Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

«Певец любви и печали», «сладкогласый соловей» - так называли газеты знаменитого русского оперного певца Леонида Витальевича Собинова. Сегодня, 7 июня, мы отмечаем 150-летие со дня его рождения. На основной экспозиции музея «Разночинный Петербург» вы можете видеть грампластинку с записью романса П.И. Чайковского «Средь шумного бала» в исполнении Л. В. Собинова. А нам хотелось бы затронуть некоторые вехи биографии замечательного артиста.

 


Л.В. Собинов – Ленский в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». 1901 г.

Изображение из альбома «Мариинский театр. 1783-2003.
Посвящено 300-летию Санкт-Петербурга». СПб., 2003.

 

Ленский, Вильгельм Мейстер, Вертер, Орфей, Кавардосси… Это лишь небольшой список основных ролей Л.В. Собинова в опере. Исследователи пишут о том, что артисту хорошо удавались юные, светлые образы, его голос характеризуют как «лучезарный» и «вечно юный». Надо сказать, что кроме оперы, певец был очень внимателен в своём творчестве и к русскому романсу. Л.В. Собинов говорил, что именно романсу он обязан своим музыкальным развитием.

 

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

 

- так звучат первые строчки романса «Средь шумного бала» П.И. Чайковского, который исполнял Л.В. Собинов. Его тёплый и светлый тенор хорошо подходил к романсу, наполненному светлой грустью. Слова романса написал Алексей Константинович Толстой в 1851 г. Он посвятил его незнакомке (Софье Андреевне Миллер), которую он встретил на балу. Как пишет исследователь творчества А.К. Толстого, она «не была хорошенькой», но привлекла писателя и поэта умом и блистательной харизмой. В бальной маске незнакомка была окутана тайной, о чём свидетельствуют и слова стихотворения, написанные им, вероятно, в ту же ночь. На стихи А.К. Толстого в 1878 г. музыку положил выдающийся композитор П.И. Чайковский.

 


Бюст композитора П.И. Чайковского.

1950 - 1960 - е гг.
Ленинградский завод фарфоровых изделий.


Грампластинка. «Средь шумного бала»,
романс П. Чайковского, исполняет Л.В. Собинов.

1911 г. Компания «Граммофон».

 

Л.В. Собинов родился в Ярославле, 26 мая (7 июня) 1872 года. Отец, Виталий Васильевич, не приписывался к купеческому сословию, однако имел близкое отношение к купцам и даже женился на дочери купца Екатерине Федоровне Чистовой. Таким образом, получилось так, что Л.В. Собинов воспитывался в купеческих традициях. Закончив гимназию с серебряной медалью, Л.В. Собинов продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета осенью 1890 года. Будущий певец навсегда уехал из родного края, но потом часто вспоминал его и даже написал однажды стихотворение, посвящённое Волге, которое хранится в Российском национальном музее музыки:

 

Снова, как в былые годы,

На речном звенит привольи

Беззаботный смех свободы

Прямо к солнцу от подполья!…

 


Открытка почтовая «Волга под Саратовом». Начало XX в. Фотограф: А. Павлович.

Лицевая и оборотная стороны.

 

Стихотворение Л.В. Собинова хотелось бы проиллюстрировать открыткой из фонда изобразительного искусства музея «Волга над Саратовом». Фотография на открытке сделана Павловичем Анатолием Николаевичем – профессиональным петербургским фотографом, штатным фотографом Русского музея, членом Петроградского фотографического общества. Павлович А.Н. известен сериями видовых фотографий городов России. Некоторое количество фотографий вышло и в рамках издательства «Общины Св. Евгении». На протяжении всей своей музыкальной карьеры артист В.Л. Собинов много гастролировал. Известно, что артист выступал на сцене музыкального училища и консерватории Саратова с концертами в 1910-1915 гг. Сейчас именем Л.В. Собинова названа Саратовская государственная консерватория.

В Москве же прошли студенческие годы Л.В. Собинова. Там он записался в студенческий хор, часто посещал театры: Большой, Малый, итальянскую оперу. Надо сказать, что помимо искусства, будущего певца интересовала и политическая жизнь страны. Будущий артист стал одним из организаторов ярославского землячества, участвовал в студенческих сходках и демонстрациях, много читал сочинения революционных демократов, произведения писателей демократического направления. Он отмечал, что самой его любимой книгой является «Былое и думы» А.И. Герцена.

 


А.И. Герцен. Том 1. Книга 1. Полное собрание сочинений.

Издание Т-ва А.Ф. Маркс. Приложение к журналу «Нива». Петроград. 1918 г.

 

По окончании обучения, Собинов начал службу помощником присяжного поверенного у адвоката Ф. Н. Плевако в Московском окружном суде. Однако юридическая карьера Л.В. Собинова продлилась недолго. Параллельно с обучением в университете, Собинов учился и в Московском филармоническом училище. Л. В. Собинов всегда стремился научиться петь. Поэтому перед Собиновым вскоре встал выбор: продолжить карьеру юриста или с головой уйти в музыку. Сам артист позже вспоминает, что любое столкновение с трудностями в адвокатской или в артистической деятельности могли в любой момент переменить положение чаши весов в сторону противоположной карьеры. Однако в 1899 г., уже будучи артистом Большого театра, и после того, как Собинов дебютировал на петербургской сцене, он сделал свой выбор в пользу певческой карьеры. Одной из первых была роль Фауста в одноимённой пьесе Шарля Гуно. Сам артист в начале карьеры называл роль Фауста одной из лучших своих партий, наряду с партией Ленского.

