Фотопортрет. Ильинская Мария Александровна г. Москва, 1925 г. |
Ежегодно в фонды музея «Разночинный Петербург» поступают новые предметы. Сотрудники музея знают, что за любым предметом стоит история, и что процесс атрибуции бесконечен. В прошлом году в музей поступили предметы, принадлежащие одной актрисе. В «Международный женский день» мы бы хотели рассказать вам её историю.
Предметы принадлежали Рощиной (Ильинской) Марии Александровне. На представленной фотографии она изображена в шляпке «клош». Мария Александровна родилась в Москве и всю свою жизнь посвятила провинциальным театрам в разных уголках Советского Союза. После ухода на заслуженный отдых, до 1996 г., артистка проживала в петербургском Доме Ветеранов сцены им. М.Г. Савиной на Петровском острове в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Дом ветеранов сцены был основан ещё в 1895 г. как Убежище для престарелых сценических деятелей в память Императора Александра III, и находилось оно в ведении Русского театрального общества – РТО. Здание Дома ветеранов сцены было построено при участии Марии Гавриловны Савиной – русской актрисы, много лет блиставшей на сцене Александринского театра.
Фотокопия. Савина М. Г. |
До того, как М.А. Рощину приютил Петербург, в 1969 г., она подавала заявку принять её в московский Дом ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной. В анкете подавшего заявление о зачислении в Дом ветеранов сцены Рощина вписала фамилию Ильинская как псевдоним и указала дату рождения - 24.11.1907 г. Она была одинока, снимала комнату в посёлке Завидово Конаковского района. Сотрудники Тувинского отделения ВТО, г. Кызыл, обратились к председателю с убедительной просьбой устроить в дом ветеранов сцены бывшую актрису Республиканского музыкально-драматического театра Тувинской АССР Рощину-Ильинскую. Среди документов можно встретить и рукописную автобиографию Рощиной М.А.
Рощина (Ильинская) Мария Александровна родилась в 1907 г., в Москве. Практически всю свою жизнь она посвятила театральной сцене. Её послужной список отличается завидным разнообразием: с 1933 г. по 1963 гг. она была актрисой в составе как минимум девятнадцати советских театров в разных уголках страны.
Отец Марии Александровны был артистом Московского Малого театра – Ильинский Александр Корнилович, годы работы: 1892 – 1906 гг. Малый театр в Москве – один из старейших театров России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году. Основные роли Ильинского: Глумов, Дульчин, Бакин («Бешеные деньги», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Гаврила Ардалионович («Идиот» по роману Ф. М. Достоевского), Василий Леонидович («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Эрнани («Эрнани» В. Гюго) и так далее. Одновременно с Ильинским в Малом театре работали такие актёры как Яковлев Николай Капитонович, Лешковская Елена Константиновна или знаменитый Горев Фёдор Петрович. С Горевым Ильинский играл, например, в спектакле «Король лир» Шекспира (сезон 1895-1896 гг.). Ильинский начинал актёрскую карьеру в любительских и частных театрах, в том числе и в театре жены Ф.П. Горева Елизаветы Николаевны. Театр Е.Н. Горевой был создан в 1889 г. и просуществовал всего лишь несколько лет.
Представленные фотографии Ильинского Александра Корниловича были сделаны К.А. Фишером – фотографом Московских Императорских театров и Университета, Московского Публичного Румянцевского музея и Музея изящных искусств Александра III и Торвальдом Митрейтером - фотографом Императорского Московского общества охоты, Московского Публичного и Румянцевского музеев, Общества спасения на водах под покровительством Ея Императорского Величества.
Из автобиографии Марии Александровны Рощиной-Ильинской (так подписывалась сама артистка) мы знаем, что отец, Ильинский А.К., умер в год её рождения, а мать умерла вскоре после родов. Рощину воспитала сестра Ильинского А.К. – служащая. В 1924 г. Рощина окончила московскую школу-девятилетку, потом работала в Силикатном институте в Москве.
В 1931 г. М.А. Рощина поступила учиться в московскую театральную студию им. Ермоловой, откуда ушла по семейным обстоятельствам. В сентябре 1933 г. Рощина поехала работать в Кузбасский драматический театр (г. Сталинск) в качестве актрисы. С 1933 по 1963 гг. работала на сцене драматических театров различных городов Советского Союза, вот некоторые из них:
1933-1934 гг. - Кузбасс, г. Сталинск, Драматический театр
1934-1938 гг. - г. Ташкент. Русский драматический театр им. Горького
1938-1939 гг. - Мариупольский государственный драматический театр
1939-1940 гг. - Пензенский областной драматический театр
1940-1941 гг. - Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина
1942 -1945 гг. – ТЮЗ, г. Улан-Удэ
1945 г. - Рыбинский драматический театр
1949-1950 гг. – Магнитогорский театр им. Пушкина
1951-1953 гг. - Калужский областной драматический театр
1953-1956 гг. - Ижевский русский драматический театр
1956-1957 гг. – Сызранский драматический театр
1957 г. - Тувинский национальный театр и до 1963 г. - Республиканский музыкально-драматический театр
Муж Марии Александровны - Сергей Степанович Рощин – актёр, работал с женой в Республиканском музыкально-драматическом театре Тувинской АССР и во многих других провинциальных театрах. В 1952-1955 гг. - актёр Калужского театра. В 1955 году - актёр Сызранского драмтеатра.
