Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

 



Фотопортрет. Ильинская Мария Александровна

г. Москва, 1925 г.

 

Ежегодно в фонды музея «Разночинный Петербург» поступают новые предметы. Сотрудники музея знают, что за любым предметом стоит история, и что процесс атрибуции бесконечен. В прошлом году в музей поступили предметы, принадлежащие одной актрисе. В «Международный женский день» мы бы хотели рассказать вам её историю.

Предметы принадлежали Рощиной (Ильинской) Марии Александровне. На представленной фотографии она изображена в шляпке «клош». Мария Александровна родилась в Москве и всю свою жизнь посвятила провинциальным театрам в разных уголках Советского Союза. После ухода на заслуженный отдых, до 1996 г., артистка проживала в петербургском Доме Ветеранов сцены им. М.Г. Савиной на Петровском острове в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Дом ветеранов сцены был основан ещё в 1895 г. как Убежище для престарелых сценических деятелей в память Императора Александра III, и находилось оно в ведении Русского театрального общества – РТО. Здание Дома ветеранов сцены было построено при участии Марии Гавриловны Савиной – русской актрисы, много лет блиставшей на сцене Александринского театра.

 



Фотокопия. Савина М. Г.

                                                                                                            

До того, как М.А. Рощину приютил Петербург, в 1969 г., она подавала заявку принять её в московский Дом ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной. В анкете подавшего заявление о зачислении в Дом ветеранов сцены Рощина вписала фамилию Ильинская как псевдоним и указала дату рождения - 24.11.1907 г. Она была одинока, снимала комнату в посёлке Завидово Конаковского района. Сотрудники Тувинского отделения ВТО, г. Кызыл, обратились к председателю с убедительной просьбой устроить в дом ветеранов сцены бывшую актрису Республиканского музыкально-драматического театра Тувинской АССР Рощину-Ильинскую. Среди документов можно встретить и рукописную автобиографию Рощиной М.А.

Рощина (Ильинская) Мария Александровна родилась в 1907 г., в Москве. Практически всю свою жизнь она посвятила театральной сцене. Её послужной список отличается завидным разнообразием: с 1933 г. по 1963 гг. она была актрисой в составе как минимум девятнадцати советских театров в разных уголках страны.

 



Фотопортрет на паспарту. Ильинский Александр Корнилович
[в образе Дона Карлоса, «Дон Карлос, инфант испанский», Ф. Шиллер, Театр Горевой] 

T. Mitreuter, г. Москва, [Конец XIX века]



Фотография на паспарту
[Сцена из спектакля «Король лир» В. Шекспира, Московский Малый театр. Ильинский А. К. и Горев Ф.П.]

К.А. Фишер. Приемник придворной фотографии И. Дьяговченко, г. Москва, [Конец XIX века]

 

Отец Марии Александровны был артистом Московского Малого театра – Ильинский Александр Корнилович, годы работы: 1892 – 1906 гг. Малый театр в Москве – один из старейших театров России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году. Основные роли Ильинского: Глумов, Дульчин, Бакин («Бешеные деньги», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Гаврила Ардалионович («Идиот» по роману Ф. М. Достоевского), Василий Леонидович («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Эрнани («Эрнани» В. Гюго) и так далее. Одновременно с Ильинским в Малом театре работали такие актёры как Яковлев Николай Капитонович, Лешковская Елена Константиновна или знаменитый Горев Фёдор Петрович. С Горевым Ильинский играл, например, в спектакле «Король лир» Шекспира (сезон 1895-1896 гг.). Ильинский начинал актёрскую карьеру в любительских и частных театрах, в том числе и в театре жены Ф.П. Горева Елизаветы Николаевны. Театр Е.Н. Горевой был создан в 1889 г. и просуществовал всего лишь несколько лет.

Представленные фотографии Ильинского Александра Корниловича были сделаны К.А. Фишером – фотографом Московских Императорских театров и Университета, Московского Публичного Румянцевского музея и Музея изящных искусств Александра III и Торвальдом Митрейтером - фотографом Императорского Московского общества охоты, Московского Публичного и Румянцевского музеев, Общества спасения на водах под покровительством Ея Императорского Величества.

