«Не выходите, девушки, замуж ни за писателей, ни за учёных. И писательство, и учёность - эгоизм. И вы не получите «друга», хотя бы он и звал себя другом. Выходите за обыкновенного человека, чиновника, конторщика, купца, лучше бы всего за ремесленника. Нет ничего святее ремесла. И такой будет вам другом».
В.В. Розанов (1856 – 1919).
Ремесло в XVIII – начале XX вв. - важная составляющая жизни Санкт-Петербурга. До Петра I мастеровые люди, «не стесненные законодательством, занимались чем и как хотели и беспрепятственно могли переезжать с места на место». Как отдельное направление деятельности, ремесло получило распространение вскоре после основания города, когда в него стали стекаться мастера из многочисленных ремесленных центров страны.
Плетение лаптей. Село Спасское, Семеновский уезд, Нижегородская губерния. 1890-е гг. |
В 1722 году Петр I издал указ, предписывавший ремесленникам объединяться в цеха по профессиональной принадлежности. В основе реформы лежало желание повысить общий уровень ремесленного мастерства. Спустя два года в городе учтены 24 цеха. К 1789 году в Петербурге насчитывалось уже 56 цехов.
Почти все отрасли жизни охватывало ремесленное производство. Мастерские были небольшие, в них работал обычно хозяин и члены его семьи, а позже - подмастерье и ученики.
Делами ремесленников ведала Ремесленная управа, состоявшая при Городской думе. В 1815 году право открывать свои мастерские получили купцы, позднее открыть мастерскую мог любой желающий, обучившийся мастерству в высшем учебном заведении или на специальных курсах. Обучением ремесленников занимались не только мастера, но и различные благотворительные учреждения. В Ремесленном училище мальчикам из бедных семей давалась не только профессия, но и среднее образование.
С годами росла группа ремесленников, производивших изделия, связанные с наукой и искусство. В первой половине XIX века число цехов уменьшилось, но каждый цех объединил ремесленников многочисленных специальностей. Так, в 1867 году, в 23-х цехах состояли мастера свыше ста специальностей, а на рубеже XIX-XX вв. в восьми цехах их было 115.
Изготовление тростей. Вятская губерния. 1890-е гг. |
Производство деревянных трубок. Вятская губерния. 1890-е гг. |
В середине XIX века в местах, где ремёсла были недостаточно развиты, действовало упрощённое ремесленное управление; в тех населённых местностях, которые являлись наиболее подходящими для развития в них ремёсел, но не относились к городам, действовали ремесленные постановления, изданные для селений.
К наиболее многочисленной цеховой группе принадлежал булочно-кондитерский цех, включавший также производителей колбас, макарон, горчицы, кваса.
Среди петербургских ремесленников славились золотых и серебряных дел мастера, производившие ювелирные изделия, посуду, церковную утварь, а также мебельщики и обувщики. Их изделия неоднократно экспонировались на различных выставках и были отмечены наградами
Швейные мастерские между собой имели разделение на тех, кто выполняет работу на заказ, и тех, кто отвечал потребностям рядовых жителей. Портновский цех включал в себя также скорняков, перчаточников, шляпников и шапочников. Внутри этих профессий происходила специализация: среди мужских портных были фрачники, брючники и многие другие, отдельно выделялись портные форменной одежды.
Дамские портнихи делились на штучниц, юбочниц, кофточниц-корсажниц, а также мастеров, специализировавшихся на шитье белья. Если говорить о положение женщины в ремесленном производстве, то стоит отметить следующее: уже в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 года, сказано, что жена умершего мастера наследует его мастерскую и ведет ее дальше. Согласно Городовому положению Петербурга 1846 года, женщины получили право голоса на выборах ремесленного головы, цеховых старшин, членов ремесленной управы и гласных, хотя и с оговоркой: свой голос они могли отдать мастеру, участвовавшему в голосовании. Сами жены мастеров и их дочери, как и прежде, не имели права присутствовать на выборных собраниях мастеров. О повышенном статусе женщины в ремесленном сословии говорит и более высокий процент грамотных среди них (54 %) по сравнению с разночинцами (46 %), мещанами (38 %), крестьянами и солдатами (26 %) в 1869 году. И все же, говорить о достижении равных прав между мужчинами и женщинами в ремесле не приходится.
Рост фабрично-заводского производства несколько потеснил ремесленное, но и в начале XX века оно продолжало играть значительную роль в жизни города, а ремесленники составляли заметную часть населения столицы.
Изготовление плетеной мебели. Московская губерния. 1890-е гг. |
В 1910 году в ведении Ремесленной управы состояло свыше 11 тыс. различных мастерских, в которых приблизительно трудилось свыше 56 тыс. человек.
После октября 1917 года ремесло играло заметную роль в хозяйственной жизни города, однако вскоре оно было полностью подчинено государству и утратило важнейшую свою характеристику - самостоятельность. В советское время ремесленники были объединены в артели, но ремесленное производство продолжало существовать в сфере обслуживания.
Совсем недавно в коллекцию музея поступила замечательная плетеная корзинка для пикника, датируемая началом XX века, а некоторое время назад в нашем музее была организована целая выставка «Город мастеров: ремесло и ремесленники», посвященная одному из важнейших направлений жизни деятельности человека - ремеслу.
Плетеная корзинка для пикника. Нач. XX в. |
Выставка музея «Разночинный Петербург» «Город мастеров: ремесло и ремесленники». |