Первое воскресенье августа – День железнодорожника! Мы поздравляем работников и ветеранов железнодорожного транспорта! Наш сегодняшний обзор - о традициях подготовки будущих инженеров в Петербурге начала ХХ в.
В дореволюционном Петербурге будущих железнодорожников готовили в Институте инженеров путей сообщения императора Александра I. Только учащихся и специалистов в этой области тогда называли «путейцами».
![]() |
Институт инженеров путей сообщения императора Александра I (основан в 1809 году). |
Институт инженеров путей сообщения – один из старейших ВУЗов страны. Начало ему было положено в 1809 году. Здесь готовили специалистов широкого строительного профиля, но после 1837 года (открытия Царскосельской железной дороги) в учебные программы были включены специальные разделы по строительству и эксплуатации железных дорог. Этот ВУЗ и сегодня существует под именем Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I (ПГУПС), в советское время был известен под аббревиатурой «ЛИИЖТ».
Узнать студента Института можно было по эмблеме на фуражке и воротнике – скрещенным топору и якорю. А на наплечниках (контрпогонах) студенческих тужурок и сюртуков красовался вензель императора-основателя Александра I.
![]() |
![]() |
Студент Института инженеров путей сообщения Иван Бугаев. Знаки отличия формы студента Института инженеров путей сообщения (фрагмент путеводителя по выставке "Господин петербургский студент"). |
На фотографии - студент Института инженеров путей сообщения Иван Ефимович Бугаев (1893-1937). Иван Бугаев родился в городе Красный Смоленской губернии в 1893 году. После окончания реального училища в 1913 году поступил одновременно в Институт инженеров путей сообщения Александра I и Технологический институт Николая I, однако выбрал первый. Во время Первой Мировой войны в 1916-1918 годы служил на подводной лодке инженером-механиком флота в чине мичмана. В дальнейшем занимался преподавательской деятельностью. Занимал должность доцента в Ленинградском Индустриальном институте и Ленинградском Автомобильно-дорожном институте им. В. В. Куйбышева. В 1937 году был репрессирован.
Примечательно, что на фотографии Иван Бугаев в повседневной форме студентов, введенной в 1903 году:
|
||
"В институте инженеров путей сообщения вводится для студентов новая форма: однобортная тужурка австрийского образца со стоячим воротником и со значками института. Форма эта предназначена для ношения в институте во время работы. Для выхода же остается прежняя форма..." |
||
Газета «Новости дня». |
Давайте перенесемся в 1903 год и представим себя абитуриентами. Так, из справочника «Календарь для студентов» за 1903 году мы узнаем, что:
- принимались в Институт мужчины, исключительно русские подданные, имеющие атттестат о среднем образовании
- на вступительных экзаменах необходимо было сдать такие предметы, как математика, физика, русский язык, рисование, иностранный язык, а также обязательно принимался во внимание средний балл аттестата
- стоимость обучения составляла 50 рублей в год, однако отличнейшие освобождались от платы и получали стипендии
- на один курс приходилось около 140-150 мест
- срок обучения составлял около 5 лет
Студенты, успешно окончившие Институт, получали звание инженера путей сообщения, чин коллежского секретаря. Окончившие курс, но не державшие экзамена — звание техника путей сообщения.
![]() |
![]() ![]() |
Столичные студенты всегда были центром общественной жизни, участниками многих передовых идей, а различные происшествия из студенческой жизни, подчас трагикомические, часто попадали на развороты газетных хроник начала XX века.
|
||
"В аэро-клубе при институте инженеров путей сообщения записалось масса новых членов. Решено, кроме воздухоплавания, читать доклады по автомобилизму, как соприкасающемуся с летальными машинами. Большинство студентов стоит за присоединение к всероссийскому аэро-клубу". |
||
«Петербургская газета». 7 декабря 1908. |
||
"Вчера в институте путей сообщения предполагалась сходка для выяснения вопроса по поводу крупного недоразумения, вплоть до швыряния стульев, во время экзамена, студента г. Агурова с руководителем г. Токлинским. Сходка не состоялась, так как по заявлению директора института, руководитель г. Токлинский больше не будет принимать участие в занятиях со студентами". |
||
«Петербургская газета». 28 декабря 1910. |
||
"На рассмотрение профессорского дисциплинарного суда института инженеров путей сообщения передано дело студента Пареулидзе, обвиняющегося в том, что с целью исправить неудовлетворительную отметку в своей студенческой книжке, Пареулидзе взломал двери в инспекторскую комнату и, открыв шкап, исправил в свой зачетной книжке неудовлетворительную отметку на удовлетворительную". |
||
«Русское слово». 28 декабря 1910. |
Больше о дореволюционном студенчестве вы можете узнать на временной выставке музея «Господин петербургский студент» (Большой Казачий переулок, дом 9).