Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

Первое воскресенье августа – День железнодорожника! Мы поздравляем работников и ветеранов железнодорожного транспорта! Наш сегодняшний обзор - о традициях подготовки будущих инженеров в Петербурге начала ХХ в.



В дореволюционном Петербурге будущих железнодорожников готовили в Институте инженеров путей сообщения императора Александра I. Только учащихся и специалистов в этой области тогда называли «путейцами».

 


Институт инженеров путей сообщения императора Александра 
I
(основан в 1809 году).
 

 

Институт инженеров путей сообщения – один из старейших ВУЗов страны. Начало ему было положено в 1809 году. Здесь готовили специалистов широкого строительного профиля, но после 1837 года (открытия Царскосельской железной дороги) в учебные программы были включены специальные разделы по строительству и эксплуатации железных дорог. Этот ВУЗ и сегодня существует под именем Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I (ПГУПС), в советское время был известен под аббревиатурой «ЛИИЖТ».

 

Узнать студента Института можно было по эмблеме на фуражке и воротнике – скрещенным топору и якорю. А на наплечниках (контрпогонах) студенческих тужурок и сюртуков красовался вензель императора-основателя Александра I.

 


Студент Института инженеров путей сообщения Иван Бугаев.

Знаки отличия формы студента Института инженеров путей сообщения
(фрагмент путеводителя по выставке "Господин петербургский студент").


 

На фотографии - студент Института инженеров путей сообщения Иван Ефимович Бугаев (1893-1937). Иван Бугаев родился в городе Красный Смоленской губернии в 1893 году. После окончания реального училища в 1913 году поступил одновременно в Институт инженеров путей сообщения Александра I и Технологический институт Николая I, однако выбрал первый. Во время Первой Мировой войны в 1916-1918 годы служил на подводной лодке инженером-механиком флота в чине мичмана. В дальнейшем занимался преподавательской деятельностью. Занимал должность доцента в Ленинградском Индустриальном институте и Ленинградском Автомобильно-дорожном институте им. В. В. Куйбышева. В 1937 году был репрессирован.

 

Примечательно, что на фотографии Иван Бугаев в повседневной форме студентов, введенной в 1903 году:

 

 

 

 
  "В институте инженеров путей сообщения вводится для студентов новая форма: однобортная тужурка австрийского образца со стоячим воротником и со значками института. Форма эта предназначена для ношения в институте во время работы. Для выхода же остается прежняя форма..."

 
 

Газета «Новости дня».
20 октября 1903 года.

 

 

Давайте перенесемся в 1903 год и представим себя абитуриентами. Так, из справочника «Календарь для студентов» за 1903 году мы узнаем, что:

 

  • принимались в Институт мужчины, исключительно русские подданные, имеющие атттестат о среднем образовании

  • на вступительных экзаменах необходимо было сдать такие предметы, как математика, физика, русский язык, рисование, иностранный язык, а также обязательно принимался во внимание средний балл аттестата
     
  • стоимость обучения составляла 50 рублей в год, однако отличнейшие освобождались от платы и получали стипендии

  • на один курс приходилось около 140-150 мест

  • срок обучения составлял около 5 лет 

 

Студенты, успешно окончившие Институт, получали звание инженера путей сообщения, чин коллежского секретаря. Окончившие курс, но не державшие экзамена — звание техника путей сообщения.


 

Столичные студенты всегда были центром общественной жизни, участниками многих передовых идей, а различные происшествия из студенческой жизни, подчас трагикомические, часто попадали на развороты газетных хроник начала XX века.


 

 

 
 

"В аэро-клубе при институте инженеров путей сообщения записалось масса новых членов. Решено, кроме воздухоплавания, читать доклады по автомобилизму, как соприкасающемуся с летальными машинами. Большинство студентов стоит за присоединение к всероссийскому аэро-клубу".

 
  «Петербургская газета».
7 декабря 1908.

 
 

"Вчера в институте путей сообщения предполагалась сходка для выяснения вопроса по поводу крупного недоразумения, вплоть до швыряния стульев, во время экзамена, студента г. Агурова с руководителем г. Токлинским. Сходка не состоялась, так как по заявлению директора института, руководитель г. Токлинский больше не будет принимать участие в занятиях со студентами".

 
  «Петербургская газета».
28 декабря 1910.

 
 

"На рассмотрение профессорского дисциплинарного суда института инженеров путей сообщения передано дело студента Пареулидзе, обвиняющегося в том, что с целью исправить неудовлетворительную отметку в своей студенческой книжке, Пареулидзе взломал двери в инспекторскую комнату и, открыв шкап, исправил в свой зачетной книжке неудовлетворительную отметку на удовлетворительную".

 
  «Русское слово».
28 декабря 1910.

 

 



Больше о дореволюционном студенчестве вы можете узнать на временной выставке музея «Господин петербургский студент» (Большой Казачий переулок, дом 9).

Вверх