Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

«Каждый период времени наложил свою печать на фарфоровую посуду.
Всякую фарфоровую вещицу можно прочесть как книгу.
Она расскажет о тех, кто ее сделал, и о тех, для кого она была сделана».
 

                                                                                Е. Данько. «Китайский секрет». 

 

В этом году отмечается 300–летие со дня рождения создателя русского фарфора – Дмитрия Ивановича Виноградова (1720 – 1758). 

Дмитрий Иванович родился в 1720 году в городе Суздале в священнической семье. Учился в Москве в Славяно–греко-латинской академии, где подружился с М.В. Ломоносовым. Вскоре оба друга в числе лучших учеников продолжили учебу в Санкт-Петербурге. В Германии Виноградов изучал разные науки, горное дело.  

В конце 1744 года горный инженер Д.И. Виноградов был зачислен на работу на новое производство – Невскую порцелиновую мануфактуру в Петербурге. В это время он активно занимался исследованием отечественного сырья, поиском оптимального состава фарфоровой массы, разрабатывал методы формовки. Благодаря Дмитрию Ивановичу Виноградову в России появился фарфор, известный на весь мир. Первыми предметами, изготовленными на мануфактуре по рецепту Виноградова были: чашки, табакерки, пуговицы, набалдашники для тростей. При Екатерине Второй Невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод. 

В 1925 году заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова — Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (Ломоносовский фарфоровый завод). В 1936 году появилась известная марка в виде логотипа «ЛФЗ», автором которой является художница А. Яцкевич. Марка – надглазурная или подглазурная, выполнялась в основном штампом.

 

В музее «Разночинный Петербург» от Ломоносовского фарфорового завода представлено много изделий в виде столовой посуды и предметов интерьера. Например, в коллекции неглазурованного фарфора – бисквитного - есть плакетка на подставке, выпущенная в честь 250–летнего юбилея завода в 1994 году. На плакетке — профильный портрет Дмитрия Ивановича Виноградова, под портретом изображено здание завода, на подставке — надпись: «250 лет ЛФЗ».

 

Плакетка на подставке «Д. Виноградов».
«250 лет ЛФЗ».

ЛФЗ, Санкт-Петербург,
1990-е гг.


Чернильница «А.С. Пушкин за работой»
. Была создана в 1936 году к предстоящему столетию со дня смерти поэта. Чернильница выполнена в виде лежащего на диване Пушкина с листком и пером в руке. Декорировалась по-разному, в коллекции музея — чернильница в белой глазури. Чернильница в жизни Александра Сергеевича была незаменимым и важным предметом обихода, с помощью которого он создавал свои шедевры. У поэта есть даже стихотворение «К моей чернильнице», посвященное этому предмету: 

 

«Подруга думы праздной, 

Чернильница моя, 

Мой век разнообразный 

Тобой украсил я».

 


Чернильница «А.С. Пушкин за работой».


Н. Данько.
ЛФЗ, Ленинград,
[1950-е гг.]


Фарфоровые статуэтки детей
пользовались огромным успехом. Детей изображали играющими, занятых учебой, творческими и спортивными видами деятельности. Эти милые и жизнерадостные скульптуры до сих пор радуют и поднимают настроение! В музейной коллекции тоже есть детские статуэтки. 
 

Статуэтка «Филипок» или «Филиппок». Данная работа была выполнена А. Пахомовым и Е. Лупановой по мотивам одноименного рассказа Л.Н. Толстого про мальчика, который хотел ходить в школу:  

«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? 

— В школу. 

— Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу».

 

Статуэтка «Филипок» («Филиппок»).

А. Пахомов и Е. Лупанова.

ЛФЗ, Ленинград,
[1940-1960 гг.]

 

В фарфоровой скульптуре В.И. Ленин предстает не революционером, а простым ребенком с книгой в руке. Глядя на нее вспоминается стихотворение М.И. Ивенсен:

 

«Когда был Ленин маленький,
Похож он был на нас,
Зимой носил он валенки,
И шарф носил, и варежки.
И падал в снег не раз.
Любил играть в лошадки,
И бегать и скакать,
Разгадывать загадки
И в прятки поиграть.

