Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

 

Сегодня, 27 мая, мы отмечаем историческую дату - 320 лет со дня основания города Санкт-Петербурга. Об истории города могут рассказать его проспекты, улицы, переулки и его жители. Поэтому в юбилейную дату сотрудникам отдела фондов хотелось бы вернуться к истории Казачьих переулков начала XX в., обратившись к филокартической коллекции музея.

 


Фото.
 Дом №7/4 по Большому Казачьему переулку. (Пер. Ильича)
г. Ленинград, 1970-е гг.

Фото видовое. Большой Казачий пер., 4
Тугов В. А., г. Ленинград, [1970-е]

 

Большой и Малый Казачьи переулки с 1795 г. были объединены одним названием – Казачий переулок (Кривой или даже Козачий Кривой).  С 1849 г. Казачий был разделён на три переулка под номерами 1 – от Гороховой улицы до поворота, 2 – от Фонтанки до поворота и 3 – от поворота до Загородного проспекта. В 1880 г. Казачьи переулки получили наименования Большой и Малый. Представленная открытка была отправлена в 1910 г. со станции «Казбек» в дом №6 по Большому Казачьему переулку. Если обратиться к планам Санкт-Петербурга за 1913-1914 гг., то дом, о котором идёт речь в открытке, имеет современный номер 8. Дом был построен в 1904 г., архитектор Батуев П.Н.

 


Открытое письмо. Кавказ (Le Caucase). В.Г.Д. Станция Казбек
Адресована в Санкт-Петербург, на Большой Казачий пер., д.6, кв.8,
Его высокоблагородию Г.Р. Шульману.
 1910 г.

Марка почтовая 1908 -1910 гг.
Восемнадцатый стандартный выпуск, розово-красная
Герб почтово-телеграфного ведомства в орнаменте


 

Открытка  адресована его высокоблагородию Георгию Рудольфовичу фон-Шульману, кв. 8. Содержание письма обращено к ребёнку от мамы и папы:

«Пишу тебе со станции Казбек у подножия горы Казбек.». Автор письма отмечает «очень хорошенький горный пейзаж», просит ответ прислать уже в Ялту, до востребования, и добавляет: «Веди себя хорошо и не ленись, слушайся баронессу.». Известно, что Георгий Рудольфович фон Шульман родился 4 марта 1900 г., православный, из потомственных дворян. Обучался в Морском его Императорского Высочества наследника цесаревича Корпусе (был зачислен в сентябре 1915 г, а в октябре того же года уже выбыл). Надо сказать, что во времена Первой мировой войны сроки обучения в Корпусе были сокращены, при этом основной объём материала оставался прежним.

 


Фотооткрытка. Комплект «Памятники военно-морской славы России»:
Здание Высшего военно-морского училища им. М.В.Фрунзе (быв. Морской корпус)

г. Ленинград. 1960-1980-е гг.

 

Период конца XIX - начала XX в. совпадает с развитием цинкографии и началом расцвета фотооткрытки. Особенно были распространены открытки с достопримечательностями из разных уголков мира. Военно-грузинская дорога всегда привлекала внимание туристов. На пути к Тифлису (Тбилиси) от Владикавказа располагается высокая гора Казбек (на открытке). На протяжении первой половины XIX века исследователями было предпринято несколько попыток восхождения на вершину Казбека, однако  первым это сделал англичанин Дуглас Фрешфильд в 1868 г.  Не удивительно, что виды такого живописного места всегда старались запечатлеть местные фотографы. На обороте открытки указаны две организации: «Изд. Фотогр. Джанаева-Хетагурова, Владикавказ, 19.» и «Акц О:во Гранбергъ в Стокгольмѣ».

Фотограф А.К. Джанаев-Хетагуров был одним из самых популярных фотохудожников Владикавказа, также был известен под именем Садулла. В справочнике фотографов Российской империи Анатолия Попова указано, что Джанаев-Хетагуров занимался фотооткрытками, его издательство находилось во Владикавказе, на Александровском проспекте. Интересно, что с 1910 г. Джанаев-Хетагуров был членом Владикавказского горного клуба, который был основан на базе Владикавказского политехнического общества. Фотограф осуществлял многочисленные экспедиции по Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогам, и делает снимки гор и достопримечательностей данной местности. В обозначенный период Джанаев-Хетагуров вместе с супругой создаёт издательство, специализирующееся на фотооткрытках с видами родного края. Позже был заключён контракт с известным в России шведским издательством Карла Густова Гранберга, который взял на себя обязательство под своей маркой распространять открытки в Европе.

