Ежегодно пятого октября отмечается Всемирный день учителя.
Мы поздравляем всех представителей этой интеллигентной и необходимой профессии! Учитель не только формирует знания ученика о мире, но и участвует в создании его нравственного образа. В учебных заведениях XIX века понимали, что необходимо воспитывать всесторонне развитого человека. С этой целью в образовательные программы некоторых учебных заведений включали музыку. Философ рубежа XIX-XX вв. Н.А. Бердяев, обращаясь к Бетховену, писал, что «в духе музыки есть пророчество о грядущей воплощенной красоте…» Музыка развивает художественный вкус и воспитывает чувство прекрасного.
В системе школьного образования предпочтение отдавалось хору: церковному или светскому. Хоры многих высших учебных заведений часто не уступали место профессиональным. И всё же, музыка во многих учебных заведениях была не обязательным предметом. Так вспоминает учебный процесс воспитанница Родионовского института благородных девиц в Казани: «Пение и музыка были необязательны, за них была особая плата, и занятия ими зависели от воли родителей». Музыкальная теория и игра на музыкальных инструментах преподавалась, в основном, в тех учреждениях, которые имели такую возможность. Некоторое время музыка вообще считалась предметом роскоши. По поводу открытия Петербургской консерватории так и писали: „учреждение роскоши, от которого прямой пользы ожидать нельзя“. Позже множество учителей музыки с консерваторским образованием будут преподавать в учебных заведениях и давать частные уроки музыки. С 1894 г. выпускник Петербургской консерватории С.В. Рахманинов преподавал в учреждениях Ведомства императрицы Марии: Московском Мариинском училище, Екатерининском и Елизаветинских институтах.
Ведомство императрицы Марии объединяло учебные, воспитательные, лечебные и благотворительные учреждения. История его началась в 1796 г., когда указом императора Павла I Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт благородных девиц) перешло под эгиду императрицы Марии Фёдоровны. Смольный институт в Воскресенском женском монастыре был связан с началом развития государственной системы женского образования. Там воспитывалось много девушек дворянского происхождения. Позже было учреждено и Мещанское отделение. В 1848 г. Мещанское отделение было преобразовано в Александровское училище (1891 г. – Александровский институт). Музыка в системе Воспитательного общества благородных девиц было одним из основных предметов. И.И. Бецкой хотел сделать из воспитанниц «идеальных людей», а А.П. Сумароков – наставниц и матерей, которые поднимут на высокий уровень культуру России. Музыка для дворянок должна была быть украшением, «приятным» умением. Такое умение пригодилось бы лицам, приближенным к императорскому двору. Императрица Мария Фёдоровна считала, что «развитие светских талантов не только вредно, но и пагубно для мещанок, так как выводит их из условий их сферы». Тем не менее, для девушек не дворянских сословий музыка часто могла стать дополнительным заработком.
По окончании института, смолянки могли стать чиновницами, воспитательницами или учительницами в женских учебных заведениях. Частой практикой было, когда выпускницы оставались преподавать в «альма-матер» и могли стать классными дамами. Например, учительница музыки Воспитательного общества Елизавета Антоновна Соколова, дочь коллежского асессора, окончила Александровское училище в 1862 г.
Аттестат Александровского Училища Императорского Воспитательного Общества благородных девиц Н.И. Благовещенской 1868 г. Россия, г. Санкт-Петербург |
Музыка, как один из основных предметов, есть в аттестате выпускницы Александровского училища Благовещенской Надежды Ивановны (20 июня 1849 г.р.), дочери коллежского асессора Ивана Павловича Благовещенского. Она поступила на обучение 19 августа 1862 г. на казенное содержание, а стала выпускницей 31 мая 1868 г. Из текста аттестата следует, что помимо остальных перечисленных предметов, по музыке и пению Благовещенская также получила хорошие оценки. Ниже приведен текст из «Постановления о правах воспитанниц означенных заведений», из которого следует, что воспитанница, имеет право стать домашней учительницей тех предметов, в которых она была наиболее успешна. Те выпускницы, которые окончили Императорское Воспитательное Общество благородных девиц (I разряда) – имеют право быть домашними наставницами без дополнительных испытаний. Ниже указана выдержка из «Постановления о правах воспитанниц означенных заведений», где говорится, что, если выпускница проработала педагогом не менее 20 лет, она имеет право уйти на пенсию в Дом Призрения бедных девиц благородного звания, «на казенное содержание». На аттестате можно увидеть подписи Владимира Титова – Главноуправляющего учреждениями Ведомства императрицы Марии или Секретаря совета Смольного института – Леонида Бутовского.
