Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Правила посещения музея в условиях эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты

со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 

Понятие «дача» в значении летнего загородного жилища появилось в начале XVIII века. Более ста лет дачи оставались привилегией аристократии. В пушкинское время дачу себе могла позволить и «средняя публика»: речь уже шла не о собственном доме за городом, а о том, чтобы нанять дачу.

Постепенно все большее число петербуржцев предпочитало выезжать на летний сезон из пыльного и шумного Петербурга и проводить свободное время в его пока еще не затронутых урбанизацией окрестностях, таких как Шувалово-Озерки, Лахта, Лисий Нос, Парголово и другие. Благодаря строительству новых железнодорожных станций вокруг города популярностью стал пользоваться отдых и в чуть более отдаленных живописных местностях.

В конце XIX— начале XX веков дачная жизнь стала массовым социальным явлением: летняя пора для петербуржца любого достатка, за исключением рабочих, сохранявших связь с деревней, уже тогда непременно связывалась с выездом на дачу. Газеты той поры наперебой писали о «дачемании», «дачном буме» и ежегодном «великом дачном переселении».

Кстати, петербуржцы дачи в основном «снимали», не имея их в собственности, как и квартиры в доходных домах. Можно было снять дачу на сезон, не бросая квартиру в столице. Однако многие семьи на лето выселялись из города, а потом снова нанимали жилье в Петербурге: так было экономнее. А мебель, не нужную на даче, можно было временно сдать, например, на кокоревские склады (Лиговский пр., 50).

 

 

Подыскивать дачи начинали ранней весной — в марте. Ориентирами на местности служили специальные «белые билетики», или, как их называли ласково, «путеводные звезды» на окнах домов. Дачный сезон обычно длился с мая по август. Дачу снимали «на сезон», а не по месяцам. Дача в начале XX века могла обойтись по-разному: очень дорогая – 800-1000 рублей за лето, 50-200 рублей за сезон, самая дешевая – 15 рублей. Для сравнения, большая квартира в Петербурге стоила 150 рублей в месяц.

В начале ХХ века недорогими были дачи в районе Старой и Новой деревни и Удельной. Самые фешенебельные дачи были в Солнечном, Репино, Сестрорецке, Тарховке, Разливе, Ермоловке, Павловске, Петергофе. Не очень хорошая дачная репутация сложилась у Луги и Лигово. Несмотря на благоустроенность, мало дачников было в Царском селе.

Поселок Сиверский считался лучшим и самым многолюдным дачным местом под Петербургом в конце XIX века, его даже называли «дачной столицей». В 1907 году больше всего дачников проживало уже в Терийоках (Зеленогорск) – 55 000 человек. Терийоки дачные путеводители (да, были и такие) называли «Северной Ривьерой», а красоты и целебный климат Парголово и Сиверской сравнивали со Швейцарией. Ораниенбаум описывался как «тихий, уютный, утопающий в сирени, почти европейский приморский город». Подобные сравнения радовали слух потенциальных дачников: большинство жителей города могли только мечтать об отдыхе за границей.

 

 

Дачная жизнь была очень демократичной: за обедом, ужином, карточной игрой могли встретиться люди самых разных чинов и званий. Неспешный дачный уклад вне зависимости от «дачной географии» также был схож. Крики разносчиков, звуки шарманки и граммофона в течение дня оглашали дачные окрестности Петербурга. Кстати, дачники той поры грядки не возделывали: это было уделом крестьян близлежащих деревень, именно они занимались огородничеством и успешно сбывали свой товар дачникам. Их «дачный промысел» включал также извоз и сдачу внаем изб (сами в летний сезон могли жить, например, в сарае).

 

 

В некоторых дачных местностях были, как в городе, мелочные лавки. Приобрести там можно было многое, но далеко не все. Что нельзя было купить в лавке, у местных жителей или разносчиков, нужно было везти из города. Для этой цели прекрасно подходил глава семейства, ежедневно, кроме воскресенья, выбиравшийся в Петербург на службу. Рачительная хозяйка давала мужу указания, что и где купить после работы.

Когда почтенный отец семейства возвращался вечером из города, вся семья шла встречать его на железнодорожную станцию. Нагруженный многочисленными кульками-покупками, такой распространенный типаж получил название «дачный муж», и у него едва ли оставались силы радоваться отдыху на природе.

