Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Правила посещения музея в условиях эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты

со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 

27 марта отмечается Всемирный день театра.  В музеях России хранится большое количество предметов, связанных с историей театров, личными историями актёров и театральных деятелей. В фондах музея «Разночинный Петербург» также находится немало занимательных предметов, связанных с театром.



Ранее мы уже писали о граммофонных пластинках начала XX в. из коллекции музея, где звучат голоса оперных артистов русских театров. Среди них есть записи великого Ф.И. Шаляпина, он был одним из первых русских артистов, записанных на грампластинку техниками компании «Граммофон» в 1901 г. в Петербурге. Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) – блистательный и по-настоящему народный артист русской оперы первой половины XX в., ведущий солист Большого и Мариинского театров, театра Метрополитен Опера, гастролировавший по всему миру. В послужном списке Ф.И. Шаляпина – выдающиеся роли из мировой оперной классики.

В окружении знаменитого артиста встречалась вся творческая элита: писатели, поэты, музыканты. Известно тёплое отношение Ф.И. Шаляпина к выдающемуся композитору, пианисту, дирижёру С.В. Рахманинову (1873-1943). Не раз сводила судьба двух гениев – Ф.И. Шаляпин часто исполнял романсы С.В Рахманинова, участвовал в постановках, где дирижировал композитор, не редки были совместные их выступления. Вместе они выступали и на «Московских литературных средах»:

«Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задарил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении - это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов».

Н.Д. Телешов «Записки писателя».

 


Открытка. Скиталец, Андреев, Горький, Шаляпин, Бунин, Телешев.
Конец XIX – начало XX вв.

 

На почтовой открытке начала XX в. представлен групповой фотопортрет Ф.И. Шаляпина и членов литературного объединения «Московская литературная среда»: И.А. Бунин, Ф.И. Шаляпин, С.Г. Петров (Скиталец), Н.Д. Телешев, Л.Н. Андреев, Е.Н. Чириков и близкий друг Ф.И. Шаляпина - А.М. Пешков (Горький). Литературное объединение было основано на рубеже XIX-XX вв. Обычно «среды» проходили на квартире у писателя, мецената, общественного деятеля Н.Д. Телешова, Ф.И. Шаляпин был  там частым гостем.

 


«Пел он романсы, русские народные песни, которые любил и пел изумительно, исполнял арии из опер, пел куплеты, шутки, даже французские шансонетки. Пел он и марсельезу, пел «дубинушку», пел «Блоху».

Н.Д. Телешов «Записки писателя».



















Открытка. Шаляпин и Шаффер,
с автографом А.С. Любоша.
1910-е гг.
 

 

На обороте почтовой открытки представлен автограф актера Александра Семеновича Любоша. А.С. Любош (1880–1954) – актер, театральный деятель, заслуженный артист РСФСР. С 1904 г. работал в московском Театре Корша. С 1933 г. А.С. Любош работает в Александринском театре.

На счету Ф.И. Шаляпина множество характерных ролей. Роль царя Бориса Годунова, безусловно, была одной из лучших в репертуаре великого артиста. На открытке начала XX в. изображены Ф.И. Шаляпин и Шаффер в одной из сцен оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Премьера оперы по одноимённой трагедии А.С. Пушкина состоялась на сцене Мариинского театра в 1874 г. С тех пор опера претерпела много изменений, но настоящее признание получила в 1908 г. с участием Ф.И. Шаляпина под редакцией Н.А. Римского-Корсакова. Перед публикой представал настоящий царь. Как писал сам Ф.И. Шаляпин о роли царя Бориса:

«Надо уметь играть царя. Огромной важности, шекспировского размаха его роль. Царю, кажется мне, нужна какая-то особенная наружность, какой-то особенный глаз».

На лицевой стороне открытки - надпись «В. Чеховский/Москва». Василий (Вольф) Чеховский открыл своё фотоателье на рубеже 1870-1880-х гг. в Москве и в Одессе. В Москве его фотографическое заведение находилось «на углу Петровки и Кузнецкого переулка, в доме Михалковых, № 5».

 


Фото. А.С. Любош с актерами Пушкинского театра.
1910-е гг.


Открытка «Виды Петербурга -
Александринский театр».


Фотография. Комиссаржевская Вера Федоровна.
Начало XX в.

 

В Александринском театре когда-то получила своё развитие и карьера великой актрисы, театрального деятеля Веры Федоровны Комиссаржевской (1864-1910). Она привнесла в театр свежие нотки своего темперамента и таланта. Всего в театре она сыграла 50 ролей. Актриса всегда стремилась играть ярких, мятущихся, харизматичных, масштабных персонажей. За свою недолгую, но яркую карьеру она переиграла на сцене множество ролей в пьесах Островского, Грибоедова, Чехова, Гете, Шекспира. В 1902 г. актриса покидает Александринский театр, продолжает гастролировать по стране с аншлагами, но при этом задумывается о создании собственного театра, в котором она бы смогла сказать зрителю всё, что она бы хотела сказать.

Открытие театра в 1904 г. как раз совпало с кануном Революции 1905 года. Зрители нового театра В.Ф. Комиссаржевской разделяли с ней романтические бунтарские настроения, которые были присущи её характеру. Комиссаржевская объединила вокруг своего театра молодых и талантливых актёров, спектакли её театра игрались в поддержку нуждающихся. В репертуаре Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской были постановки по произведениям Максима Горького, А.П. Чехова, Фридриха Шиллера, А.Н. Островского, С.А. Найденова и Г. Ибсена, Ф.К. Сологуба, А.А. Блока… Сотрудничество В.Ф. Комиссаржевской с В.Э. Мейерхольдом показало разное понимание театра, разное понимание в подходах к режиссуре. Великая актриса продолжала искать новые формы театра, но попытки не увенчались успехом. Свой театр В.Ф. Комиссаржевская закрывает в 1908 г.