Открытка «Виды Петербурга: Смольный институт» 1913 г., АМК №211, г. Санкт-Петербург |
В аттестате предметы «Пение» и «Музыка» идут отдельно. Воспитанницы обучались хоровому, светскому и церковному пению. Известно, что история Смольного института началась с женского Смольного монастыря, основанного Елизаветой Петровной. Позже, в 1764 г. Екатерина II основала Воскресенский Новодевичий монастырь, монахини которого, в числе прочего, обучали воспитанниц церковному пению. Также церковному пению девушек обучали К. Турчанинов и Г. Ломакин. Воспитанницы пели в церковном хоре в Екатерининской церкви (находится в северо-восточной башне Смольного монастыря) или в Детской церкви. Пели во время служб: на страстной и пасхальной неделе, на Рождество, в день святой Марии Магдалины – тезоименитства императрицы Марии Федоровны, и другие знаменательные даты. Из музыкальных инструментов в Смольном осваивались фортепиано и арфа. На экзаменах смолянки часто выступали ансамблями, воспроизводя сложные музыкальные жанры, например, оперу. На таких концертах мог дирижировать Катарино Кавос - виртуозный музыкант, вокальный педагог. Вот выдержка из воспоминаний воспитанницы Смольного института М.С. Угличаниновой:
«По окончании инспекторских экзаменов начались публичные, сначала учебные, на которых экзаменовались только получающие награды, и большая часть публики, пускаемая по билетам, состояла из родителей и родственников воспитанниц. Потом началась музыка. Две воспитанницы играли соло на рояли, а после этого исполнили на 16 роялях, по две за каждым, в числе которых была и я, оперу Д. Россини «Севильский цирюльник». Рояли поставлены были полукругом, в средине которого стоял дирижер, кажется, Кавос».
Одной из задач обучения было воспитание музыкального вкуса: смолянки посещали концерты самых знаменитых музыкантов, которые приезжали в Россию с концертами, особенно во времена принца П.Г. Ольденбургского. Принц входил в совет Воспитательного общества, он был большим любителем музыки. Он также был проводником идей К.Д. Ушинского, который сделал многое для развития музыкальной педагогики. В частности, он исследовал деятельность органа слуха по отношению к музыкальному искусству или хоровое пение как фактор единения. Его идеи, в определённый период, внедрялись в Смольном институте. Жена П.Г. Ольденбургского, принцесса Терезия-Вильгельмина-Шарлотта Ольденбургская, тоже имела отношение к образовательной деятельности учреждений Ведомства императрицы Марии. В 1841 г. она открыла в Петербурге Женское училище (институт) ее императорского высочества принцессы Терезии Ольденбургской для бедных девиц. В программе этого учреждения тоже можно было встретить музыку. Там, как и в Смольном институте, преподавал пианист-виртуоз Адольф фон Гензельт, учитель самого Принца Ольденбургского. Ученица Гензельта Клара Шуман вспоминает, что занятия композицией с Принцем проходили два раза в неделю. Надо сказать, что П.Г. Ольденбургский и сам является автором музыкальных произведений.
«Вопросы по элементарной теории музыки. Руководство для женских учебных заведений ведомства императрицы Марии» Санкт-Петербург, 1876 г. |
Адольф фон Гензельт является автором учебного пособия, которое хранится в музее «Разночинный Петербург» - «Вопросы по элементарной теории музыки. Руководство для женских учебных заведений ведомства Императрицы Марии Адольфа Гензельта». Помимо училища принцессы Ольденбургской, он был преподавателем Смольного института, а также, занимался музыкой с детьми императора Николая I и Александра II. Стоит отметить, что за всю свою педагогическую практику Гензельт обучил несколько поколений пианистов и пианисток, преподавательниц фортепианной игры в институтах Ведомства императрицы Марии.
Адольф фон Гензельт был незаурядным, опытным и требовательным педагогом, а также блистательным пианистом и композитором. Как музыкант, он достойно соперничал с выдающимися виртуозами XIX века: Шопеном, Листом, Шуманом. На волне европейской славы он, в начале 1838 года, приехал в Петербург (проживал на Кирочной улице, дом №8) и посвятил себя преподаванию. Императрица назначила его придворным пианистом, а в 1857 г. Гензельт был назначен генеральным инспектором царских воспитательных заведений для благородных девиц в Санкт-Петербурге. Позже он стал инспектировать по музыкальной части и Московские заведения Ведомства. Гензельт отмечал, что институты выпускают учительниц, которые должны быть способны не только уметь играть, но уметь правильно объяснить.