 




Карточка
 почтовая (carte postale). 515. Paris/ Eglise Notre-Dama. Chimere. C.M. Адресована в Санкт-Петербург, на Большой Казачий переулок, д.4. Франция, г. Париж, [Начало XX века]
 

 




Фото. Интерьеры лестничных клеток дома № 6 по Большому Казачьему переулку. Санкт-Петербург, 1998 г.
 

 

Открытка из Парижа адресована господину А.А. [Вейгерт], Большой Казачий, 4, Санкт-Петербург, Россия. Современный номер дома - №6. Это дом М.В. Захарова, 1901-1903 гг., архитектор гражд. инж. Батуев Пётр Николаевич. На лицевой стороне открытки изображена мифическая фигура Собора Парижской Богоматери - скульптура в обличье слона. Химеры и горгульи в современном виде стали частью Собора после реставрации в XIX в., они олицетворяют нечисть и человеческие пороки, силы зла. Необычные готические фигуры Нотр-Дам де Пари привлекали внимание туристов начала XX в.:

«После внутреннего осмотра собора группа взбиралась наверх, на балкон химер, и затем на крышу одной из башен. Здесь, на крыше, откуда виден весь город, велась беседа о французской готике и разъяснялся план Парижа в его историческом развитии и те задачи, которые ставят себе современные строители, перестраивая старый город на новый лад.». (Ю. Семенов. Париж//Русские учителя за границей, 1914).

 

В верхнем углу открытки можно наблюдать аббривиатуру «С.M.».  Знаки «С.M.» или «E.M.» принадлежат парижским издателям открыток, братьям Малкуит (Malcuit). Издательства братьев могли находиться в Париже по нескольким адресам: улица Дюпюи, 9; улица Бурдалу, 3; Фобур-дю-Тампль, 41, Улица Пьера Шоссона, 8. Кроме открыток с видами Парижа, в послужном списке издателей есть серия открыток с женщинами-кучерами и с изображением новоднения в Париже в январе 1910 г.

 


Фотокопия. Бани Егорова в Казачьем пер., д. 11
Общий вид раздевалки перед отдельными кабинами. До 1914 г.

СПб., 2009 г.


Почтовая открытка. Петроград. Троицкий мост. Вацек Е.

1916 г. г. Петроград
Чешское издательство Як.Вяч.Вальдман. Типография «УНИОН»

 

Стоит отметить, что в Казачьих переулках располагались не только жилые помещения, но и различные организации. Например, по адресу Большой Казачий переулок, дом 11, располагались «Бани Егорова» или «Казачьи Бани». Известно также, что в этом же доме располагалась типография «Якорь» (Владельцы Ефрон Иосиф Владимирович и Семен Абрамович) и широко известная в Петрограде типография «Унион». Типографии «Унион» принадлежит открытка с видом на Троицкий мост в Петрограде, 1916 г. Петербургское художественно-графическое заведение «Унион» имело хорошую репутацию в городе, наравне с типографией Р. Голике и А. Вильборг. Владельцем типографии был Фридрих Борисович Бернштейн. Типография располагалась на Большом Казачьем пер., д.11 с 1914 г. и  выполняла сложные заказы по печатанию художественных изданий,  открыток с видами города, альбомов, патриотических открыток и так далее. В 1915 г. Бернштейн организовал издательство «Свободное искусство», чей редакционный совет возглавлял А.Н. Бенуа. В 1916 г. в созданное Акционерное общество вошёл и «Унион». Интересно, что контора издательства «Свободное искусство» располагалось по адресу Большой Казачий переулок, дом 9.  В дом 9, но уже по Переулку Ильича, была отправлена и следующая серия открыток из коллекции музея.

 


Вывеска «Переулок Ильича»

Вторая половина XX в.


Фото. Общий вид пер. Ильича
Второй дом №7 с мемориальной доской музея-квартиры В.И.Ленина

г. Ленинград. 1970-е гг.


Фотокопия. Дома № 7 и 9 по Большому Казачьему переулку (пер.Ильича)

г. Ленинград. 1980-е гг.

