Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

В советское время плакаты были одним из самых популярных средств массовой агитации. Через плакат художники воспитывали в людях чувство патриотизма и любовь к своей стране, отражая почти все аспекты жизни целого поколения. Особое значение пропагандистские плакаты приобрели во время Великой Отечественной войны.

Советские плакаты военных лет наглядно показывали всю трагедию войны, ставя своей главной задачей укрепление веры советских людей в победу. В этом жанре работали такие художники, как Виктор Корецкий, Николай Жуков, Дмитрий Моор, Виктор Дени, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС». Многие плакаты Великой Отечественной войны известны и по сей день, став символами своей эпохи и настоящими шедеврами изобразительного искусства.



В России
 агитационный плакат стал издаваться еще в годы Первой мировой войны. Плакаты выпускались большими для того времени тиражами, их расклеивали по городу, отправляли с оружием и боеприпасами на фронт. Агитационные плакаты уже тогда стали тогда важной частью жизни людей, внося свою лепту в формирование чувства патриотизма. После революции 1918 года агитация приобрела массовый характер. Новые задачи после окончания гражданской войны потребовали от партии и новой пропагандистской и просветительской работы. Одна из главных задач заключалась в том, чтобы  направить энергию масс к новым достижениям, большое значение в плакатах уделялось героическому труду советских рабочих.

С началом Великой Отечественной войны советская агитация обрела новое значение. Плакаты военного времени должны были формировать общественное мнение, создавая негативный образ врага, рождая гнев, ненависть к завоевателям, и в то же время любовь к Родине, которую необходимо защищать. Художники того времени создавали величественные, драматические образы, сопровождая свои произведения меткими фразами, которые врезались в память.

Плакаты времен Великой Отечественной войны отражали динамику развития военных действий. Первые два года войны плакат имел трагическое звучание, также были популярны и карикатурные сюжеты, при этом немецкие солдаты изображались жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и моральное превосходство. В 1941-1942 гг., когда вражеские войска захватывали новые города, пропагандистам было важно внушить уверенность в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали связь народа с армией, призывая уничтожить противника.

 


Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов в июне 1941 года, был лист
группы художников «Кукрыниксы», изображавший Гитлера, вероломно
разорвавшего пакт о ненападении
между СССР и Германией.
















Кукрыниксы.
Плакат "Беспощадно разгромим и
уничтожим врага".
1941.

 

Одним из первых художников, начавших создавать агитационные произведения с самого начала войны, был Алексей Пахомов. В основу плаката "Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!" легли впечатления Пахомова от работы в отрядах местной противовоздушной обороны (МПВО). Агитационный лист призывал к бдительности, изображая ребят, которые заметили высадку фашистских парашютистов и отправили своего товарища предупредить взрослых об опасности. Плакат, выполненный в технике литографии, был издан уже в середине июля 1941 года.

 


А.Ф. Пахомов.
Плакат «Ребята, защищайте Родину!
Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!»
1941.                                                                                

 

Плакат "Наше дело правое. Победа будет за нами", нарисованный художником Владимиром Серовым, цитировал слова из обращения В. М. Молотова к советскому народу 21 июня 1941 года. Этот призыв в последствии часто повторялся в печатных изданиях до конца войны, с этими словами уходили на фронт защитники Ленинграда.

 


В.А. Серов.
Плакат "Наше дело правое - победа будет за нами".

Июнь 1941.                                                                            

 

Среди художников плакатного жанра можно выделить Виктора Корецкого. Сам художник работал не в сатирическом ключе, его плакаты отличал скорее героический пафос. Именно в период Великой Отечественной были выпущены работы, прославившие Корецкого.

В июне 1941 года художник создал композицию "Будь героем!". Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. По мотивам этого плаката летом 1941 года издательством "Искусство" была выпущена одноименная марка. И на марке, и на плакате изображена сцена прощания матери с бойцом-пехотинцем, уходящим на фронт.

 

В.Б. Корецкий.
Плакат "Будь героем!" 
Июнь 1941.
В.Б. Корецкий.
Плакат "Наши силы неисчислимы".
1941.

 

В 1942 году был напечатан один из самых знаменитых плакатов Корецкого и всей эпохи Великой Отечественной войны — "Воин Красной Армии, спаси!". В воспоминаниях мастер подробно рассказал о поиске образа: «Тема плаката определилась для меня сразу, — ее выдвигала сама жизнь. Плакат создавался в напряженное время, когда враг рвался к Волге и все человечество было потрясено беспримерным героизмом несгибаемых защитников Сталинграда». На плакате женщина, прижав к себе ребенка, готова защитить дочь от штыка винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов времен войны был издан более чем 10-миллионным тиражом. Позже плакат воспроизводился на многочисленных листовках, открытках, конвертах. Произведения Корецкого нашли отклик у огромного числа людей, которых работы художника поддерживали в трудные минуты, помогая сохранять боевой дух. Так, капитан гвардии Иван Кузьменко написал в "Правду": «...мне пришлось побывать в окопах, блиндажах... Везде я видел ваш плакат».

О популярности среди советских людей плаката Корецкого говорит и тот факт, что художник Николай Жуков в своей работе "Бей насмерть!" поместил плакат "Воин Красной Армии, спаси!" на стену дома, перед которым изображен стреляющий пулеметчик.

