К 1917 году в России грамотными были 42 % населения. Вскоре после установления советской власти специальным декретом вводились общедоступность и бесплатность начальной и средней школы.
В Петербурге c 1903 года азы образования можно было получить бесплатно в начальных городских училищах. Продолжить образование можно было в гимназиях или реальных училищах, но уже за деньги. Гимназии готовили мальчиков к поступлению в университет, реальные училища – в технические ВУЗы. Девочки по окончании гимназии могли поступить на высшие женские курсы.
Принято считать, что 1917 год был во всём началом новой жизни. В первые послереволюционные годы школа стала местом интересных экспериментов: как «пережитки царского строя» поначалу были отменены оценки, ученическая форма, домашние задания…
Впрочем, со временем советская школа переняла немало из прежней, дореволюционной жизни. Многие и сегодня вспоминают парту с поднимающейся крышкой. Эта конструкция была специально разработана ученым-гигиенистом Фёдором Эрисманом еще в конце XIX века с учетом нагрузки на глаза и спину учащихся.
Школьная парта Эрисмана. Фрагмент выставки "Музей беспорядка" (2017). Книга Я.И. Перельмана "Занимательная физика". 1916 г. |
Книги блестящего популяризатора науки Я. Перельмана начали выходить еще до революции, были любимы советскими школьниками и сегодня издаются огромными тиражами. Не менее знамениты учебники А. Кисилева. Первое пособие по математике талантливый педагог создал в 1884 году. Арифметику, алгебру, геометрию по его учебникам школьники изучали до 1960 года!
В символике пионерской организации многое было взято из скаутского движения, начавшего распространяться в России в начале ХХ века. Скауты маршируют на плацу. 1918 г. |
Традиции вручать за отличную учебу похвальные листы (грамоты) и книги, а лучших выпускников награждать золотыми и серебряными медалями существовали еще до революции. Такая же система поощрения знакома тем, кто учился в советской школе.
Фрагмент выставки "Музей беспорядка" (2017). В верхнем ряду - золотые и серебряные медали. 1960-е гг. |
Сегодня электронный дневник уверенно вытесняет традиционный, бумажный. Советские школьники познакомились с ним в 1930-е годы. Но дневник был непременным спутником учащихся и до революции. Правда, дневников той поры осталось очень мало – у мальчишек была традиция сжигать их в конце учебного года.
В самом начале дневника приводился свод правил, которые должны были неукоснительно соблюдаться. Так, учащимся средних учебных заведений нельзя было использовать зонты и трости, запрещалось появляться на улице вечером без сопровождения взрослых.
Дневник учащегося Рождественского городского училища Владимира Аккурательного. 1910 г. |
Ношение формы до революции было обязательно не только в школе, но и вне ее. Потому частью форменной одежды было двубортное пальто с петлицами на воротнике. При встрече со школьным начальством мальчики должны были снимать фуражку и кланяться. На околыше фуражки и пряжке ремня было зашифровано название учебного заведения. Например, «С.П.11Г» означало «Санкт-Петербургская 11-я гимназия», «С.П.3Р.У» – «Санкт-Петербургское 3-е реальное учиище», «Г.У.» – «Городское училище». Мальчишки из соседних учебных заведений постоянно враждовали и дразнили друг друга. Во время драки учащиеся стремились избавиться от опознавательных знаков: переворачивали пряжку и вырывали металлический знак с фуражки.
На околыше фуражки и пряжке ремня было зашифровано название учебного заведения. Учащийся 11-й Санкт-Петербургской гимназии. 1910-е гг. |
Дореволюционная форма гимназистов имела повседневный и парадный вариант. Парадный предназначался для торжественных случаев: походов в театр, в церковь, на праздничные мероприятия. Конечно же, позировать для фотографии гимназисты тоже предпочитали во всей красе.
Братья-гимназисты в парадной форме. [нач. XX в.] |
Фотография учеников ленинградской школы. 1940/1941 уч. год. |
Форма была введена в 1949 году. Форма мальчиков напоминала непарадную форму гимназистов: блуза (гимнастерка), брюки, фуражка, ремень. На фуражке и пряжке красовалась универсальная эмблема – буква «Ш» между лавровых ветвей. Впрочем, форма неоднократно менялась, со временем исчезли и фуражка, и ремень.
До революции мальчики и девочки учились раздельно. После – в основном, совместно. Лишь с 1943 года в течение десяти лет в некоторых крупных городах, в том числе в Ленинграде, существовало раздельное обучение. Оно не дало ожидаемых результатов ни в плане повышения успеваемости, ни в плане улучшения дисциплины. С 1 сентября 1954 года мальчики и девочки вновь стали учиться вместе.
Учащиеся II класса 1-й Санкт-Петербургской гимназии. 1910-е гг. Выпускницы женской школы на Малодетскосельском проспекте. 1953 г. |
Мы поздравляем вас с Днем знаний! А также желаем всегда иметь возможность учиться, обретать полезные навыки и совершать замечательные открытия.