 

По этому поводу Всеволод Гаршин еще в 1880-е годы иронично замечал:

«Иные отцы семейств проводят летние вечера, как проводили и зимние, садясь за зеленый столик в 9-10 часов вечера и «винтя» («винт» - карточная игра) до солнечного восхода. Прибавьте к этому увеселения, рассеянные летом вокруг Петербурга: вокзалы, летние театры, оркестры музыки на открытом воздухе и пиво, пиво, пиво, — вот и весь фон дачной жизни петербургской семьи средней руки».

 

Действительно, дачники не хотели лишаться любимых городских развлечений. Практически в каждой местности был свой театр, эстрада или концертный зал. Часто на сцене выступали известные артисты.

 

 

В воспоминаниях о том времени многие отмечали, что столбы и заборы в дачных местностях были обезображены афишами и рекламами различных мероприятий. Впрочем, информацию о театральных постановках и развлечениях можно было почерпнуть и в специальных сезонных газетах: «Северный дачный листок», «Дачная жизнь», «Дачница», «Дачник», «Дачный курьер».

 

 

Часто концерты и спектакли были благотворительными, доходы от сборов могли пойти, например, на покупку инвентаря для пожарной дружины. Такие дружины, в виду частых пожаров, были почти во всех дачных местностях. Организовывались на добровольных началах, состояли в основном из молодежи.

Любительские спектакли давались не только на сцене, они могли проходить под навесом или даже в сарае. Декорация и бутафория здесь тоже были любительские. Такие представления обычно были бесплатными, на них попадали по специальным, часто рукописным, пригласительным билетам. Отдыхающая молодежь большое значение придавала участию в подобных спектаклях, сделав их частью своего летнего досуга.

 

Вечерами центром дачной жизни становилась железнодорожная станция: по платформе любили прогуливаться флиртующие юноши и девушки. Про романы, завязывавшиеся на лоне природы, говорили: «не всерьез, а по-дачному».

 

Дачный отдых на природе сто лет назад — это дальние прогулки по окрестностям, катания на лодках, купания, пикники и многие другие занятия, знакомые современным дачникам.

 

 

А вот загорать было не принято, от солнца прятались под специальными кружевными зонтами. На пляже мужчины и женщины располагались отдельно друг от друга. Купались обычно с лодок, а на курортах использовали специальные «купальные фургоны».

 

 

Летние виды спорта — неотъемлемая часть дачных развлечений. В фешенебельных районах мог располагаться яхт-клуб, гребной кружок или школа верховой езды. Велосипеды были еще роскошью, но такой желанной! Играли также в лапту, крокет, рюхи (городки), кегли, серсо. Среди спортивных игр был популярен лаун-теннис.

 

 

Впрочем, главное, что на даче можно было свободно общаться в семейном кругу: гулять, ходить на рыбалку, в плохую погоду играть в домино, лото. И, конечно же, всем вместе пить чай. Чаепития устраивались обычно на веранде или террасе, а праздничные застолья могли проходить прямо под открытым небом.

Дачи снимали ради здоровья всех членов семьи, особенно самых маленьких. Городская жизнь большей части детей была достаточно замкнутой. На дачах же они соприкасались с природой, наблюдали за ней и сближались с детьми другого круга и воспитания, чувствовали свободу. Дети не только играли в подвижные игры, купались, ходили на рыбалку и в лес, рисовали, собирали гербарий. Под руководством взрослых устраивали концерты, издавали рукописные журналы, ставили пьесы, играли в «живые картины», литературные игры. В общем, жили хорошо и весело.

 

 


 

С 29 апреля по 15 сентября 2011 года в мемориальном музее «Разночинный Петербург» проходила выставка «Дачные окрестности Петербурга сто лет назад». Казалось бы, столько лет прошло, а мы до сих пор вспоминаем об этой выставке с теплотой и любовью. И не только потому, что дачная тема близка нам всем. Этот проект создавался с участием наших друзей и партнеров, музеев и коллекционеров, обогативших выставку рядом интереснейших экспонатов. В выставке принимали участие: Краеведческий музей г. Ломоносова, Краеведческий музей «Нарвская застава», Музей истории города Павловска, Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, частные коллекционеры А.В. Бурлаков, Б.Е. Ривкин, И.К. Юдина.

 

Вверх