 


«Я ухожу потому, что театр в той форме, в какой он существует сейчас, — перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал мне казать­ся верным».

Вера Комиссаржевская.
Письмо к труппе театра, Харьков,
15 ноября, 1909 г.

















Открытка. Коммиссаржевская.
Начало XX в.
 

 

В.Ф. Комиссаржевская ушла из жизни в 1910 г. В день похорон было остановлено движение по Петербургу. Несколько тысяч людей, которых объединила своим талантом актриса, сопровождало похоронную процессию.

 


Открытка почтовая. «Перевезение тела В. Ф. Коммиссаржевской».
19-го февраля 1910 г.

 

На рубеже XIX-XX в.  на сцене блистала артистка итальянской и русской оперы Медея Ивановна Фигнер. Сейчас мраморный бюст артистки украшает фойе Мариинского театра. Свою стремительную карьеру в России Медея Фигнер начинала в дуэте со своим мужем Николаем Фигнером, став впоследствии штатной исполнительницей Мариинского театра. Кроме того, артистка гастролировала по всему миру, в том числе и в родной Италии. В 1900 г., на сцене Мариинского театра, певица впервые выступает вместе с Ф.И. Шаляпиным. Обладая сильным голосом, репертуар Медеи Фигнер отличался разнообразием. Однако, исполняя русскую оперу, певица добавляла туда и черты итальянского характера.

 



Фото. Медея Фигнер.
1890-е гг.


Открытка почтовая. Санкт-Петербург.
Театральная площадь. Памятник Глинке.
Начало XX в.


Голанд И. Комплект открыток «Ленинград».
«Ленинград. Государственный академический
театр драмы им. А. С. Пушкина».

 

Среди фотографий и открыток из коллекции музея можно встретить ещё одного артиста Александринского, а тогда - Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина, актёра театра и кино, Народного артиста СССР Николая Константиновича Черкасова (1903-1966). Н.К. Черкасов снимался в кино: немая картина “Поэт и царь” (1927 г.), фильмы “Иван Грозный” (1947 г.), “Счастливого плавания” (1950 г.), «Суворов» (1941 г.) и многие другие. Артист работал в театре «Мюзик-холл», в театре “Комедия", в Ленинградском академическом театре драмы имени А.С. Пушкина. 

 



   
          Слева. Фото. Лауреат Сталинской премии
          Н. К. Черкасов. Народный артист РСФСР.
         1941 г.

          Вверху. Фото. Открытка. Н.К. Черкасов в
          роли А.В. Суворова.
         1941 г.

 

Но начинал свою карьеру Н.К. Черкасов в Ленинградском театре юного зрителя (ТЮЗ). ТЮЗ находился в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице, 33-35. В стенах этого училища нашли свой приют первые пьесы Самуила Маршака, Вениамина Каверина, Константина Паустовского, Петра Ершова в постановке руководителя ТЮЗа А.А. Брянцева.  Сам Н.К. Черкасов «прожил» в театре три года. За это время он сыграл в таких спектаклях как «Разбойники», «Тиль Уленшпигель», «Принц и нищий», «Дон Кихот», «Проделки Скапена», «Хижина дяди Тома», «Конёк-горбунок» и в некоторых советских пьесах для детей.

«Дон Кихота я сыграл больше 100 раз, и это была самая первая и самая любимая моя роль» - писал Н.К. Черкасов.

Позже актёр сыграет Дон Кихота и на сцене Академического театра драмы имени Пушкина, и в кино («Дон Кихот», 1957 г.)

 


Фото сюжетное. Встреча с артистом Черкасовым в кинотеатре «Родина» на выставке детского рисунка. 
1950-е гг.

 

Ленинградскому ТЮЗу посвятил свою жизнь Николай Николаевич Иванов (1943-2020) - Заслуженный артист РСФСР и Народный артист России. Актёр играл в кино, особенную популярность ему принесла роль Ивана Савельева в телесериале «Вечный зов». В родном Ленинградском театре юного зрителя Н.Н. Иванов сыграл множество ролей в постановках по произведениям А.С. Пушкина, А. Сент-Экзюпери, Р. Стивенсона,  А. Линдгрен, Ж. Жироду, П. Шеффера и многое другое. В музее хранятся фотографии сцен из спектаклей с участием Николая Иванова:

 


Фото. Сцена из спектакля ТЮЗа «Эквус», Шеффер П. И. Латышева (Алан Стрэнг) и Н. Иванов (Дизэрт).
Фото. Сцена из спектакля ТЮЗа авт. Жироду Ж. «Ундина». М. Лаврова, а Ханс – Н. Иванов.

 

Литература и источники:

Грюнберг П. Н., Янин В. Л. История начала грамзаписи в России. Каталог вокальных записей Российского отделения компании «Граммофон».

Друскин М.С. 100 Опер. История создания. Сюжет. Музыка. Л., 1968.

Казьмин О.А. С.В. Рахманинов и Ф.И. Шаляпин на перекрёстке судеб.//Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов - вершины музыкального творчества XX века: Материалы конференции. - Тамбов, 2003.

Ленинградский театр юных зрителей. Альбом. Л., 1972.

Рыбакова Ю. П. Альтшуллер А. Я. Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней. М, 1964.

Смолина К.А. Сто великих театров мира. М., 2001.

Телешов Н.Д. Записки писателя. М., 1958.

Черкасов Н.К. Записки советского актёра. М, 1953.

Belcanto.ru. Классическая музыка, опера и балет.

Кино-театр.ру.

Вверх