Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

В музее «Разночинный Петербург» продолжает свою работу выставка «Модерн в Семенцах».

Выставка продлится до конца осени – а значит, впереди почти месяц, чтобы ее посетить и погрузиться в атмосферу петербургского дома рубежа XIX–XX вв., а мы со своей стороны в череде публикаций познакомим вас с самыми интересными предметами, этот дом наполнявшими.



Активная фаза развития модерна продолжалась всего несколько десятилетий – с конца 1890-х гг. до начала Первой мировой войны, но за это сравнительно короткое время «новый стиль» поставил амбициозную задачу охватить и преобразовать всю окружающую среду. Что подчас находило отражение даже в самых простых, бытовых вещах, сопровождавших повседневную жизнь человека. Так появился новый образ дома, где все пространство составляло единую эстетическую среду.

Как писал Игорь Грабарь, художество во всех проявлениях окружало человека в его повседневной жизни – «на улице, дома, в архитектуре, в одежде, в книге, в театре». И именно в книжной и журнальной продукции так ярко проявился тот синтез искусств, к которому стремился модерн.

Уильям Моррис, основатель движения «Искусства и ремесла», одним из первых заговорил о важности проектирования любого объекта дизайна – будь то интерьер или книга - как единого художественного произведения. Эту концепцию подхватили и художественные объединения, выпускавшие на рубеже XIXXX вв. свои программные издания – журналы, где изображение было увязано с текстом, а все виньетки, заставки и шрифты должны работать на общую стилистику произведения.

Одним из таких изданий был официальный журнал Венского сецессиона «Ver Sacrum», издававшийся с 1898 по 1903 год. Название было выбрано не случайно, к образу священной весны художники модерна обращались как к идее тотального обновления и пропаганды нового искусства: «Наша цель — пробуждать, поощрять и пропагандировать художественное восприятие нашего времени… мы не знаем разницы между «великим искусством» и «интимным искусством», между искусством для богатых и искусством для бедных... Мы посвятили себя всей своей силой и надеждами на будущее, всем, чем мы являемся, Святой Весне».

 


Оформление листа со стихами поэта Г. Фальке в журнале «Ver Sacrum»
(1899. № 8)

Обложка журнала «Ver Sacrum»
(Вена. 1899. № 8)

Рекламный разворот в журнале «Ver Sacrum»
(Вена. 1899. № 3)

 

В течении двух первых лет за каждый выпуск номера и его обложку отвечал определенный художник, поднимая эстетическую планку самого издания и обывателей на новый уровень. Дизайнеры журнала постоянно меняли макет издания, наподобие стен в музее, каждый раз создавая гармонию текста и графических элементов. Позже эта идея откликнулась при подготовке выставок в Доме сецессиона в Вене, где движущиеся перегородки могли создавать разные экспозиции, что давало возможность применять модульный подход к расположению картин. Такая концепция была вполне в духе Уильяма Морриса, сравнивавшего искусство книги с архитектурой.

Из шотландского движения «Искусств и ремесел» пришел другой интересный элемент – квадратный формат самого журнала, который позволял использовать больше возможностей в верстке макета. Но главное, журнал стремился соответствовать главной идее модерна – наиболее полному охвату разных видов искусства, объединяя на своих страницах графику, музыку, поэзию, театр: поэтические произведения появлялись в обрамлении потрясающих декоративных рамок, а один из номеров 1901 года был полностью посвящен музыке. Особенно ценилось умение объединить художественную форму с вербальным содержанием.

Так, журналы рубежа XIXXX вв. стали настоящими проводниками «нового искусства». Например, на выставке «Модерн в Семенцах» представлена обложка рождественского выпуска парижского «L’Illustration» с иллюстрацией художника Альфонса Мухи.

 


Обложка рождественского выпуска журнала «L’Illustration»
с иллюстрацией художника Alphonse Mucha
(Франция. 1896)
Представлена на выставке «Модерн в Семенцах»

Обложка журнала «Мир искусства» с иллюстрацией Л. Бакста
(1902. №№ 5-6)

Оформление А. Бенуа листа со стихами поэта Ф. Сологуба в журнале «Мир искусства»
(1901. № 5)

 

А в России ярчайшим примером нового художественного решения стал журнал одноименного объединения «Мир искусства» (издавался с 1898 по 1904 гг.) Благодаря творчеству Льва Бакста, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Константина Сомова, Ивана Билибина, Анны Остроумовой-Лебедевы, а также инициативе Сергея Дягилева и редактора Дмитрия Философова журнал оказался совершенно отличным от предшествующих периодических изданий России. Сделав его по образцу европейских журналов, «мирискуссники» полностью изменили облик иллюстрированной книги.

Теперь художественным произведением можно было назвать саму обложку издания – в каждом образце читался индивидуальный почерк автора-художника. Каждая деталь воспринималась как законченный элемент, в то же время являясь частью единой концепции.  Искусствоведческие, философско-религиозные тексты обрамлялись графическими заставками работы Ивана Билибина и Константина Сомова, а авторами иллюстраций к поэтическим произведениям Федора Сологуба и Дмитрия Мережковского были Евгений Лансере и Александр Бенуа.

Несмотря на использование традиционных для модерна элементов, «Мир искусства» был наполнен отсылками к русской культуре: на его страницах «поселились» персонажи фольклора, публиковались эскизы и орнаменты для мебели в народном стиле, а дополняли картину многочисленные живописные работы.

 

О ярком и самобытном «русском направлении» в контексте модерна мы поговорим в следующий раз, а пока приглашаем посетить выставку «Модерн в Семенцах».

 

Мненкова Елена.

Вверх