Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 
"На полках было много всяких интересных вещей — морские звезды, раковины, панцирь черепахи — и стереоскоп и множество двойных фотографий к нему — Крым, мама, папа. Макс, Пра, мы с Андрюшей, еще всякие знакомые и просто виды. В стереоскопе всё выглядело настоящим, совсем живым, хоть и неподвижным" [8, 172].  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

"На полках было много всяких интересных вещей — морские звезды, раковины,
панцирь черепахи
— и стереоскоп и множество двойных фотографий к нему —
Крым, мама, папа.
Макс, Пра, мы с Андрюшей, еще всякие знакомые и просто виды.
В стереоскопе всё выглядело настоящим, совсем живым, хоть и неподвижным".

Ариадна Эфрон. История жизни, история души.

 

В музее "Разночинный Петербург" продолжает свою работу выставка "Из дальних странствий возвратясь..." Посетив выставку, вы узнаете множество удивительных историй - о путешествиях и путешественниках дореволюционного периода, какие вещи сопровождали жителей города в дороге и что можно было привезти с собой в качестве сувенира. А также сможете заглянуть в старинный стереоскоп и познакомиться со стереофотографиями из коллекции нашего музея.

Несмотря на развитие туристической отрасли на рубеже XIX–XX столетий, для многих жителей Петербурга  поездки в дальние страны все еще оставались абстракцией. Восполнить этот пробел отчасти помогал стереоскоп - оптический прибор для просмотра "объёмных" изображений. С середины XIX столетия стереоскопы становятся неотъемлемым предметом интерьера городских гостиных по всему миру, в том числе и в России.

Стереофотография пользовалась популярностью среди самых разных слоев населения и довольно быстро стала одним из любимых видов домашнего досуга - члены семьи и их друзья собирались вместе, чтобы совершить "путешествие" на другой конец света. "Объемность" изображений особенно хорошо передавала не только самобытность европейских городов, но и экзотику самых отдаленных уголков планеты: Японии, Китая, стран Африканского континента. А зритель в свою очередь мог получить исчерпывающее впечатление не только о достопримечательностях, природе и ландшафтах, но и людях, их образе жизни.

 


Фотографии для стереоскопа "Köln a. Rhein. Dom, Inneres"; "Sächs. Schweiz. Amselfall"
("Кельнский собор на Рейне. Внутреннее убранство"; "Саксонская Швейцария. Водопад "Amselfall").

Конец XIX - начало XX вв.
[Германия].

 

Таким образом, стереофотография давала возможность буквально "прочувствовать" жизнь в незнакомых городах и странах. В издании "С.-Петербургские ведомости" (06.6.1853. № 126) появилась заметка о магазине С.Л. Левицкого "на Невском проспекте, напротив Казанского собора":

"... Но не видели вы другого рода удивительной штуки – не видели вы, во-первых, прозрачных дагерротипных изображений на стекле и, во-вторых, смотря в стереоскоп, не видели вы ни улиц Парижа, ни Колизея, ни садов с фонтанами, ни рыночных площадей, ни триумфальных ворот, ни мостовой, не видели так, как я видел их, т.е. не предпринимая путешествий, не тратя и копейки денег, даже не двигаясь с места. Хотите знать, какая именно афиша была прибита на углу такой–то парижской улицы, хотя сами хотите прочитать ее в Петербурге, не снимая ее с той стены, к которой она была прилеплена? Зайдите в мастерскую г. Левицкого и, быть может, вы поверите, что это возможно..."

 


Фотография для стереоскопа "Paris: Louvre: La Venus de Milo: profil"
("Париж: Лувр: Венера Милосская: профиль").

Конец XIX - начало XX вв.

 

Мастерская Сергея Львовича Левицкого располагалась в доме 28 на Невском проспекте в 1849 - 1859 гг., здание до наших дней не сохранилось. Однако во второй половине XIX в. в Санкт-Петербурге появляется все больше фотоателье, где, в числе прочих услуг, можно было познакомиться с работой стереоскопа, приобрести стереофотографии.

 


Фотография для стереоскопа "Free Niagara. Prospect Point, Winter"
("Ниагарский водопад. Смотровая башня "Prospect Point", зима).

Начало XX вв.
г. Санкт-Петербург.

Станислав Игнатович Савицкий - дворянин, фотограф,
с 1901 по 1902 гг. был владельцем фотоателье в доме № 90-92 на Невском проспекте.