Из автобиографии Марии Александровны Рощиной-Ильинской (так подписывалась сама артистка) мы знаем, что отец, Ильинский А.К., умер в год её рождения, а мать умерла вскоре после родов. Рощину воспитала сестра Ильинского А.К. – служащая. В 1924 г. Рощина окончила московскую школу-девятилетку, потом работала в Силикатном институте в Москве.

 



Фотопортрет групповой на паспарту. Учащиеся школы. Фотография «Декаданс»
Второй ряд сверху, вторая слева - предположительно, Мария Александровна Рощина (Ильинская)

г. Москва, [Вторая половина 1910-х-начало 1920-х]



Фотопортрет групповой. Ильинская Мария Александровна  в окружении мужчин
В центре – М.А. Рощина (Ильинская), справа от Рощиной, предположительно,
[Петров Ипполит Константинович], первый муж, актёр

[г. Москва], начало 1930-х гг.

 

В 1931 г. М.А. Рощина поступила учиться в московскую театральную студию им. Ермоловой, откуда ушла по семейным обстоятельствам. В сентябре 1933 г. Рощина поехала работать в Кузбасский драматический театр (г. Сталинск) в качестве актрисы.  С 1933 по 1963 гг. работала на сцене драматических театров различных городов Советского Союза, вот некоторые из них:

1933-1934 гг. - Кузбасс, г. Сталинск, Драматический театр 

1934-1938 гг. - г. Ташкент. Русский драматический театр им. Горького

1938-1939 гг. - Мариупольский государственный драматический театр

1939-1940 гг. - Пензенский областной драматический театр

1940-1941 гг. - Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина

1942 -1945 гг. – ТЮЗ, г. Улан-Удэ

1945 г. - Рыбинский драматический театр

1949-1950 гг. – Магнитогорский театр им. Пушкина

1951-1953 гг. - Калужский областной драматический театр

1953-1956 гг. - Ижевский русский драматический театр 

1956-1957 гг. – Сызранский драматический театр

1957 г. - Тувинский национальный театр и до 1963 г. -  Республиканский музыкально-драматический театр

 

Муж Марии Александровны -  Сергей Степанович Рощин – актёр, работал с женой в Республиканском музыкально-драматическом театре Тувинской АССР и во многих других провинциальных театрах. В 1952-1955 гг. - актёр Калужского театра. В 1955 году - актёр Сызранского драмтеатра.

 



Фотография. Мария Александровна Ильинская с мужем Сергеем Степановичем Рощиным

г. Ташкент, 1935 г.



Лист из фотоальбома Рощина Сергея Степановича

«Зима. Ташкент», «Муся слушает радио», «Муся пудрится», «С.С. Рощин»,
«Сережа играет «Славянский танец» Крейслера-Дворжака

Всекопромсовет. Мособлпечатьсоюз. Артель «Ленинский печатник»
г. Москва, [1930-е гг.]



Лист из фотоальбома Рощина Сергея Степановича

«Репетиция. Режиссёр «Кроет»

Слева направо: [Петров Ипполит Константинович, Петрова Лидия, Рощин Сергей Степанович]

 

Мария Александровна и Сергей Степанович Рощины играли также и в Русском драматическом театре им. Горького, г. Ташкент. На одной из фотографий из личного фотоальбома Сергея Степановича запечатлена Петрова Лидия Михайловна - заслуженная артистка Узбекистана, (1905-1973 гг.), она восемнадцать лет служила в Ташкентском русском драматическом театре, сыграла около семидесяти ролей. В различных театрах Рощины сыграли роли в популярных пьесах советского времени, в том числе и историко-революционных. В фотоальбоме Сергея Степановича Рощина можно увидеть фотографии сцен из спектаклей Ижевского русского драм. театра, Пензенского театра и других: «Неизбежность», «Гибель Эскадры», «Поднятая целина», «Начало карьеры министра», «Гибель Хаяра», «Линия огня», «Поединок», «Люди и свиньи», «Волк», «Принцесса Турандот», «Шуллер», «Платон Кречет», «На дне», «Враги», «Продолжение следует» (1937 г.), «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Аристократы», «Безумный день или женитьба Фигаро», «Разлом», «Поздняя любовь», «Волки и овцы», «Мачеха», С.С. Рощин в роли царя Феодора Иоанновича, «Эмилия Галотти», «Сын народа» и другие.

