Санкт-Петербург считается одним из самых красивых городов мира. Его украшением являются не только дворцы и особняки, памятники и скверы, но и простая обывательская застройка – «доходные дома». В непарадной части Петербурга, известной в народе под названием «Семенцы», этот тип зданий был самым распространенным. Построенный по индивидуальному проекту, каждый «доходный дом» был уникальным. Прогуливаясь по историческому центру города, мы и сегодня не перестаем удивляться разнообразию архитектурных решений фасадов зданий.
Впрочем, так было не всегда: то что сегодня нас восхищает, нередко вызывало в профессиональной среде массу споров и негодования. В 1906 году главный архитектор Санкт-Петербурга Н.Н. Брешко-Брешковский говорил о градостроительстве с болью:
«Еще недавно контингент лиц, имевших право строить дома, был ограничен. Я имею в виду не домовладельцев, а тех по чьим планам и под чьим руководством строился дом. Пользовались этим правом архитекторы из Академии художеств и гражданские инженеры. То есть люди со специальным образованием в области строительного искусства. Министр народного просвещения Глазов в приливе необычайной щедрости дал это право всем, кому не лень: технологам (выпускникам Технологического института), лесникам (выпускникам Лесного института), путейцам (выпускникам Института инженеров путей сообщения), политехникам (выпускникам Политехнического института) и т.д. Думская комиссия утверждает проекты, не выдерживающие никакой критики ни в эстетическом, ни в гигиеническом отношении. Культурные люди считают архитектуру искусством, все остальные – ремеслом». | ||
Действительно, долгое время профессиональных строителей готовили два ВУЗа: Академия художеств и Институт гражданских инженеров (2-я рота - ныне 2-я Красноармейская, 4).
Академия художеств, или высшее художественное училище ведет свою историю с 1764 года и является одним из старейших учебных заведений России. Студенты архитектурного отделения Академии художеств на рубеже XIX –ХХ веков учились пять лет, получали звание архитекторов и гражданский чин Х класса.
Императорская Академия художеств. Университетская наб., 17. |
Предшественниками Института гражданских инженеров (ныне СПб ГАСУ) были Училище гражданских инженеров (1832) и Строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий (1842).
Институт гражданских инженеров императора Николая I. |
|
2-я рота (ныне 2-я Красноармейская), 4. |
Московский пр., 29. |
Выпускники института гражданских инженеров, проучившись пять лет, получали звание гражданского инженера, а лучшие из них — право на ношение установленного знака.
Между выпускниками обоих учебных заведений всегда существовала некоторая конкуренция. Почетное звание «архитектор» давало более широкое поле для деятельности, художественное образование приобщало к высокому искусству. Среди выпускников Академии художеств больше авторов проектов культовых и публичных учреждений, дворцов и особняков. Деятельность гражданских инженеров носила более практический, приземленный, характер. И все равно в Петербурге, переживавшем в начале ХХ века строительный бум, профессионалов в этой сфере катастрофически не хватало.
Гражданский инженер Н.Ф. Савельев в чине коллежского секретаря и с знаком гражданского инженера на груди. Один из создателей проекта Электро- станции № 3 (наб. реки Фонтанки, 104). |
Негодование Н.Н. Брешко-Брешковского связано с тем, что инженеры-выпускники технических ВУЗов имели право строить и проектировать жилые здания, сдав дополнительный экзамен и получив звание «техника». Конечно, не всем хватало вкуса и профессионализма соблюсти меру, отвечая желаниям заказчика-домовладельца. Многочисленные дома с башенками и эркерами, так умиляющие многих сегодня, казались некоторым профессионалам архитектуры верхом безвкусицы и выбивались из произведений классического ряда.
Технический календарь на 1895 год. |
Долгое время высшее образование было для женщин недоступно. Считалось, что оно им просто не нужно. Но уже со второй половины XIX века высшие женские курсы начинают готовить женщин-педагогов, женщин-юристов. Появляются женщины-врачи. Но женщин-архитекторов все не было. Настоящая дискуссия развернулась вокруг открытия в 1906 году первых в России высших женских политехнических курсов, расположившихся на углу Загородного проспекта и Серпуховской улицы. Противники технического образования для женщин недоумевали: как это женщина-архитектор будет прыгать по высоким лестницам в юбке и ругаться со строителями? Тем не менее, в 1915 году в Нижнем Новгороде было возведено здание государственного банка, спроектированное женщиной.
Зачетная книжка Пороховщиковой Елизаветы, слушательницы архитектурного отделения Высших женских политехнических курсов. 1907. |
В организации Высших женских политехнических курсов принимал деятельное участие Н. Султанов – ректор и выпускник Института гражданских инженеров, академик, автор многих архитектурных проектов, в том числе придворной церкви Петра и Павла в Новом Петергофе.
Н. Султанов. Хромофототипии «Лампада в византийском стиле». 1892. |
Хочется закончить рассказ об архитекторах и строителях эпизодом, характеризующим понятие корпоративной этики. Так, известный архитектор Л. Шишко, преподававший в Технологическом институте строительное искусство, в ответ на просьбу ректора Института гражданских инженеров создать проект по расширению и перестройке комплекса построек этого учебного заведения, отказался от причитавшегося ему гонорара, так как посчитал это данью уважения и делом чести по отношению к своей alma mater.
ЦГИА Ф. 184, Оп. 2, Д. 106. Л. 67, 91. |
В нашем музее продолжает работу выставка "Господин петербургский студент". На выставке вы узнаете о студенчестве рубежа XIX - XX вв., в том числе и о студентах строительных вузов, о досуге и различных случаях из жизни столичной молодежи, нашедших отражение на страницах газетных хроник.
В доме №14 по Подольской ул. недавно поселился семейный студент института гражданских инженеров. В одну из комнат приехали двое студентов – политехник Эйман и универсант Бережнев. Сегодня утром явилась полиция и, предъявив ордер охранного отделения, приступила к обыску. У хозяина квартиры ничего не было найдено. В комнате студентов нашли склад взрывчатых веществ: 15 пудов динамита, пироксилиновые шашки, гремучий студень, экстра-динамит, бикфордов шнур, 7 пудов типографского шрифта, нелегальную литературу и компрометирующую переписку. Оба студента арестованы и отправлены в охранное отделение. В квартире была оставлена засада. Через несколько часов были арестованы еще двое молодых людей. Взрывчатые снаряды отправлены на артиллерийский полигон. (Газета «Русское слово», 12 января 1909). |
||