 

Став массовым домашним развлечением, стереофотография увлекала всех членов семьи. Для детей за "волшебными" стеклами стереоскопа открывался целый мир: воображение уносило в далекие страны и экзотические континенты, где слышался шум морского прибоя и незнакомая речь жителей городов.

 


Фотография для стереоскопа "Niagara. Ice Grotto"
("Ниагарский водопад. Ледяной грот").

Конец XIX - начало XX вв.

 

В доме художника, основателя и главного идеолога объединения "Мир искусства" Александра Бенуа было несколько оптических приспособлений: калейдоскоп, микроскоп, праксиноскоп, волшебный фонарь и, конечно, стереоскоп:

"У моего папы был тоже стереоскоп, но более скромный, более примитивный и лишенный удобства "манипулирования". Зато карточки, которые были у нас в доме - являлись особого рода редкостями стереоскопии. Это не были фотографии, а раскрашенные литографированные рисунки - теоретически скомбинированные так, чтобы разглядывание их в два стекла давало слитый рельефный образ. "Предрасположение" мое к стереоскопии сказалось в том, что я и этими "отвлеченными" образами мог упиваться часами. Особенно меня восхищало то, как геометрические построения, напоминавшие те формы в которых подавалось в те времена мороженое или пеклись парадные торты, лепились, вырастали так, что, казалось, - они вот-вот коснутся моего носа! Иные же удалялись в бесконечную даль" (А.Н. Бенуа, "Жизнь художника" (Воспоминания, Том 1)).

О подобном опыте вспоминает в своих мемуарах "История жизни, история души" и Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описывая комнаты своего детства. Стереоскоп был не просто предметом развлечения, но и удовольствием, которое было доступно не всегда:

"Мамина комната была праздником моего детства, и этот праздник нужно было заслужить. Он начинался, как только я переступала порог: для меня заводилась музыкальная шкатулка, мне давали покрутить ручку шарманки, мне позволяли поиграть с черепашьим панцирем, поваляться на волчьей шкуре и заглянуть в стереоскоп".

Стереоскоп давал возможность не только изучать далекие города и страны, но и рассматривать семейные, детские фотографии, таким образом, можно было совершить еще одно путешествие - в детство.

 


Стереопара на паспарту "Inder Schwimmaustalt"
("В купальне").

Конец XIX - начало XX вв.
Россия, г. Кисловодск.

 

Стереоскоп - оптический бинокулярный прибор для просмотра "объёмных" изображений - был изобретен еще в 30-е гг. XIX, когда англичанин Чарлз Уитстоун изготовил первое приспособление, позволявшее получать из двух плоских изображений одно объемное. Уже тогда Уитстоун проводил исследования в области оптики и доказал, что изображение, получаемое правым и левым глазом, не одинаково, а имеет небольшое смещение.

Таким образом, принцип работы прибора основан на том, что если сфотографировать какую-либо сцену с двух точек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, примерно равном расстоянию между зрачками человека, а затем расположить получившуюся пару снимков так, чтобы правый глаз видел только правый снимок, а левый глаз – только левый, будет получен эффект «объёмного» изображения. И, несмотря на последующие технические усовершенствования стереоскопа, принцип его работы фактически не менялся.

Однако первоначально Уитстоун использовал не фотографии, а рисунки, так как фотография была изобретена через несколько лет после создания стереоскопа. В 1840-х гг. математик и астроном Дэвид Брюстер усовершенствовал стереоскоп Уитстона, разработав удобный и доступный прибор для просмотра стереопар. А вскоре уже было налажено серийное производство аппарата. Невероятный успех привел к повсеместному распространению стереофотографии, что в свою очередь способствовало росту популярности любительской фотографии. Ведь обращаться со стереоскопическим аппаратом было проще, чем с профессиональной камерой, а стоил он гораздо дешевле.

 


Фотография для стереоскопа "Venezia: Palazzo ducale: Salone del Senato"
("Венеция: Дворец дожей: Зал Сената").

Конец XIX - начало XX вв.

