Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

«Не выходите, девушки, замуж ни за писателей, ни за учёных. И писательство, и учёность - эгоизм. И вы не получите «друга», хотя бы он и звал себя другом. Выходите за обыкновенного человека, чиновника, конторщика, купца, лучше бы всего за ремесленника. Нет ничего святее ремесла. И такой будет вам другом».

В.В. Розанов (1856 – 1919).

 

Ремесло в XVIII – начале  XX вв. - важная составляющая жизни Санкт-Петербурга. До Петра I мастеровые люди, «не стесненные законодательством, занимались чем и как хотели и беспрепятственно могли переезжать с места на место». Как отдельное направление деятельности, ремесло получило распространение вскоре после основания города, когда в него стали стекаться мастера из многочисленных ремесленных центров страны.

 



       

Плетение лаптей. 

Село Спасское, Семеновский уезд, Нижегородская губерния.
1890-е гг.

 

В 1722 году Петр I издал указ, предписывавший ремесленникам объединяться в цеха по профессиональной принадлежности. В основе реформы лежало желание повысить общий уровень ремесленного мастерства. Спустя два года в городе учтены 24 цеха. К 1789 году в Петербурге насчитывалось уже 56 цехов.  

Почти все отрасли жизни охватывало ремесленное производство. Мастерские были небольшие, в них работал обычно хозяин и члены его семьи, а позже - подмастерье и ученики.  

Делами ремесленников ведала Ремесленная управа, состоявшая при Городской думе. В 1815 году право открывать свои мастерские получили купцы, позднее открыть мастерскую мог любой желающий, обучившийся мастерству в высшем учебном заведении или на специальных курсах. Обучением ремесленников занимались не только мастера, но и различные благотворительные учреждения. В Ремесленном училище мальчикам из бедных семей давалась не только профессия, но и среднее образование.   

С годами росла группа ремесленников, производивших изделия, связанные с наукой и искусство. В первой половине XIX века число цехов уменьшилось, но каждый цех объединил ремесленников многочисленных специальностей. Так, в 1867 году, в 23-х цехах состояли мастера свыше ста специальностей, а на рубеже XIX-XX вв. в восьми цехах их было 115.

 



       

Изготовление тростей. 

Вятская губерния.
1890-е гг.

 



       

Производство деревянных трубок. 

Вятская губерния.
1890-е гг.

 

В середине XIX века в местах, где ремёсла были недостаточно развиты, действовало упрощённое ремесленное управление; в тех населённых местностях,  которые являлись наиболее подходящими для развития в них ремёсел, но не относились к городам, действовали ремесленные постановления, изданные для селений.  

К наиболее многочисленной цеховой группе принадлежал булочно-кондитерский цех, включавший также производителей колбас, макарон, горчицы, кваса. 

Среди петербургских ремесленников славились золотых и серебряных дел мастера, производившие ювелирные изделия, посуду, церковную  утварь, а также мебельщики и обувщики. Их изделия неоднократно экспонировались на различных  выставках и  были отмечены наградами  

Швейные мастерские между собой имели разделение на тех, кто выполняет работу на заказ, и тех, кто отвечал потребностям рядовых жителей. Портновский цех включал в себя также скорняков, перчаточников, шляпников и шапочников. Внутри этих профессий происходила специализация: среди мужских портных были фрачники, брючники и многие другие, отдельно выделялись портные форменной одежды.  

Дамские портнихи делились на штучниц, юбочниц, кофточниц-корсажниц, а также мастеров, специализировавшихся на шитье белья. Если говорить о положение женщины в ремесленном производстве, то стоит отметить следующее: уже в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 года, сказано, что жена умершего мастера наследует его мастерскую и ведет ее дальше. Согласно Городовому положению Петербурга 1846 года, женщины получили право голоса на выборах ремесленного головы, цеховых старшин, членов ремесленной управы и гласных, хотя и с оговоркой: свой голос они могли отдать мастеру, участвовавшему в голосовании. Сами жены мастеров и их дочери, как и прежде, не имели права присутствовать на выборных собраниях мастеров. О повышенном статусе женщины в ремесленном сословии говорит и более высокий процент грамотных среди них (54 %) по сравнению с разночинцами (46 %), мещанами (38 %), крестьянами и солдатами (26 %) в 1869 году. И все же, говорить о достижении равных прав между мужчинами и женщинами в ремесле не приходится.  

Рост фабрично-заводского производства несколько потеснил ремесленное, но и в начале XX века оно продолжало играть значительную роль в жизни города, а ремесленники составляли заметную часть населения столицы.

 



       

Изготовление плетеной мебели. 

Московская губерния.
1890-е гг.

 

В 1910 году в ведении Ремесленной управы состояло свыше 11 тыс. различных мастерских, в которых приблизительно трудилось свыше 56 тыс. человек.   

После октября 1917 года ремесло играло заметную роль в хозяйственной  жизни города, однако вскоре оно было полностью подчинено государству и утратило важнейшую свою характеристику - самостоятельность. В советское время ремесленники были объединены в артели, но ремесленное производство продолжало существовать в сфере обслуживания. 

Совсем недавно в коллекцию музея поступила замечательная плетеная корзинка для пикника, датируемая началом XX века, а некоторое время назад в нашем музее была организована целая выставка «Город мастеров: ремесло и ремесленники», посвященная одному из важнейших направлений жизни деятельности человека - ремеслу.

Плетеная корзинка для пикника.
Нач. XX в.


Выставка музея «Разночинный Петербург» «Город мастеров: ремесло и ремесленники».

 

 

 

Вверх