсивного бытового пользования на шкафу помимо загрязнений и потертостей остались отверстия от гвоздей.  

В ходе реставрации были восполнены утраты шпона однопородной древесиной, фрагментов резьбы по верхнему периметру шкафа, демонтированы чужеродные поздние подполочные бруски, а также были восстановлены замковые части и ключи. Восстановлена восковая отделка и покрытие шеллачным лаком. В ходе реставрации также выявилось точный материал основа исполнения данного шкафа, это – сосна, фанера, дуб, шпон ясеня.

 


Платяной шкаф.

Верхний ряд.
Нижняя часть фасада до реставрации.
Общий вид во время реставрации.

Слева.
Общий вид после реставрации.

 

После реставрации все предметы, были возращены в место экспонирования - в «Блокадную комнату семьи А.Н. Агте». При ближнем рассмотрении оказывается, что обыденные на первый взгляд предметы «блокадной комнаты» рассказывают нам о прошлом, об истории, о подвигах и по праву являются свидетелями необычайного мужества жителей блокадного города. Таким образом, сохранение истории возможно только благодаря сохранению предметов и рассказам о них.

 

 

Вверх