 

Более привычный тип стереоскопа, остающийся популярным до сегодняшнего дня, создал в 1861 году Оливер Холмс. В том же году оптик Джозеф Бейтс усовершенствовал прибор и наладил его серийный выпуск, поэтому часто используется название "стереоскоп Холмса-Бейтса". Права на стереоскоп Холмса выкупила американская компания Underwood&Underwood. Компания также основала одноименное издательство, специализировавшееся на производстве стереооткрыток и выпускающее более 10 миллионов стереокарточек в год. Изготавливались и специальные наборы, которые продавались отдельно или же в комплекте со стереоскопом. В России большую популярность приобрела продукция стереографического издательства "Свет".

 


Стереоскоп "Underwood" на подставке (нач. ХХ в.) и стереопары из коллекции
"Мемориального музея "Разночинный Петербург"на выставке 
"Из дальних странствий возвратясь..."

Фото: Денис Удовик.

 

Познакомиться с удивительным прибором - стереоскопом начала ХХ в. компании "Underwood" - вы можете на выставке "Из дальних странствий возвратясь..." В коллекции музея представлены также и стереопары, которые отражают основную географию развития дореволюционного туризма на рубеже XIX - начала XX вв.

Сюжетами для стереофотографии часто становились виды далеких стран и городов, реальная поездка в которые, обывателю конца ХIХ - начала ХХ века, представлялась невозможной. Особенно это было значимо для России с ее колоссальной территорией и разным по составу населением.

Однако стереофотография не только знакомила своего зрителя с самыми дальними уголками своей страны, но и стала незаменимым средством в попытке описать и упорядочить окружающий мир, к чему во многом стремилась наука XIX столетия. Путешествия часто носили исследовательских характер, и в этом случае географические и этнографические открытия дополнялись стереофотографиями, которые издавались целыми сериями.

 


Колпакчеев К.И. (Фотограф).
Фотография для стереоскопа: Виды Крыма.
Конец XIX - начало XX вв.

К.И. Колпакчеев (C. Kolpaktci) - фотограф Высочайшего двора,
одним из первых снимал виды Севастополя и его окрестностей.

 

В России большую роль в продвижения стереофотографии сыграл фотограф и путешественник Захар Виноградов, который совершал многочисленные экспедиции по Российской империи, откуда привозил подробнейшие фотоотчеты, в большинстве своем снятые на стереокамеру.

Захар Виноградов (1882-1963) родился в семье купца 2-й гильдии, потомственного почётного гражданина З.И. Виноградова. В 1894 г. поступил в Харьковское реальное училище, а в 1901 г. – на механическое отделение Харьковского технологического института, в 1903 г. был исключён за участие в студенческих волнениях. В 1906 г. переехал в Москву и полностью посвятил себя фотографии.

Его стереоскопические серии – это прежде всего географическое и этнографическое исследование, особенно значимое для России. Являлся создателем серии стереопар «Жизнь и природа России», в контексте которой сделал подборку стереоснимков "Крым", "Волга и Приволжье" (1910 е гг.). Фотографии Виноградова были опубликованы в журнале "Искры", №6, 1911 г. К 300-летию Дома Романовых Виноградов сделал более трехсот фото в Костроме. Ученик А.М. Донде, фотографа и автора одного из пособий по стереоскопической съемке, Виноградов учитывал все требования и возможности стереофотографии, такие как расположение света и соотношение планов.

 


Стереопара на паспарту "Ялта. Набережная".

Конец XIX - начало XX вв.
Россия.

 

Распространение фотографий и стереофотографий действительно способствовало популяризации путешествий по родной стране, где уже на протяжении всей второй половины XIX века стали складываться основные предпосылки развития туристической отрасли. Отчасти это было связано с развитием науки и техники, проведением всемирных выставок, открытием крупнейших музеев в мировых столицах, в том числе и в России. 

В Российской империи развитие туризма было связано и с социально-экономическими преобразованиями, с ростом городского населения и развитием транспортной сети по всей стране. Возможности путешествовать по стране способствовало активное государственное и частное дорожное строительство, была построена сеть железных дорог, соединивших центр страны с  ее регионами.

Начало этому было положено с открытием в 1837 г. Царскосельской железной дороги, а с 1851 г. - крупнейшей железнодорожной магистрали Москва–Санкт-Петербург (Николаевской железной дороги).  Затем в краткие по тем временам сроки были построены железнодорожные пути в разных направлениях от Центра страны. Следует упомянуть и реализацию такого масштабного проекта, как строительство Транссибирской магистрали, начатое в 1892 г. и нацеленное на освоение Сибири и Дальнего Востока. К началу ХХ века по протяженности железнодорожных путей Россия вышла на второе место в мире после США. Было популярно и речное пароходство, однако его значительным недостатком являлась сезонность перевозок.