Его перу принадлежит несколько учебных пособий: «Подготовительные упражнения для фортепиано» (1856), «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры. Руководство для преподавателей и учениц во вверенных его надзору казенных заведениях» (1868), «Вопросы по элементарной теории музыки» (1876), «Высшая школа фортепиано» (1883), «Продолжение подготовительных упражнений на основе многолетнего опыта» (1889). Также для своих учениц он сам писал упражнения, например, «Преамбулы во всех тональностях мажора и минора» для учениц, обучающихся в воспитательных учреждениях».
Педагог считал, что нужно сочетать теорию и практику: изучать теорию вместе с фортепиано. Так, в «Вопросах элементарной теории музыки» он пишет:
«За уроками фортепиано следует заниматься также и теорией. Одна ученица играет, а другая пишет в присутствии преподавателя ответы по теории»
Надпись на обороте: «Печатано въ типографiи Брейткопфа и Гертеля в Лейпцигѣ» |
Гензельт выступал за объективность, рациональность и усердие, тщательно разбирал с ученицами и учениками сложные случаи, учил играть позиционно правильно. В учебном пособии «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры» он пишет о том, что играть надо мало, но правильно, и что необходимо уметь рационально распределять время. Здесь же он даёт и методические рекомендации для учителей:
«В учебных заведенiяхъ нашихъ должно быть обращаемо вниманiе не столько на щеголеватость или блескъ игры, сколько на основательное ея изученiе, потому что только основательнымъ изученiемъ достигается блескъ ея,- точно также, как чтенiе нотъ съ перваго на них взгляда – a prima vista – достигается собственнымъ прилежанiемъ, часто без помощи учителя.».
Адольф фон Гензельт внимательно следил за учебным процессом во вверенных ему институтах. Он считал, что в губернские институты нужно привлекать выпускниц, окончивших курс специальных классов при Николаевском Сиротском Институте или других закрытых женских учебных заведений, прошедших специальное испытание. «Для правильной постановки музыкального образования», воспитанниц закрытых женских учебных заведений нужно обучать по материалам, основанным на его учебных пособиях. Среди прочего, упоминалось прибавление к правилам фортепианной игры для лиц, занимающихся преподаванием в Музыкальных классах Императорского Николаевского Сиротского института. В Петербургском Николаевском Сиротском институте был фортепианный класс, основанный Адольфом Гензельтом. Музыкальные классы там появились в 1854 г. «В каждом классе (возрасте) намечалось 6 уроков (по 1,5 часа) в неделю на фортепиано, а в последних („практических“) классах сверх того 6 уроков музыкальной „дидактики“ и „главнейших оснований теории музыки“». В 1865 г. уроки музыки получали воспитанницы приготовительного курса, а также увеличилась их интенсивность: «воспитанницы поступают в частные дома, где знание музыки есть непременное требование». В институте преподавалось хоровое пение.
Основан Петербургский Николаевский Сиротский институт был по инициативе И.И. Бецкого в 1770-е гг., как Санкт-Петербургский воспитательный дом, «отделение Московского воспитательного дома для призрения и образования детей всех сословий, оставшихся без попечения родителей». Оказавшись в Ведении императрицы Марии Фёдоровны, воспитательный дом получил здание с современным адресом Набережная реки Мойки, 48 (РГПУ имени А.И. Герцена). Как правило, туда принимали детей не старше трёх лет. При Марии Фёдоровне обучение в Воспитательном доме начиналось с 6 лет.
Открытка почтовая «С. - Петербург. Сиротский Институт Императора Николая I» Конец XIX - начало XX вв. Всемирный почтовый союз |
В 1837 г. на базе сиротского отделения Воспитательного дома был образован Сиротский институт, который в 1856 г. был переименован в Николаевский. Туда принимали дочерей бедных офицеров, гражданских чиновников, дочерей лиц с ученой степенью, которые умерли на действительной службе, не выслужив положенных пенсией лет. Сиротский институт готовил классных дам и домашних наставниц, учительниц для губернских средних учебных заведений. Цель – «дать сиротам презрение, нравственное и умственное образование и, засим, предоставить им, по выходе из Заведения, средства собственным трудом обеспечить свое существование, в звании гувернанток и учительниц в частных домах и общественных заведениях». Малолетнее отделение для детей с 5-6 до 10-12 лет находилось на даче князя Куракина, на Шлиссельбургском тракте. Интересным является тот факт, что в 1834 г. к институту был присоединен Александринский сиротский институт, для детей разночинцев.
