Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

5 августа - музей закрыт по техническим причинам!

Временные правила посещения

с 20 по 31 июля музей работает
с понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


с 4 августа музей работает
со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00


Дополнительно о временных правилах посещения

 


 

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты
со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 

В "День Достоевского" мы предлагаем вам ощутить атмосферу старого Петербурга и познакомиться с фоноколлекцией нашего музея. Ранее мы рассматривали грампластинки отечественных фирм с записями артистов петербургских театров и пластинки компании «Граммофон» с записями великих Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, В.В. Паниной (Вари Паниной). В этот раз мы представляем обзор грампластинок начала XX в. из новых поступлений музея.

Досуг петербуржцев на рубеже XIX - XX вв. нельзя было представить без музыки, ведь именно в это время в России появился граммофон.

 

     
  «Пользуясь вашими превосходными граммофонами, я одновременно могу концертировать в десяти городах, не избалованных знаменитостями!»  
     
  «Как дачник, я не знал отбоя отъ гостей, которые приходили с утра и оставались сидеть до обеда; но с тех пор, как я приобрëл ваш граммофон и начал заводить его тоже с раннего утра - гости ко мне больше ни ногой».   
     

 

Такие отзывы о граммофонах появились в первом номере журнала «Граммофон и фонограф» (Москва) в 1904 году. Граммофон действительно быстро вошел в повседневную жизнь горожан, сделался важной принадлежностью быта. Граммофон начала XX вв. представлен и в рамках основной экспозиции музея "Вокруг Семеновского плаца".

 

Раструб граммофона декорирован ручной росписью с яркими цветами. Рядом с росписью можно увидеть автограф художника: «Ромахов М.»

На деревянном корпусе граммофона есть небольшая табличка с гравировкой «Фабрика музыкальныхъ инструментовъ им. В.С. Пушкина. Глазовая ул. д. №26».

В справочнике «Весь Петербург» за 1904-1917 гг. упоминается мастер гармоней и других музыкальных инструментов "Влад. Серг. Пушкин." Проживал мастер на улице Глазовской (Глазовой) в доме № 26, затем № 28, а в 1917 г. и вовсе в доме № 25. Сейчас это улица Константина Заслонова (станция метро «Звенигородская»).

 


 

Две грампластинки компании «Граммофон» из новых поступлений представлены двумя выдающимися зарубежными исполнителями первой четверти XX в. Один из них - Энрико Карузо (1873-1921 гг.) – итальянский певец с мировой славой, выдающийся тенор. Появление его имени на афишах лучших театров мира было целым событием. Грампластинка односторонняя с записью неаполитанской песни «Fenesta che lucive» в исполнении Энрико Карузо с оркестром. Впервые неаполитанская песня стала известна в Италии в 1842 году. Авторами песни являются Гульельмо Коттрау, Винченцо Беллини и Джулио Дженоино. Мелодия песни была позаимствована из неаполитанской устной традиции семнадцатого века.

Запись Энрико Карузо была сделана техниками компании «Граммофон» 10 апреля 1913 года в Нью-Йорке. Для России пластинка с песней была переиздана с оригинальной матрицы обществом «Граммофон» с ограниченной ответственностью в Риге. Односторонняя пластинка из нашей коллекции формата «монарх» или «гигант» (диаметр – 30 см.) имеет этикетку розового цвета («экстра», популярный исполнитель) с торговой маркой «Пишущий амур». На нижней полуокружности – индивидуальный матричный номер «2-052077», который позволяет точно атрибутировать запись по каталогу вокально-инструментальных записей компании «Граммофон».

 

 Fenesta che lucive (Neapoletanna).
Энрико Карузо с оркестром.


Популярность грампластинок компании «Граммофон» в России и в мире во многом объяснялась тем, что репертуар записей был самым разнообразным. Записывались популярнейшие певцы, оркестры и знаменитые на весь мир классические музыканты. Одним из самых известных классических музыкантов был чешский скрипач-виртуоз и композитор Ян Кубелик, на рубеже XIX-XX вв. объездивший с гастролями всю Европу и Россию (начиная с 1902 года скрипач был с концертами в России пять раз).

На односторонней пластинке, недавно поступившей в фонды музея, записаны «Цыганские напевы» - сочинение испанского композитора Пабло де Сарасате 1878 года. Грампластинка с записью «Цыганских напевов» так же, как и неаполитанская песня Энрико Карузо, имеет диаметр 30 см., «монарх». Этикетка красного цвета (как и розовая) говорила покупателю о популярности исполнителя. Запись на грампластинке с матричным номером «07982» была сделана техниками компании «Граммофон» в декабре 1912 года.

 

Zigeunerweisen - «Цыганские напевы» (композитор Сарасате).
Ян Кубелик.

 

Кроме пластинок с торговой маркой «Пишущий амур» компании «Граммофон», фоноколлекция музея пополнилась и новым представителем иностранной звукозаписывающей индустрии. Итальянская фирма «Фонотипия» или «Società Italiana di Fonotipia Milano» была образована в Милане, в 1904 году, как филиал берлинской грамофонной компании Карла Линдстрема (Lindström Phonograph Company of Berlin), производившей грампластинки торговой марки «Одеон». Надо сказать, что фирма просуществовала на мировом рынке достаточно долго, вплоть до 1948 года, что редкость для граммофонной индустрии.

На двустороннюю грампластинку фирмы «Фонотипия»  записан голос выдающегося итальянского тенора Джузеппе Ансельми (1876-1929 гг.) Здесь певец исполняет два произведения из оперы «Marcella» итальянского композитора Умберто Джордано (1907 год): «O santa liberta» и «O mia Marcella». На лицевой стороне пластинки клишированы автографы композитора Умберто Джордано и исполнителя Джузеппе Ансельми. Надо сказать, что клишированные автографы были отличительной стороной почти всех пластинок итальянской фирмы «Фонотипия».

 

 Опера «Marcella» (композитор Джордано).
O mia Marcella.
Джузеппе Ансельми.

 

На территории Российской империи существовали фирмы грампластинок, заработавшие свой первоначальный капитал на производстве пиратской продукции. Таким предприятием была варшавская фирма «Сирена Гранд Рекорд». Грампластинки с яркими зелëными этикеткам, на которых изображены сирены с трубами, появились на граммофонном рынке Российской империи в 1908-1909 гг. Очень быстро фирме удалось стать популярной и востребованной: «боевики» («шлягеры») появлялись на пластинках данной торговой марки с завидной частотой. Артисты охотно соглашались записываться на пластинки «Сирены» в обмен на большие гонорары.

На одной из новых пластинок из фоноколлекции музея записан голос исполнительницы русских народных песен М.А. Лидарской. На двусторонней грампластинке - две песни в исполнении артистки: «Однозвучно гремит колокольчик»,  музыка композитора Сидоровича (1858 год), и романс «Чайка». Записи сделаны в апреле 1912 года. На второй двусторонней пластинке «Сирены Гранд Рекорд» записаны салонные танцы в исполнении оркестра лейб-гвардии Конного полка под управлением капитана П. Иванова: «Гейша» (автор - танцовщик Императорского Большого театра  Александра Царман) и «КИ-КА-ПУ» - сочинение Артиста Императорских театров Н.Н. Яковлева.

 

 «Чайка»«Однозвучно гремит колокольчик» (на аудиозаписи).
Мария Лидарская.

 

«Гейша». «КИ-КА-ПУ».
Оркестр лейб-гвардии Конного полка под управлением капитана П. Иванова.

 

Аудиозаписи представлены из открытых источников.

Вверх