На рубеже XIX - начала XX вв. получили развитие такие виды туризма, как паломнический, лечебно-оздоровительный и просветительский.

К концу XIX в Российской империи уже сложились и основные туристические центры. Ими, прежде всего, были крупные города (Санкт-Петербург, Москва, Киев и др.), являвшиеся культурными и историческими объектами, привлекавшие интересной архитектурой и духовными святынями.

 


Фотография для стереоскопа "Monument to Alexander I., Arch of Triumph, and the Staab Building,
St. Petersburg, Russia"
("Александровская колонна, Триумфальная арка и здание Главного штаба, Санкт-Петербург, Россия").
Издательство
"Underwood&Underwood".
Конец XIX - начало XX вв.

 

Развитие речного пароходства способствовало росту посещаемости таких городов, как Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара и Астрахань, знаменитыми своей древней историей, монастырями, промыслами. Таким образом, Волга становится одним из центров массового туризма. Для популяризации путешествий по Волге выпускались открытки и стереокарточки с видами природных ландшафтов, городов и их достопримечательностей.

Среди других туристических центров особой популярностью пользовались Крым и Кавказ. Путешественников они привлекали прежде всего своим климатом и природными объектами: водопадами, перевалами, побережьем Черного моря, а также возможностями санаторного лечения.

 


Г. Раев.
Стереопары на паспарту "Пятигорскъ. Видъ на Бештау и Лермонтовскую галерею", 

"Пятигорскъ. Фонтанъ и бесѣдка на Горячей горѣ новаго парка".
Конец XIX - начало XX вв.
Россия, Кавказ.

Григорий Иванович Раев - знаменитый русский фотограф конца XIX - первой пол. XX вв.
Он вошел в историю мировой фотографии своими уникальными фотоснимками исследования Северного Кавказа, Кавказских Минеральных вод, Крыма и стран Европы. (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
В истории мировой фотографии известен благодаря уникальным фотоснимкам
Северного Кавказа, Кавказских Минеральных вод, Крыма и стран Европы.
Именно за снимки Кавказского региона Г.И. Раев удостоился высочайших
наград на отечественных и зарубежных выставка.


 

Среди самых известных центров можно выделить Гагры, Сочи, Мацесту, Сухуми, Туапсе и Батуми. Осваивались и лечебные ресурсы кавказских минеральных вод: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск. К началу ХХ в. здесь уже сформировался ряд курортных учреждений, рассчитанных на разные слои населения и их потребности.

 


Г. Раев.
Стереопары на паспарту "24. Кисловодскъ. Мостъ чрезъ р. Оль…","47. Окр. Кисловодска. Кольцо гора".

Конец XIX - начало XX вв.
Россия, Кавказ.

 

Получил развитие и горный туризм по Военно-Грузинской, Военно-Сухумской и Военно-Осетинской горным дорогам.

 


Г. Раев.
Стереопара на паспарту из серии "Виды Кавказа": "123. В.-Г. Дорога. Видъ въ Пассанаур".

Конец XIX - начало XX вв.
Россия, Кавказ, г. Кисловодск.

 

Участники маршрутов по этим дорогам проходили горные перевалы, поднимались на горные вершины, осматривали водопады, ледники, ущелья, исторические места («замок царицы Тамары», укрепления Кавказской войны, старинные аулы), знакомились с этнографической спецификой Кавказа. Поездки подобного рода стали также достаточно распространенным явлением среди различных групп населения.

 


Стереопара на паспарту "107. В.-Г. Дорога Скала "Пронеси Госп..."
Конец XIX - начало XX вв.
Россия, Кавказ.

 

Из других туристических центров можно выделить Прибалтийский край и Финляндию, а также некоторые регионы Центральной России, Урала, Сибири.

 


Фотография для стереоскопа "Северная Мылва в открытых местах".
Конец XIX - начало XX вв.
[Россия].