В музее хранится аттестат Николаевского сиротского института. По всем предметам выпускница получила оценки «очень хорошие», «весьма хорошие» и «отличные». Кроме того, указано, что она занималась обучением детей и удостоена звания «домашней наставницы». Среди предметов, представлена и музыка.
Аттестат Петерс Елизавета Михайловна, №2280 об окончании курсов в педагогических классах Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института СПб., 1890 г. |
На аттестате изображена эмблема Ведомства учреждений императрицы Марии – пеликан, который кормит птенцов своей кровью. Принадлежал он дочери надворного советника Петерс Елизавете Михайловне. Она окончила курс педагогических классов Санкт-Петербургского Николаевского Сиротского Института. Елизавета родилась 20 декабря 1869 года. В 1972 г., журнале Санкт-Петербургского Опекунского Совета записано, что она и её брат Леонид были кандидатами на определение в малолетние отделения Гатчинского и Петербургского Сиротских институтов. Они считались полусиротами. Отец Елизаветы и Леонида, надворный советник Петерс, был бухгалтером на Петербургской Карточной фабрике. В 1876 г., она была определена в Малолетнее отделение Николаевского Сиротского Института. Известно, что по окончании института она вышла замуж за инженера путей сообщения Михаила Георгиевича Михайловского и жила в Селе Белая Глина Ставропольской губернии. Далее о ней есть сведения в Книге памяти «Блокада, 1941–1944» о том, что она проживала в Ленинграде, на Боровой улице, д.13, кв. 17. Умерла в 1942 г.
В учебных заведениях Ведомства учреждений императрицы Марии были библиотеки, в которых можно было встретить учебные пособия и нотные печатные издания. В коллекции музея «Разночинный Петербург» есть интересное издание такого плана: «13 музыкальных картинок для пения» Цезаря Кюи. Цезарь Кюи – инженер-генерал, который всё своё свободное время посвящал музыке, но совмещал все направления своей деятельности успешно. Преподавал в Николаевском военно-инженерном училище и в академии, в Михайловской артиллерийской академии и академии Генерального штаба, а его оперы ставились на сцене Мариинского театра. Также он был музыкальным критиком. Основным увлечением Цезаря Кюи были произведения вокального жанра, так как он считал, что эмоциональное совершенство достигается за счёт сочетания мелодии и голоса. Композитор является автором детских произведений: четыре детские оперы-сказки: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок», песни и хоры: «Семнадцать детских песен» op. 73, «Еще семнадцать детских песен» op. 78, «Последние семнадцать детских песен» op. 97, «Тринадцать хоров для женских и детских голосов» op. 85.
13 музыкальных картинок для пения Цезаря Кюи 1897-до 1918 г. В. Бессель и Ко. г. Санкт-Петербург |
В 1870-х г. композитор Ц.А. Кюи создаёт «13 музыкальных картинок для пения». Все вокальные произведения цикла объединены темой детства и написаны на стихи: А. Майкова, Л. Мея, Е. Баратынского, Ф. Берга, А. Плещеева, Л. Уланда, Г. Гейне, Л. Модзалевского, А. Фета. В течение 1877–1878 годов эти детские произведения печатались в журнале «Семья и школа». Сочиняя детские пьесы, композитор стремился узнать душевное состояние ребёнка, тогда как искусство, предназначенное для детей, только развивалось. В произведении «Мать и дитя» происходит диалог. Мать объясняет ребёнку гибель его брата: «У тебя есть братец в небе. Он меня не огорчал никогда, и божий ангел в небеса малютку взял». Ребёнок отвечает матери: «Научи меня родная, как тебя мне огорчить, чтоб не мог меня с тобою божий ангел разлучить».
