Дорогие друзья! Мы поздравляем вас с праздником Пасхи и желаем вам мира, здоровья и благополучия.
С Пасхой связано множество добрых традиций, в том числе - традиция обмениваться поздравительными открытками. Наш сегодняшний сюжет, проиллюстрированный коллекцией музея "Разночинный Петербург", посвящен пасхальной открытке дореволюционного периода.
«…Тут подошла и Пасха с ее прекрасной, радостной, великой ночью. Мне некуда было пойти разговеться, и я просто в одиночестве бродил по городу, заходил в церкви, смотрел на крестные ходы, иллюминацию, слушал звон и пение, любовался милыми детскими и женскими лицами, освещенными снизу теплыми огнями свечек. Была у меня в душе какая-то упоительная грусть — сладкая, легкая и тихая, точно я жалел без боли об утраченной чистоте и ясности моего детства».
(А.И. Куприн)
Праздник всегда имел место в жизни любого человека, а в дореволюционной России он занимал особое положение. Было очень распространенным поздравить кого-то с именинами, днем ангела, Рождеством и, конечно, с Пасхой. Мода на пасхальные открытки пришла из Европы, а изображения на них полностью соответствовали теме - цыплята и пасхальные зайцы были очень популярны. Именно поэтому самые первые образцы открыток Царской России были с идентичными сюжетами, изменялась только поздравительная надпись.
![]() |
![]() |
![]() |
К Пасхе 1898 года Община святой Евгении выпустила первые художественные иллюстрированные открытки. С этого времени начинается жизнь отечественной поздравительной открытки. Безусловно, что в столь масштабный процесс были вовлечены и художники. И. Билибин, Е. Бем, М. Виллие, C. Соломко, А. Бенуа - это лишь неполный список авторов, которые, порой, выпускали целые серии на самые разнообразные темы. Почти все они выполнялись хромолитографией и по качеству и красоте превосходили множество европейских образцов. Каждый художник, безусловно, принес что-то свое в этот вид искусства. Елизавета Бем, например, создавала открытки с деревенскими детишками и подписями-пословицами, но не иллюстрировала пословицу, а наоборот, перефразировала пословицы под свои сюжеты.
![]() |
![]() |
В 1910-е годы расширяется круг русских издателей открыток, но большинство увлекаются большими тиражами, от этого страдает качество открытки, порой на ней даже не указывают имя художника. Но это скорее говорит о популярности открытки. Русская цензура вынудила торговцев заказывать поздравительные открытки в Германии и Франции, а издателей открыть издательства в Европе. Европейское качество изображений было превосходным, поэтому пользовалось еще большим спросом. При этом нужно отметить тот факт, что открытка была достаточно дорогим удовольствие.
![]() |
![]() |
Исторические события в стране и в мире, вносят коррективы в масштабы выпуска открытки. До 1917 года открытки, пусть и меньшим тиражом, но все еще печатались, выпускались они и как благотворительный элемент, но после революции выпуск поздравительных открыток в России прекратился. Однако, люди по-прежнему продолжали поздравлять друг друга. Самые запасливые использовали для этого бережно сохраненные, дореволюционные открытки, именно поэтому зачастую на такой открытке мы видим дату более позднюю, чем время ее выпуска. В советское время поздравительные открытки с пасхальной символикой снова стали выпускаться небольшими тиражами лишь после Великой Отечественной войны. А окончательный возврат к пасхальной открытке стал возможен только в конце 1980-х - начале 1990-х гг.
Наш музей, как и многие, хранит эти бесценные «карточки времени», ведь они нам рассказывают о людях иных эпох, о нашей истории. Пожалуй, что и сейчас не встретить человека, который хотя бы раз не отправлял или не вручал открытку лично, у многих она стала предметом коллекционирования и даже семейной реликвией.