Среди программок можно встретить пьесу «Гибель эскадры». Сюжет опирался на историю затопления Черноморского флота в 1918 г. вследствие подписания Брестского мира. Спектакль был поставлен на сцене Пензенского областного драматического театра.  Пензенский театр, как и многие, ставил пьесы драматургов, созвучные эпохе. Театр ставил по пьесам А. Корнейчука (особенно «Платон Кречет»), А. Афиногенова, В. Киршона, Н. Погодина.  Примечательна и программка Драматического театра г. Щербакова (сейчас это г. Рыбинск, Ярославская область, Щербаковым он был в период с 1946-го по 1957 гг.). История театра начиналась с деятельности Рыбинского отделения Пролетарских культурно-просветительских организаций. Режиссер В.А. Орлов писал: «В 1920 г. мы, рыбинцы, знали твердо одно, что лозунги партии «Искусство — оружие классовой борьбы», «Искусство — на службу революции» и есть наше назначение». В 1937 году театр стал называться Рыбинским городским драматическим театром. Постановки этого времени также имели революционную и антибуржуазную направленность.

 



Программа Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского

Сезон 1939-40 гг. Гибель Эскадры. Пьеса в 3-х актах

Пензенский Областной отдел по делам искусств. Т-л изд-ва «Сталинское знамя»
г. Пенза, 1939 г.



Программа Драматического театра г. Щербакова. На дне, М. Горький. Четыре действия

Отдел искусств при Облисполкоме. Тип.-шк., Щербаков. г. Щербаков, 1947 г.




Фотография из фотоальбома Рощина С.С. [1930-е гг.]

Спектакль «Мачеха» по пьесе О. д. Бальзака
Ильинская М.А. – Наполеон, Рощин С.С. – Фердинанд

 

Мария Александровна Рощина играла в театрах, в основном, эпизодические роли, роли травести или старух. Об этом свидетельствует и письмо С.С. Рощина из Облдрамтеатра в Калуге Рощиной М.А. в Русский драматический театр в городе Ижевске. Сергей Степанович желает своей жене новых ролей:

«Поздравляю тебя с Новым годом, желаю удач и настоящих ролей, а не ворону Клару».

Всю свою жизнь М.А. Рощина посвятила служению Мельпомене. За время работы в театрах Рощиной М.А. были объявлены многочисленные благодарности, выданы грамоты: за добросовестное отношение, за активное участие по обслуживанию выборов в местные советы, за большую энергичную работу по подготовке к выпуску спектаклей, за добросовестное отношение к своим обязанностям и большую проделанную работу на гастролях, за срочную замену в спектакле и так далее. В 1961 г. Рощина М.А. награждена грамотой Министерства культуры РСФСР. В 1963 г. артистка вышла на пенсию, вернулась на родину, в Москву. Близких родственников у неё не было, только друзья юности и двоюродные сёстры. Умерла 24 марта 1996 г. в Петербурге, в возрасте 88 лет.

 

Все использованные визуальные материалы – из коллекции музея «Разночинный Петербург».


 
Список источников и литературы:

1) Рощина Мария Александровна. ЦГАЛИ СПб ф. Р‑89 оп.3 д.359.

2) История дома // ФГБУ «Дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной (пансионат)» Управления делами Президента Российской Федерации.

3) С. Рощин // Кино-театр.ру.

4) В Рыбинск.

5) Журавлева Н. С. Пьеса А. Е. Корнейчука «Гибель эскадры»: между героизацией и романтизацией революции.

6) Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского.

7) Официальный сайт Малого театра.

8) Татьяна Сабурова. «На Кузнецкий, к Фишеру!» // «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005).

9) Артём Логинов. Т. Митрейтер. Съемка национальных костюмов. 1870-е г. // Дороги России.

Вверх