Когда был Ленин маленький,
Такой, как мы с тобой,
Любил он у проталинки
По лужице по маленькой
Пускать кораблик свой.
Как мы, шалить умел он,
Как мы, он петь любил,
Правдивым был и смелым - 
Таким наш Ленин был».













Статуэтка «Ленин в детстве».


С. Велихова.
ЛФЗ, Ленинград, 
[1950-1960 гг.]

 


Статуэтка «Юный пограничник» или «Мальчик с собакой» входит в знаменитую серию «Счастливое детство», придуманную Галиной Сергеевной Столбовой. Существует версия, что на создание этой скульптуры авторов (Г. Столбову и Е. Лупанову) вдохновил образ Героя Советского Союза, полковника пограничных войск Никиты Федоровича Карацупы и его верного пса Индуса. Эта работа олицетворяет дружбу, преданность между человеком и собакой!

 

Статуэтка «Юный пограничник» или
«Мальчик с собакой».


Столбова Г., Лупанова Е. 
ЛФЗ, Ленинград,
[1950-1960 гг.]

 

Скульптура помещика Плюшкина из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя представлена в коллекции музея как в бисквитном, так и глазурованном исполнении. Гоголь в своем произведении дал подробное описание портрета этого героя: 

«Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхает подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Ибо к чести героя нашего нужно сказать, что сердце у него было сострадательно и он не мог никак удержаться, чтобы не подать бедному человеку медного гроша. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик».

 


Статуэтка «Плюшкин».


Б. Воробьев и И. Ризнич. 
ЛФЗ, Ленинград,
[1950-60-е гг.]

Статуэтка «Плюшкин».


Б. Воробьев и И. Ризнич.
ИФЗ, Санкт-Петербург,
2014 г.

 

Фарфоровая серия, состоящая из фигур персонажей «Ревизора» и «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, была создана в 1945–1953 гг. скульптором Б. Воробьевым и художником И. Ризничем.

 


Серия фарфоровых статуэток гоголевских персонажей.

Б. Воробьев и И. Ризнич.
ИФЗ, Санкт-Петербург,
2014 г.

 

В 2005 году заводу было возвращено историческое название — Императорский фарфоровый завод. В музее есть и разнообразная современная продукция завода. Например, декоративные тарелки, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне.

 

Тарелка декоративная «9 мая».

Тарасюк И.
ИФЗ, Санкт-Петербург,
2015 г.
Тарелка декоративная «Спасибо!» 

Шуляк Г.
ИФЗ, Санкт-Петербург,
2015 г.

 

Спортивная тематика представлена сериями тарелок и скульптур.

 

Тарелка декоративная «Горные лыжи». 

Соколов С. 
ИФЗ. Санкт-Петербург, 
2013-2014 гг.
Скульптура «Керлингистка». 

Михайлов А. 
ИФЗ, Санкт-Петербург, 
2013 г.

 

На декоративных тарелках из серии «Российская императорская гвардия в 1812» изображены гвардейцы полков, сражавшихся в Отечественную войну, в том числе лейб-гвардии Семеновского полка, лейб-гвардии Егерского полка. Эти полки квартировали в местности, где сейчас находится здание музея "Разночинный Петербург". К этой тематике относятся и кофейные пары: на чашках, на белом фоне – силуэты воинов, на блюдцах – фрагменты военных карт.

 

 

Декоративная тарелка «Штаб-офицер
Лейб-гвардии Егерского полка»
из серии «Российская императорская
гвардия в 1812 году».

О. Пархаев.
ИФЗ. Санкт-Петербург,
2012 г.

 

Кофейная пара «Война 1812 г. Артиллерия».

С. Русаков.
ИФЗ. Санкт-Петербург,
2012 г.


Императорский фарфоровый завод продолжает выпускать новые интересные изделия, поддерживать качество и следовать традициям Д.И. Виноградова!

Вверх