 

В период с 12 февраля 1894 по 25 апреля 1895 г. в доме №7 по Большому Казачьему переулку проживал В.И. Ульянов (Ленин). Спустя некоторое время после смерти Ленина, 3 января 1925 г., Казачьи переулки объединили под общим названием – Переулок Ильича. В доме №9 по Переулку Ильича, в квартире №40, проживала семья Певзнер – Соломон Яковлевич и Евгения Степановна. Соломон Яковлевич Певзнер был режиссёром. Известно, что в период с 1978 по 1988 гг. он работал в Стройфильме – народной киностудии «Объединённого клуба строителей» (Московский пр., д. 186).

 


Открытка почтовая маркированная «Поздравляю!» на имя Певзнер Е.С.
в г. Ленинград, пер. Ильича, д. 9, кв. 40

Художник: Зарубин В. 1990-1992 гг. Министерство связи СССР, МТ Гознака


Открытка почтовая маркированная с изображением ёлочных игрушек на имя Лиды и Евгении Степановны Певзнер в г. Ленинград, пер. Ильича, 9, кв. 40

Автор - Анфингер М. 1989-1991 гг. СССР, г. Москва. Министерство связи СССР. МТ Гознака
 

 

Поздравительные открытки были отправлены семье из Москвы, Минска и обращены к Евгении Степановне и Лиде. Образы на лицевой стороне горизонтально ориентированной открытки могут показаться читателю до боли знакомыми, и это не удивительно. Дело в том, что автор изображения, советский художник Владимир Иванович Зарубин, создал персонажей из «Маугли», «Ну, погоди!», «По следам бременских музыкантов», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пёс» и множества других мультфильмов. В детстве художник собирал открытки, и любовь к ним сохранилась на всю жизнь. Его открытки с добрыми зверями были популярны в СССР. Художник продолжал рисовать их до конца жизни и предлагать издательствам, несмотря на сложное время в 1990-х гг.

 


Открытка почтовая. «Варшава»
Адресована Певзнеру Якову в г. Ленинград, ф-180, Переулок Ильича, д.9., кв. 40

Марка почтовая. «Польская народная гравюра XVI в.». 1 злотый
Авторы: Dadley R., Михалюк Т., Ковальска Б. 1974 г. Krajowa Agencja Wydawnicza.  Польша, г. Варшава


Надпись на обороте: «Варшава. Пересечение Иерусалимских аллей и Маршалковской улиц»


Открытка почтовая. «Карконоше»
Адресована Певзнеру Якову в г. Ленинград, пер. Ильича, д. 9., кв. 40

Марка почтовая «Польская народная гравюра XVI в.». 1 злотый
Авторы: Макаревич Ю., Михалюк Т., Ковальска Б. 
1974 г. Krajowa Agencja Wydawnicza. Польша, г. Варшава


 

Открытки из путешествия по Варшаве были отправлены Якову Певзнеру. Представленные открытки принадлежат польскому издательству «Krajowa Agencja Wydawnicza» (Крайова Агенця Выдавнича) в Варшаве, существовало с 1974 по 2004 гг. Автор рисунка на марках «Польская народная гравюра XVI в.» - Тадеуш Михалюк (Tadeusz Michaluk). Родился в Польше, во Львове, в 1938 году. Именно в Варшаве он начал свою творческую деятельность: для почты Польши издано более 200 марок, оформление обложек книг и рекламных плакатов.

 


Карточка почтовая маркированная. «Письмо счастья»
Адресована Певзнер Евгении Степановне в Санкт-Петербург, пер. Ильича, дом 9, кв. 40

Марка почтовая. Тринадцатый выпуск стандартных марок. «Система «Энергия» и комплекс «Буран». 12 коп.
1985-1991 гг. г. Пермь. Министерство связи СССР. ППФ Гознака
Автор рисунка на марке - Коваль В. Э.


 

Письмо счастья

Само письмо находится в Ливерпуле. Оно обошло 444 раза вокруг света. С получением его к вам придёт счастье, но с условием. Его надо послать тому, кому желаешь счастья. После получения к Вам придёт неожиданно счастье, даже если не верите, счастье из параллельных миров. Всё зависит от Вас.

