«Каждый период времени наложил свою печать на фарфоровую посуду.
Всякую фарфоровую вещицу можно прочесть как книгу.
Она расскажет о тех, кто ее сделал, и о тех, для кого она была сделана».
Е. Данько. «Китайский секрет».
В этом году отмечается 300–летие со дня рождения создателя русского фарфора – Дмитрия Ивановича Виноградова (1720 – 1758).
Дмитрий Иванович родился в 1720 году в городе Суздале в священнической семье. Учился в Москве в Славяно–греко-латинской академии, где подружился с М.В. Ломоносовым. Вскоре оба друга в числе лучших учеников продолжили учебу в Санкт-Петербурге. В Германии Виноградов изучал разные науки, горное дело.
В конце 1744 года горный инженер Д.И. Виноградов был зачислен на работу на новое производство – Невскую порцелиновую мануфактуру в Петербурге. В это время он активно занимался исследованием отечественного сырья, поиском оптимального состава фарфоровой массы, разрабатывал методы формовки. Благодаря Дмитрию Ивановичу Виноградову в России появился фарфор, известный на весь мир. Первыми предметами, изготовленными на мануфактуре по рецепту Виноградова были: чашки, табакерки, пуговицы, набалдашники для тростей. При Екатерине Второй Невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод.
В 1925 году заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова — Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (Ломоносовский фарфоровый завод). В 1936 году появилась известная марка в виде логотипа «ЛФЗ», автором которой является художница А. Яцкевич. Марка – надглазурная или подглазурная, выполнялась в основном штампом.
В музее «Разночинный Петербург» от Ломоносовского фарфорового завода представлено много изделий в виде столовой посуды и предметов интерьера. Например, в коллекции неглазурованного фарфора – бисквитного - есть плакетка на подставке, выпущенная в честь 250–летнего юбилея завода в 1994 году. На плакетке — профильный портрет Дмитрия Ивановича Виноградова, под портретом изображено здание завода, на подставке — надпись: «250 лет ЛФЗ».
Плакетка на подставке «Д. Виноградов». «250 лет ЛФЗ». ЛФЗ, Санкт-Петербург, 1990-е гг. |
Чернильница «А.С. Пушкин за работой». Была создана в 1936 году к предстоящему столетию со дня смерти поэта. Чернильница выполнена в виде лежащего на диване Пушкина с листком и пером в руке. Декорировалась по-разному, в коллекции музея — чернильница в белой глазури. Чернильница в жизни Александра Сергеевича была незаменимым и важным предметом обихода, с помощью которого он создавал свои шедевры. У поэта есть даже стихотворение «К моей чернильнице», посвященное этому предмету:
«Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я».
Чернильница «А.С. Пушкин за работой». Н. Данько. ЛФЗ, Ленинград, [1950-е гг.] |
Фарфоровые статуэтки детей пользовались огромным успехом. Детей изображали играющими, занятых учебой, творческими и спортивными видами деятельности. Эти милые и жизнерадостные скульптуры до сих пор радуют и поднимают настроение! В музейной коллекции тоже есть детские статуэтки.
Статуэтка «Филипок» или «Филиппок». Данная работа была выполнена А. Пахомовым и Е. Лупановой по мотивам одноименного рассказа Л.Н. Толстого про мальчика, который хотел ходить в школу:
«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.
Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался?
— В школу.
— Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу».
Статуэтка «Филипок» («Филиппок»). А. Пахомов и Е. Лупанова. ЛФЗ, Ленинград, [1940-1960 гг.] |
В фарфоровой скульптуре В.И. Ленин предстает не революционером, а простым ребенком с книгой в руке. Глядя на нее вспоминается стихотворение М.И. Ивенсен:
Статуэтка «Юный пограничник» или «Мальчик с собакой» входит в знаменитую серию «Счастливое детство», придуманную Галиной Сергеевной Столбовой. Существует версия, что на создание этой скульптуры авторов (Г. Столбову и Е. Лупанову) вдохновил образ Героя Советского Союза, полковника пограничных войск Никиты Федоровича Карацупы и его верного пса Индуса. Эта работа олицетворяет дружбу, преданность между человеком и собакой!
Статуэтка «Юный пограничник» или «Мальчик с собакой». Столбова Г., Лупанова Е. ЛФЗ, Ленинград, [1950-1960 гг.] |
Скульптура помещика Плюшкина из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя представлена в коллекции музея как в бисквитном, так и глазурованном исполнении. Гоголь в своем произведении дал подробное описание портрета этого героя:
«Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхает подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Ибо к чести героя нашего нужно сказать, что сердце у него было сострадательно и он не мог никак удержаться, чтобы не подать бедному человеку медного гроша. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик».
Статуэтка «Плюшкин». Б. Воробьев и И. Ризнич. ЛФЗ, Ленинград, [1950-60-е гг.] |
Статуэтка «Плюшкин». Б. Воробьев и И. Ризнич. ИФЗ, Санкт-Петербург, 2014 г. |
Фарфоровая серия, состоящая из фигур персонажей «Ревизора» и «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, была создана в 1945–1953 гг. скульптором Б. Воробьевым и художником И. Ризничем.
Серия фарфоровых статуэток гоголевских персонажей. Б. Воробьев и И. Ризнич. ИФЗ, Санкт-Петербург, 2014 г. |
В 2005 году заводу было возвращено историческое название — Императорский фарфоровый завод. В музее есть и разнообразная современная продукция завода. Например, декоративные тарелки, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне.
Тарелка декоративная «9 мая». Тарасюк И. ИФЗ, Санкт-Петербург, 2015 г. |
Тарелка декоративная «Спасибо!» Шуляк Г. ИФЗ, Санкт-Петербург, 2015 г. |
Спортивная тематика представлена сериями тарелок и скульптур.
Тарелка декоративная «Горные лыжи». Соколов С. ИФЗ. Санкт-Петербург, 2013-2014 гг. |
|
Скульптура «Керлингистка». Михайлов А. ИФЗ, Санкт-Петербург, 2013 г. |
На декоративных тарелках из серии «Российская императорская гвардия в 1812» изображены гвардейцы полков, сражавшихся в Отечественную войну, в том числе лейб-гвардии Семеновского полка, лейб-гвардии Егерского полка. Эти полки квартировали в местности, где сейчас находится здание музея "Разночинный Петербург". К этой тематике относятся и кофейные пары: на чашках, на белом фоне – силуэты воинов, на блюдцах – фрагменты военных карт.
Декоративная тарелка «Штаб-офицер Лейб-гвардии Егерского полка» из серии «Российская императорская гвардия в 1812 году». О. Пархаев. ИФЗ. Санкт-Петербург, 2012 г. |
Кофейная пара «Война 1812 г. Артиллерия». С. Русаков. ИФЗ. Санкт-Петербург, 2012 г. |
Императорский фарфоровый завод продолжает выпускать новые интересные изделия, поддерживать качество и следовать традициям Д.И. Виноградова!