На печатном издании с произведениями Цезаря Кюи стоит штамп Ксенинского института и библиотеки Главноуправляющего IV отделения Собственной е.и.в. канцелярии по учреждениям Ведомства императрицы Марии Н.А. Протасова-Бахметева. Ксенинский Институт был открыт 25 июля 1894 г. в честь бракосочетания ее императорского величества Великой Ксении Александровны как закрытое учебно-воспитательное заведение для полусирот: дочерей «недостаточного материального положения генералов, штаб- и обер-офицеров и соответствующих им классных и гражданских чинов, которые либо принадлежали к дворянству по рождению, либо приобретали права дворянства службой. Платными могли быть приняты и полусироты дворян, не получившие чинов на государственной службе или вовсе на таковой не состоявшие». В Институте большое внимание уделялось не только теории, но и практической стороне знания, чтобы воспитанница в будущем была полезна в семье и имела способность зарабатывать себе на жизнь. Для того, чтобы устроиться на работу, где пригодятся экономические знания, на коммерческих курсах преподавались, например, арифметика и бухгалтерия. На технических курсах воспитанницы могли изучать, предметы, связанные с рисованием и черчением. На профессиональных курсах: словесность, кулинарное искусство, французский и немецкий языки, каллиграфия и другие предметы. Там преподавалась и музыка, но за отдельную плату. С 1898 по 1902 гг. старшим преподавателем музыки был Аполлон Иванович Полетика. Окончил Петербургскую консерваторию, был вольнослушателем на курсе по классу фортепиано у профессора Т. Штейна. Также старшим преподавателем с 1903 г. был Николай Степанович Лавров – преподавал в Консерватории, являлся автором учебного пособия по игре на фортепиано, преподаватель и инспектор музыки в Патриотическом институте, в Павловском институте, в Ивановском девичьем училище.
Фотопортрет на паспарту. Ученица с учительницей музицируют С.А. Ханжонковъ. г. Новочеркасск.1894 г. |
История музыкального образования в закрытых женских институтах получила развитие с идеей о воспитании гармоничного, образованного и полезного для общества человека. В конечном итоге, выпускницы учебных заведений Ведомства императрицы Марии и их учителя сделали многое для того, чтобы к концу XIX в. фортепиано стояло дома практически в каждой интеллигентной семье.
Список литературы и источников:
ЦГИА СПБ: ф.10 оп.1 д.1917, ф.2 оп.1 д.7881, ф.2 оп.1 д.8567, ф.9 оп.1 д.1001, ф.9 оп.1 д.1006, ф.9 оп.1 д.1793
С. А. Сатина. Записка о С. В. Рахманинове.
Мартынов Г.Г. Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц. М., 2013.
Лоскутов А. Н. О музыкальном образовании на предконсерваторском этапе. Наброски к исследованию истоков отечественной школы теории музыки //Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. НА Римского-Корсакова. – 2013. – №. 2.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIXвека). Издательство АСТ, 2020 г.
Гаврилова Т. Н., Паладьев С. Л. Воспитательная система Смольного института благородных девиц // Ярославский педагогический вестник. 2021. No 2 (119).
Жерихина Е. И. Церковь в жизни воспитательных учреждений Смольного //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2006. – Т. 171.
Вахромеева О. Б., Уколова Е. В. Женские учебые заведения Мариинского ведомства в Петербурге в дореволюционной России //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №. 11-1.
Пономарёва В.В. Музыка в учебной программе "Институтов благородных девиц": несколько дополнений //СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК. 2015.
Алиев Ю. Б. «Какое это могучее педагогическое средство хоровое пение!» (КД Ушинский о художественном образовании) //Проблемы современного образования. 2014. №. 3.
Рыцарь фортепиано: вспоминая Адольфа Гензельта. Сборник. Составитель и переводчик: Н.Т. Голинкевич. Издательство Композитор, 2021.
Скорбященская О. А. Адольф фон Гензельт: забытый музыкант-педагог //Манускрипт. 2016. №. 12-3 (74).
Жадовская С. А. Собрание Николаевского сиротского института в отделе редкой книги фундаментальной библиотеки Герценовского университета //Universum: Вестник Герценовского университета. 2010.
Заливахина Н. И. Ксениинский институт (закрытое женское учебное заведение: история открытия, условия приема, особенности организации учебного процесса) //Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность. – 2018.
Назаров А. Ф., Цезарь Антонович Кюи, М., 1989.
Лапина М. Е. детства в творческом наследии Ц. Кюи (на материале «13 музыкальных картинок», Op. 15) //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2014. №. 171.
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени М.А. Римского-Корсакова.
Николаевский Сиротский институт. // Энциклопедия Благотворительности. Санкт-Петербург.