Жизнь письма началась в начале XX века. Письмо получила бедная крестьянка Карпова и через 4 дня отыскала клад, потом вышла замуж за князя Голицына, потом стала миллионершей в Америке. В 1917 г. письмо попало к Маршалу Тухачевскому, который сжёг его, через 4 дня его арестовали, судили и расстреляли. В 1921 г. Конан-Дойль получил письмо, но не размножил его и попал в катастрофу. Ему ампутировали обе руки. Н.С. Хрущёву в 1964 г. письмо подбросили на дачу, но он его выбросил и чрез 4 дня его свергли друзья по партии. В 1980 г. А.Б Пугачева отправила 20 писем и через 4 дня получила неожиданное приглашение от фирм – в результате положила на счёт 2 млн. долларов. Таких примеров много.

Ни в коем случае не рвите письмо. Оно – нить между вашим настоящим и будущим. Письмо отправьте своевременно, открытым или в конверте. Текст не менять. –II-86.15:8 [Ек]-x;2а+а а ар-5x – эти знаки принесут вам счастье. Это письмо обошло вокруг света за 9 лет: Сейчас счастье должно посетить Ваш дом. Отправляйте его  лицам, которые в нём нуждаются. Не посылайте денег, счастье не покупается. Не задерживайте письмо более 96 часов. Эта цепь создана миссионером Венесуэлы. Отправьте письмо своим приятелям и ждите сюрприза. Сделайте 20 копий и отправьте обязательно.

 

«Письмо счастья» было отправлено из Минска для Евгении Степановны Певзнер в 1991 году. Современной публике хорошо известны письма счастья, которые распространяются через личные сообщения в социальных сетях. Раньше подобные письма, много раз переписанные, распространялись и «настоящей» почтой. В СССР были популярны и «святые письма» - жанр народной религиозной словесности, в котором, как правило, говорилось об апокалипсисе, рассказывалось о чуде и предлагалось отправить письмо в обмен на спасение от катастрофы. Как считают исследователи, популярность таких писем обусловлена страхом и опасением людей за будущее в связи с трагическими событиями XX века. Работники антирелигиозной пропаганды ставили в вину распространение таких писем представителям религиозных организаций и эзотерикам.

Письма, открытки и другие памятники эпистолярного жанра – всё это уникальные исторические источники, благодаря которым нам удалось оживить в памяти некоторые имена жителей Казачьих переулков.

 

Все использованные визуальные материалы – из коллекции музея «Разночинный Петербург».

 


 

Список литературы и источников:

Ерофеев А.В. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. Москва, СПб; 2008.

РГАВМФ. Фонд 432, Опись 7, Ед.Хр.3360.

Citywalls. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга.

Retromap. Старые карты России и Зарубежья.

Дьяков Ю.П. Морской кадетский корпус. Историческая справка // Фонд сохранения культурного наследия.

Третьяков В.П. Издатели дореволюционных фотооткрыток с видами Санкт-Петербурга // Почтовая марка и почтовая карточка: творцы, издатели, коллекционеры. 2018.

Лучанский Г. История восхождений на Казбек // Альпинизм и туризм в прошлом.

Джанаев-Хетагуров Александр Кузьмич (Садул Кудзагович) // Осетины. Ирон Адаем.

Анатолий Попов. «Российские фотографы (1839-1930) 3 Тома». Том 1. 2013.

Рахимжанова Л. Ш. Теоретический анализ закодированных образов собора Нотр-Дам-де-Пари. Гаргульи и химеры // Concorde. 2019. №. 1.

Лаврентьева Е. Париж. Впечатления русских путешественников в фотографиях и воспоминаниях конца XIX–начала XX века. – Litres, 2022.

Cartes Postales Anciennes. Cartes Postales Anciennes de Bastille91 // https://www.cpa-bastille91.com/

C Malcuit / M Cosson, Paris.

Cartoliste. Site international de cartes postales anarchists.

Editeurs de cartes de Paris // CPArama.com. Galerie de plus de 180 000 cartes postales anciennes sur 19 000 communes de France.

Шехурина Л. Д. Издания художественно-графического заведения" Унион"(1908-1917) // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2010. №. 3.

Почему остался без работы художник, на открытках которого выросло целое поколение: Владимир Зарубин // Культурология.

Тадеуш Михалюк.

Издательство «Крайова Агенця Выдавнича» // Livelib.

О кораблях и марках. Истории о кораблях и путешественниках, попавших на почтовые марки.

Stamps.

Козлов, Д. С. «Святые Письма», страх и эсхатология в Послевоенном советском обществе // Фольклор и антропология города. Т1. №1. 2018 г.

Вверх