Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

Санкт-Петербург считается одним из самых красивых городов мира. Его украшением являются не только дворцы и особняки, памятники и скверы, но и простая обывательская застройка – «доходные дома». В непарадной части Петербурга, известной в народе под названием «Семенцы», этот тип зданий был самым распространенным. Построенный по индивидуальному проекту, каждый «доходный дом» был уникальным. Прогуливаясь по историческому центру города, мы и сегодня не перестаем удивляться разнообразию архитектурных решений фасадов зданий.

Впрочем, так было не всегда: то что сегодня нас восхищает, нередко вызывало в профессиональной среде массу споров и негодования. В 1906 году главный архитектор Санкт-Петербурга Н.Н. Брешко-Брешковский говорил о градостроительстве с болью:

     
  «Еще недавно контингент лиц, имевших право строить дома, был ограничен. Я имею в виду не домовладельцев, а тех по чьим планам и под чьим руководством строился дом. Пользовались этим правом архитекторы из Академии художеств и гражданские инженеры. То есть люди со специальным образованием в области строительного искусства. Министр народного просвещения Глазов в приливе необычайной щедрости дал это право всем, кому не лень: технологам (выпускникам Технологического института), лесникам (выпускникам Лесного института), путейцам (выпускникам Института инженеров путей сообщения), политехникам (выпускникам Политехнического института) и т.д. Думская комиссия утверждает проекты, не выдерживающие никакой критики ни в эстетическом, ни в гигиеническом отношении. Культурные люди считают архитектуру искусством, все остальные – ремеслом».  
     

 

Действительно, долгое время профессиональных строителей готовили два ВУЗа: Академия художеств и Институт гражданских инженеров (2-я рота - ныне 2-я Красноармейская, 4).

Академия художеств, или высшее художественное училище ведет свою историю с 1764 года и является одним из старейших учебных заведений России. Студенты архитектурного отделения Академии художеств на рубеже XIX –ХХ веков учились пять лет, получали звание архитекторов и гражданский чин Х класса.

 


Императорская Академия художеств.

Университетская наб., 17.

 

Предшественниками Института гражданских инженеров (ныне СПб ГАСУ) были Училище гражданских инженеров (1832) и Строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий (1842).

 


Институт гражданских инженеров императора Николая I.

2-я рота
(ныне 2-я Красноармейская), 4.

Московский пр., 29.
Ранее здесь находилось Строительное училище.

 

Выпускники института гражданских инженеров, проучившись пять лет, получали звание гражданского инженера, а лучшие из них — право на ношение установленного знака.

 

Наверху: Диплом В.А. Лучинского, автора проекта перестройки здания, в котором находится музей «Разночинный Петербург» (1901). 

ЦГИА Ф. 184, Оп. 2, Д. 347. Л. 21.

 

Слева: Студент Института гражданских инженеров императора Николая I.                 

 

 

Между выпускниками обоих учебных заведений всегда существовала некоторая конкуренция.  Почетное звание «архитектор» давало более широкое поле для деятельности, художественное образование приобщало к высокому искусству. Среди выпускников Академии художеств больше авторов проектов культовых и публичных учреждений, дворцов и особняков. Деятельность гражданских инженеров носила более практический, приземленный, характер. И все равно в Петербурге, переживавшем в начале ХХ века строительный бум, профессионалов в этой сфере катастрофически не хватало.

 


Гражданский инженер Н.Ф. Савельев в чине коллежского секретаря и с знаком гражданского инженера на груди.

Один из создателей проекта Электро- станции № 3
(наб. реки Фонтанки, 104).         
 

 

Негодование Н.Н. Брешко-Брешковского связано с тем, что инженеры-выпускники технических ВУЗов имели право строить и проектировать жилые здания, сдав дополнительный экзамен и получив звание «техника». Конечно, не всем хватало вкуса и профессионализма соблюсти меру, отвечая желаниям заказчика-домовладельца. Многочисленные дома с башенками и эркерами, так умиляющие многих сегодня, казались некоторым профессионалам архитектуры верхом безвкусицы и выбивались из произведений классического ряда.

 


Технический календарь на 1895 год.

 

Долгое время высшее образование было для женщин недоступно. Считалось, что оно им просто не нужно. Но уже со второй половины XIX века высшие женские курсы начинают готовить женщин-педагогов, женщин-юристов. Появляются женщины-врачи. Но женщин-архитекторов все не было. Настоящая дискуссия развернулась вокруг открытия в 1906 году первых в России высших женских политехнических курсов, расположившихся на углу Загородного проспекта и Серпуховской улицы. Противники технического образования для женщин недоумевали: как это женщина-архитектор будет прыгать по высоким лестницам в юбке и ругаться со строителями? Тем не менее, в 1915 году в Нижнем Новгороде было возведено здание государственного банка, спроектированное женщиной.

 


Зачетная книжка Пороховщиковой Елизаветы,
слушательницы архитектурного отделения Высших женских политехнических курсов.

1907.

 

В организации Высших женских политехнических курсов принимал деятельное участие Н. Султанов – ректор и выпускник Института гражданских инженеров, академик, автор многих архитектурных проектов, в том числе придворной церкви Петра и Павла в Новом Петергофе.

 


Н. Султанов.
Хромофототипии «Лампада в византийском стиле».

1892.

 

Хочется закончить рассказ об архитекторах и строителях эпизодом, характеризующим понятие корпоративной этики. Так, известный архитектор Л. Шишко, преподававший в Технологическом институте строительное искусство, в ответ на просьбу ректора Института гражданских инженеров создать проект по расширению и перестройке комплекса построек этого учебного заведения, отказался от причитавшегося ему гонорара, так как посчитал это данью уважения и делом чести по отношению к своей alma mater.

 


ЦГИА Ф. 184, Оп. 2, Д. 106. Л. 67, 91.


 

В нашем музее продолжает работу выставка "Господин петербургский студент". На выставке вы узнаете о студенчестве рубежа XIX - XX вв., в том числе и о студентах строительных вузов, о досуге и различных случаях из жизни столичной молодежи, нашедших отражение на страницах газетных хроник.

 

     
 

В доме №14 по Подольской ул. недавно поселился семейный студент института гражданских инженеров. В одну из комнат приехали двое студентов – политехник Эйман и универсант Бережнев. Сегодня утром явилась полиция и, предъявив ордер охранного отделения, приступила к обыску. У хозяина квартиры ничего не было найдено. В комнате студентов нашли склад взрывчатых веществ: 15 пудов динамита, пироксилиновые шашки, гремучий студень, экстра-динамит, бикфордов шнур, 7 пудов типографского шрифта, нелегальную литературу и компрометирующую переписку. Оба студента арестованы и отправлены в охранное отделение. В квартире была оставлена засада. Через несколько часов были арестованы еще двое молодых людей. Взрывчатые снаряды отправлены на артиллерийский полигон.

(Газета «Русское слово», 12 января 1909).

 
     

 

Вверх