 

На рубеже XIX - начала ХХ вв. горожане все чаще стали увлекаться различными видами спорта, что дало толчок к развитию еще одной отрасли туризма. Так, на развитие горного туризма оказал влияние спортивный клуб в Тифлисе - созданный в 1877 г. он стал первым альпийским клубом в Российской Империи. В 1890 г. был организован Крымский горный клуб, (позднее -  Крымско-Кавказский горный клуб), при котором было создано первое экскурсионное бюро в Ялте. В 1901 г. в Москве было основано Русское горное общество, в том же году было основано и Российское общество туристов (реорганизовано из Российского общества туристов-велосипедистов в Петербурге).

 


Стереопары на паспарту "Ялта (Байдарские ворота)", "Ялта (Скалистый берег)",
"Ялта (Конец набережной)".
Конец XIX - начало XX вв.
Россия.

 

Создание различных обществ любителей путешествовать, чья деятельность была направлена на организацию образовательных поездок, повлияло на становление еще одного популярного направления в Российской империи на рубеже XIX–ХХ вв. - познавательного, экскурсионного туризма. Именно к началу XX века получили особое распространение ознакомительные поездки с целью изучения иностранного языка, научные и учебные стажировки в иностранных учреждениях, участие в конференциях и конгрессах, исследовательские и экскурсионные туры по различным городом, природным локациям. Познавательные экскурсии получили распространение и в процессе воспитания подрастающего поколения. В разработке экскурсионных программ для школьников участвовали известные педагоги и краеведы, что в свою очередь повлияло на развитие исторического краеведения.

 


Семенов И. Стереопары на паспарту из серии "Виды Крыма. Ялта".
Конец XIX - начало XX вв.
Россия.

 

Стереография, в свою очередь, из вида домашнего досуга превратилась в важный источник информации о культурном и этноконфессиональном разнообразии нашей страны. Разглядывая эти фотографии, мы и сейчас можем получить довольно полное представление о природе и архитектуре, о занятости людей того времени и их облике в целом.

 

"На полках было много всяких интересных вещей — морские звезды, раковины, панцирь черепахи — и стереоскоп и множество двойных фотографий к нему — Крым, мама, папа. Макс, Пра, мы с Андрюшей, еще всякие знакомые и просто виды. В стереоскопе всё выглядело настоящим, совсем живым, хоть и неподвижным" [8, 172].  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'
"На полках было много всяких интересных вещей — морские звезды, раковины, панцирь черепахи — и стереоскоп и множество двойных фотографий к нему — Крым, мама, папа. Макс, Пра, мы с Андрюшей, еще всякие знакомые и просто виды. В стереоскопе всё выглядело настоящим, совсем живым, хоть и неподвижным" [8, 172].  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'
"На полках было много всяких интересных вещей — морские звезды, раковины, панцирь черепахи — и стереоскоп и множество двойных фотографий к нему — Крым, мама, папа. Макс, Пра, мы с Андрюшей, еще всякие знакомые и просто виды. В стереоскопе всё выглядело настоящим, совсем живым, хоть и неподвижным" [8, 172].  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

Стереоскоп "Underwood" (нач. ХХ в.) на подставке
на выставке 
"Похвала стеклу, или Осколки времени" (2018).

 

Литература: 

Бенуа А.Н. Жизнь художника (Воспоминания, Том 1).

Воронкова Л.П. История туризма: Учебное пособие. - М., 2001. - С.203.

Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов-на-Дону, 1988. - С.31.

Пяткова С.Г. Организация образовательного туризма в России в XIX – начале XX вв. // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 80-82.

Стереоскоп в магазине С.Л. Левицкого. С.-Петербургские ведомости. 06.6.1853. № 126.

Ткешелашвилли К.С. От Владикавказа до Кутаиса: Путеводитель на Военно-Осетинской дороге (Записки экскурсанта). - М., 1899; Савелов Л.М. Три дня в великом Новгороде (из путевых воспоминаний) // Экскурсионный вестник. - 1915, №4. - С.91.

Шульгина О.В., Шульгина Д.П. Развитие туризма в России на рубеже XIX–XX веков // Исторический журнал: научные исследования. — 2018. - № 3. - С.95-110.

Экскурсии на Алтай и в Японию // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.115.

Эфрон А. С. История жизни, история души: В 3 т. Т. 3.  Воспоминания, проза, стихи, устные рассказы, переводы / Сост., подгот. текста, подгот. ил., примеч. Р. Б. Вальбе. – М.: Возвращение, 2008. – 392 с., ил.

Вверх