Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

Арктика - огромная область Земного шара в форме круга и один из самых труднодоступных регионов мира. Еще недавно Северный полюс был направлением, доступным только исследователям. А сегодня в Арктическую зону организуют экспедиционные круизы. Чтобы осуществить мечту отважных путешественников исследовать Северный полюс, отважные моряки несколько столетий искали возможность прохода по Северным морям. Ходить ледовыми полями даже коротким арктическим летом было очень непросто. И только в прошлом столетии, благодаря появлению ледоколов, корабли стали ходить по пути от Мурманска до Владивостока круглый год.

 


Фото «Ледокол «Ленин» во льдах»

 

Новую главу в освоении Арктики и Северного морского пути открыло введение в эксплуатацию атомных надводных судов. В 1959 году Советскому Союзу удалось, казалось бы, невозможное – льды Северного морского пути рассек первый советский атомный ледокол «Ленин». Физики Советского Союза долго бились над задачей использования атомной энергии в мирных целях. И в 1953 году такое решение было найдено - создание атомного ледокола. Остро ощущалась необходимость в создании принципиально нового мощного судна для работы в трудных условиях Северного морского пути. Проводка судов через льды дизельными ледоколами требовала чрезвычайно большого расхода горючего. Топливо составляло примерно треть веса дизельных судов. И необходимость регулярной заправки судна существенно снижала эффективность эксплуатации ледоколов. Атомоход был лишен этих недостатков, он мог находиться в плавании столько, сколько было необходимо. Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой, по мощности он не имел равных среди других ледоколов всего мира.

 


Фото ТАСС д №14 «Атомный ледокол «Ленин» во льдах Карского моря»

 

Ледокол был заложен в 1956 году на заводе имени Марти в Ленинграде. В ходе постройки пришлось применить множество новаторских решений и преодолеть огромное количество разнообразных технических и технологических трудностей.  Главным конструктором был В. И. Неганов, кораблестроитель, проектировщик новых тяжелых ледоколов и судов с атомными энергетическими установками.

 


Фотопортрет Неганова Василия Ивановича, главного конструктора атомного ледокола «Ленин»
02.06.1960

 

 

Более 500 предприятий Советского Союза создавали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. Достаточно вспомнить, что для корпуса была разработана специальная сталь. После того, как ледокол покинул Адмиралтейский завод и вышел в Неву, власти Ленинграда потребовали гарантий того, что в городе не случится ядерный взрыв. По городу распространялись слухи о том, что «Ленин» буквально светится от радиации. Взрыв не случился, радиационный фон вокруг нового ледокола оставался спокойным, ледокол ушел из Ленинграда в Мурманск, чтобы начать свой славный путь.

В нашем музее историю и славный путь атомного ледокола можно проследить по книге «Атомный ледокол «Ленин» под редакцией А.Б. Тимофеева, изданной в 1980 году, с дарственной надписью одного из авторов книги и капитана атомохода «Ленин» Б.М. Соколова.

 


Книга «Атомный ледокол «Ленин»/ Б.М. Соколов, Ю.И. Казачков [и др.];
под ред. А.Б. Тимофеева. – Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1980. – 78 с.


 

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР. Атомоход был не только мощным, но и очень комфортабельным. Его называли «чудом промышленного дизайна». Каюты на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон - все это было для советских моряков необычно. На борту работающего в Арктике атомохода побывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, на рояле играла Александра Пахмутова, перед моряками выступали артисты и писатели, ледокол посетили многочисленные зарубежные делегации.

 


Фото «Ледокол «Ленин» у причала»

 

В течение 30 лет ледокол «Ленин» обеспечивал навигацию на Северном морском пути и служил «атомным университетом», в котором нарабатывался опыт круглогодичного арктического мореплавания, совершенствовались технологии и готовились кадры для атомного флота нашей страны. Атомоход провел во льдах Арктики тысячи судов, сам прошел при этом 654 400 морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны. В 1989 году «Ленин», получивший за время службы орден Ленина, был выведен из эксплуатации. А 5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» ошвартовался в центре города Мурманска у морского вокзала и в кратчайшие сроки стал «визитной карточкой» Мурманской области и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера.