 




Ноты. Шарль Гуно. Фауст (Faust).
Опера въ 5-ти действиях.

Издание П.К. Селиверстова.
Санкт-Петербург, Садовая ул., 22.
Н. XX в.




 

А в 1901 году, на сцене петербургской консерватории, Л.В. Собинов выступал с ролями Фауста и Ленского. Роль Ленского в исполнении Леонида Витальевича Собинова была в новинку для петербургской публики, ведь до этого она привыкла видеть в этой роли Николая Фигнера. Так об этом пишет исследователь творчества Л.В. Собинова Г.В. Поплавский:

«Публика была поражена: вместо весьма зрелого, с бородой и усами Ленского, каким привыкли видеть в этой роли Фигнера, на сцене был совсем иной Ленский. Темные волосы, вдохновенно отброшенные назад, открывали высокий лоб, оттеняя нежный юношеский овал лица. Движения, жесты Ленского были полны юношеской стремительности и романтической восторженности. Весь его облик, отмеченный неподдельной искренностью, очаровал зрителя».

 


Открытка почтовая «С. - Петербург. Театральная площадь. Памятник Глинки»

[Г. М. Б.], Всемирный почтовый союз. Начало XX в.

 

Такими были первые шаги Л.В. Собинова на Петербургской сцене. А в 1897 г. Л.В. Собинов блистал на сцене московского Большого театра в опере «Демон» (1871 г.) А.Г. Рубинштейна. Певец исполнял там роль князя Синодала, жениха красавицы Тамары. Исполнение певца публика приняла восторженно, приходилось повторять одну из арий дважды. Оперу «Демон» А.Г. Рубинштейн написал под впечатлением от одноимённого произведения М.Ю. Лермонтова, его привлёк романтический, противоречивый образ: «изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя». 

 


Грампластинка. Опера «Демон» А. Рубинштейна.

Апрелевский завод, НКОМ СССР.
1950-е гг. г. Москва.


Фотокопия. Рубинштейн А. Г.

Приложение к музыкальному журналу «Нувеллистъ».
[1990-е гг.] г. Санкт-Петербург.

 

В декабре 1908 г. Собинов впервые выступил в партии Лоэнгрина, в одноимённой опере Рихарда Вагнера. Действие оперы происходит во времена Генриха Птицелова в XII веке. История повествует о принцессе Эльзе и её брате Готфриде, который исчезает таинственный образом. Сюжет оборачивается против Эльзы и её обвиняют в убийстве брата. На помощь приходит спаситель в доспехах, рыцарь Грааля, Лоэнгрин. Роль Лоэнгрина исполнял Л.В. Собинов.

 


Грампластинка. «Умчалась песня в даль» (дуэт).

Лоэнгрин, Рихард Вагнер. Л.В. Собинов и А.В. Нежданова. 1911 г.

 

Роль Лоэнгрина прославила на весь мир певца Л.В. Собинова. Владимир Маяковский даже посвятил Собинову такие строчки, прощаясь в стихах с Сереем Есениным: «Эх, поговорить бы иначе с этим самым с Леонидом Лоэнгринычем!». Эльзой была Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950 г.) - русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано. Вместе с Леонидом Витальевичем она долгие годы выступала на сцене Большого театра. Помимо Собинова, Нежданова выступала с Шаляпиным, Карузо и Руффо (опера «Риголетто»). А.В. Нежданова была частым партнёром Л.В. Собинова по оперной сцене. Как вспоминает профессор А.А. Реформатский:

«Первый раз я слышал Собинова в «Травиате» с А.В. Неждановой – Виолеттой и И.В. Грызуновым – Жермоном, - ансамбль, редкий по музыкальности!».

Часто заметки об артистах можно было увидеть в «Ежегоднике императорских театров». «Ежегодник Императорских театров» издавался в Санкт-Петербурге с 1892 по 1915 год Дирекцией Императорских театров. В данном периодическом издании можно было найти репертуары театров, афиши, обзоры деятельности театров, критические статьи.

 


Г-жа Нежданова в оп. Миньона «ТОМА».

Императорский Московский Большой театр.




Журнал. Ежегодник Императорских театров.

Выпуск VI. Дата создания: 1913 г.,
Типография Императорских
Санкт-Петербургских театров.

 

Популярность Л.В. Собинова до революции близилась к успеху Ф.И. Шаляпина. Его имя звучало часто, его можно было видеть на афишах Императорских театров, на грампластинках. В одной из публикаций по итогам концерта в Париже писали:

«Весь прежний Собинов прошел перед слушателями битком набитого зала Гаво. Собинов оперных арий, Собинов романсов Чайковского, Собинов итальянских песен — все покрывалось шумными рукоплесканиями…Дикция его ясна, как кристалл, — «точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо».

Вверх