 

В.Б. Корецкий. 
Плакат «Воин Красной Армии, спаси!»
1942.
Н.Н. Жуков. 
Плакат "Бей насмерть!" 
1942.

  

Осенью 1941 года художниками Николаем Жуковым и Виктором Климашиным был создан плакат "Отстоим Москву!" Плакат был выпущен в то время, когда советский народ собирал все силы в борьбе против немецких захватчиков, рвавшихся к Москве. На плакате изображен советский воин, призывающий не допустить врага в столицу. Этой фигурой солдата авторам удалось обобщить черты народного героизма, стремящегося освободить родную землю от врага.

Разгром фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза. Исход Сталинградской битвы окончательно закрепил стратегическое превосходство за советскими войсками, были созданы условия для перехода нашей армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

Этим великим битвам были посвящены многие плакаты, например, "Сталинград", созданный Виктором Дени и Николаем Долгоруковым. Плакат, решенный в жанре политической сатиры, подчеркивал неизбежность провала немецкой операции по захвату Сталинграда и выходу к Волге.

 

Н.Н. Жуков. В.С. Климашин. 
Плакат "Отстоим Москву!" 
1941.
В.Н. Дени, Н.А. Долгоруков. 
Плакат "Сталинград". 
1942.

 

После победы в Сталинградской битве стало очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.

Одним из самых известных агитационных плакатов, посвященных этой операции, стала работа Виктора Иванова "Пьем воду родного Днепра"В образе пьющего днепровскую воду из каски солдата каждый воин Красной Армии мог легко представить себя. Этот плакат стал своего рода обещанием скорого освобождения всего Советского Союза от гитлеровских сил.

Еще один плакат художника "На Запад!", созданный в 1943 году, также обозначил переломный момент войне, предопределившего Великую Победу советских войск.

 

В.С. Иванов. 
Плакат «Пьём воду из родного Днепра, 
будем пить из Прута, Немана и Буга!»
 
1943.
В.С. Иванов
Плакат «На Запад!»
1943.

 

Плакаты 1943 года показывали героизм советского народа и внушали зрителю уверенность в стойкости защитников Отечества, а солдатам – силу для борьбы и смелость в бою.

 

А.А. Кокорекин. 
Плакат "Когда бронебойщик стоит на пути, 
фашистскому танку никак не пройти!"
1943.
Н.Н. Жуков. 
Плакат "Немецкий танк здесь не пройдет"
1943.

 

Начиная с 1943-го года, когда Советские войска изменили движение с востока на запад и начали освобождение города за городом, важным делом стало поддержать дух советских воинов и тех жителей страны, которые еще жили под захватчиками. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали плакаты «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стоял неприятель. На плакатах стали появляться слоганы "Дойдем до Берлина!", "Красной Армии – слава!". Они обозначили скорый разгром врага, требуя от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу советских солдат с освобожденными городами, с семьей.

 

Ф.В. Антонов. 
Плакат "Сынок родимый мой!.."
(стихи В. Лебедев-Кумач)

1943.
А.А. Кокорекин. 
Плакат "Воину победителю - 
всенародная любовь!"

1944.

 

В последние годы войны плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну и народ, породивших и воспитавших своих защитников. Плакат Виктора Иванова "Ты вернул нам жизнь!" - жизнеутверждающая работа, показывающая всю радость освобожденного народа. Так встречали советских героев войны – женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.

 


В.С. Иванов.
Плакат "Ты вернул нам жизнь!"
1944.                                                                                  







 

1945 год — война закончилась победой Советского Союза. Многие произведения искусства были посвящены Дню победы, параду в Москве, возвращению военных домой. Одним из таких плакатов стала работа Леонида Голованова "Красной армии - слава!".

Герой, изображенный на плакате, имел прототип — им стал один из лучших снайперов Великой Отечественной войны Василий Голосов. Леонид Голованов использовал его внешность и в плакате, который мы видим в левом верхнем углу — с девизом: "Дойдем до Берлина!" 1944-го года. Однако сам Василий Голосов в Берлине никогда не был - он погиб в 1943 году. Плакат писали по зарисовке, хотя у художника изначально не было задачи увековечить именно Голосова. Многие художники создавали на плакатах обобщенный образ, но Голованов хотел написать конкретного человека. Если в работе 1944 года улыбающийся боец изображен на фоне колонны советских войск, направляющейся на запад, то на плакате "Красной армии - слава!" видна стена с надписью «Дошли!» Так исполнилась мечта лейтенанта Василия Голосова.

 

Л.А. Голованов. 
Плакат "Дойдем до Берлина!"
1944.
Л.А. Голованов. 
Плакат "Красной Армии - слава!"
1945.

 

В.Б. Корецкий. 
Плакат "Не унесут фашистов ноги - 
добью врага в его берлоге!"

1945.
В.С. Климашин. 
Плакат "Слава воину-победителю!"
1945.

 


А.Ф. Пахомов.
Плакат "После войны".
1945.                                                                                    







 


Плакаты А.Ф. Пахомова; плакаты первой половины 1940-х гг. (репринтное воспроизведение) - из фондов музея "Разночинный Петербург".

Вверх