 


Верхний ряд:
Открытка почтовая из коллекции ММРП.
Атомный ледокол «Ленин»

Слева:
Конверт почтовый 25-летие первой навигации
атомного ледокола «Ленин»

 

Еще в июне 1971 года ледокол «Ленин» прошёл севернее архипелага Северная Земля, начав путь в Мурманске и закончив в Певеке, подготовив таким экспедицию на Северный полюс в 1977 году другого атомного судна - ледокола «Арктика».

 


Фото «Атомоход «Арктика» на Северном полюсе»

 

В коллекции нашего Музея есть очень интересный предмет, посвященный этому ледоколу - каталог «Самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика» с дарственной надписью, посвященной Пятышеву Г.Ф. Альбом в белой коленкоровой обложке с надписью золотистого цвета прописными буквами в две строки: «САМЫЙ МОЩНЫЙ В МИРЕ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «АРКТИКА» содержит цветные фотографии и пояснительными тексты об истории строительства и особенностях эксплуатации атомохода в трудных условиях Арктики.

 


Фото каталога «Самый мощный в мире атомный ледокол «АРКТИКА»

 

Ледокол «Арктика» был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду был произведен в рекордно короткие сроки -  26 декабря 1972 года. А 25 апреля 1975 года ледокол был сдан в  эксплуатацию, на ледоколе был поднят государственный флаг. При его создании был использован опыт полученный в ходе постройки и эксплуатации ледокола «Ленин»,  отработан ряд конструктивных решений, которые затем легли в основу создания других ледоколов этого типа. Был создан тип ледокола, на тот момент не имевшего аналогов в мировом ледоколостроении. При строительстве и во время эксплуатации ледоколов этого типа было задействовано свыше 350 советских предприятий.

 


Фото «Атомный ледокол «Арктика» со штампом на оборотной стороне

 

Ледокол «Арктика» имел четыре палубы и две платформы, его конструктивной особенностью для работы в высоких широтах стала возможность перемещения между любыми помещениями судна без выхода на открытую палубу. Размещение на судне экипажа стало еще более комфортабельным – 155 кают, преобладающее большинство из которых  были одноместными. Для удобства экипажа были обустроены традиционная кают-компания, столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская. Важным моментом стало и медицинское обеспечение судна, для этого на ледоколе был обустроен специальный медицинский блок, включавший в себя амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет. Усилен был и выполненный из высокопрпочной стали корпус ледокола. При разработке судна одним из ключевых вопросов было обеспечение безопасности всего личного состава судна. Для решения этих вопросов был разработан комплекс конструктивных решений и технических средств контроля. Эти инструменты постоянно модернизировались и приводились в соответствие современным нормам и стандартам.

 


Фото «Атомоход «Арктика» во льдах»

 

Ледокол славно потрудился, рассекая полярные льды и проводя сквозь арктические воды караваны судов.

3 октября 2008 года на атомоходе «Арктика» была остановлена атомная энергетическая установка, в 2011 году с ледокола сняли экипаж. Попытка сделать из списанного ледокола корабль-музей успехом не увенчалась. В декабре 2018 года корабль был отбуксирован из Мурманска в акваторию завода «Нерпа» в бухту Кут Кольского залива для дальнейшей утилизации.

Примечательно, что сейчас льды Северного Морского пути разбивает новый одноименный атомный ледокол «Арктика», заложенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 5 ноября 2013 года.

Атомные ледоколы нового поколения с успехом продолжают дело, начатое еще первым в мире атомоходом «Ленин» - рассекают арктические льды, круглогодично проводя по Северному морскому пути все новые и новые караваны судов. И сейчас, где-то далеко в водах Северного морского пути льды рассекает новый одноименный атомный и все так же самый мощный в мире ледокол «Арктика» нового поколения, заложенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 5 ноября 2013 года, с успехом завершивший все испытания, и 3 декабря 1921 года, взявший курс на акваторию Северного морского пути.

Вверх