Мария Александровна и Сергей Степанович Рощины играли также и в Русском драматическом театре им. Горького, г. Ташкент. На одной из фотографий из личного фотоальбома Сергея Степановича запечатлена Петрова Лидия Михайловна - заслуженная артистка Узбекистана, (1905-1973 гг.), она восемнадцать лет служила в Ташкентском русском драматическом театре, сыграла около семидесяти ролей. В различных театрах Рощины сыграли роли в популярных пьесах советского времени, в том числе и историко-революционных. В фотоальбоме Сергея Степановича Рощина можно увидеть фотографии сцен из спектаклей Ижевского русского драм. театра, Пензенского театра и других: «Неизбежность», «Гибель Эскадры», «Поднятая целина», «Начало карьеры министра», «Гибель Хаяра», «Линия огня», «Поединок», «Люди и свиньи», «Волк», «Принцесса Турандот», «Шуллер», «Платон Кречет», «На дне», «Враги», «Продолжение следует» (1937 г.), «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Аристократы», «Безумный день или женитьба Фигаро», «Разлом», «Поздняя любовь», «Волки и овцы», «Мачеха», С.С. Рощин в роли царя Феодора Иоанновича, «Эмилия Галотти», «Сын народа» и другие.
Среди программок можно встретить пьесу «Гибель эскадры». Сюжет опирался на историю затопления Черноморского флота в 1918 г. вследствие подписания Брестского мира. Спектакль был поставлен на сцене Пензенского областного драматического театра. Пензенский театр, как и многие, ставил пьесы драматургов, созвучные эпохе. Театр ставил по пьесам А. Корнейчука (особенно «Платон Кречет»), А. Афиногенова, В. Киршона, Н. Погодина. Примечательна и программка Драматического театра г. Щербакова (сейчас это г. Рыбинск, Ярославская область, Щербаковым он был в период с 1946-го по 1957 гг.). История театра начиналась с деятельности Рыбинского отделения Пролетарских культурно-просветительских организаций. Режиссер В.А. Орлов писал: «В 1920 г. мы, рыбинцы, знали твердо одно, что лозунги партии «Искусство — оружие классовой борьбы», «Искусство — на службу революции» и есть наше назначение». В 1937 году театр стал называться Рыбинским городским драматическим театром. Постановки этого времени также имели революционную и антибуржуазную направленность.
Мария Александровна Рощина играла в театрах, в основном, эпизодические роли, роли травести или старух. Об этом свидетельствует и письмо С.С. Рощина из Облдрамтеатра в Калуге Рощиной М.А. в Русский драматический театр в городе Ижевске. Сергей Степанович желает своей жене новых ролей:
«Поздравляю тебя с Новым годом, желаю удач и настоящих ролей, а не ворону Клару».
Всю свою жизнь М.А. Рощина посвятила служению Мельпомене. За время работы в театрах Рощиной М.А. были объявлены многочисленные благодарности, выданы грамоты: за добросовестное отношение, за активное участие по обслуживанию выборов в местные советы, за большую энергичную работу по подготовке к выпуску спектаклей, за добросовестное отношение к своим обязанностям и большую проделанную работу на гастролях, за срочную замену в спектакле и так далее. В 1961 г. Рощина М.А. награждена грамотой Министерства культуры РСФСР. В 1963 г. артистка вышла на пенсию, вернулась на родину, в Москву. Близких родственников у неё не было, только друзья юности и двоюродные сёстры. Умерла 24 марта 1996 г. в Петербурге, в возрасте 88 лет.
Все использованные визуальные материалы – из коллекции музея «Разночинный Петербург».
Список источников и литературы:
1) Рощина Мария Александровна. ЦГАЛИ СПб ф. Р‑89 оп.3 д.359.
2) История дома // ФГБУ «Дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной (пансионат)» Управления делами Президента Российской Федерации.
3) С. Рощин // Кино-театр.ру.
4) В Рыбинск.
5) Журавлева Н. С. Пьеса А. Е. Корнейчука «Гибель эскадры»: между героизацией и романтизацией революции.
6) Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского.
7) Официальный сайт Малого театра.
8) Татьяна Сабурова. «На Кузнецкий, к Фишеру!» // «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005).
9) Артём Логинов. Т. Митрейтер. Съемка национальных костюмов. 1870-е г. // Дороги России.