Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Правила посещения музея в условиях эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты

со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 
Многие особенности школьного обучения в советскую эпоху имели аналоги еще в дореволюционной России. 1 сентября - в День знаний - мы предлагаем вспомнить, как учились до 1917 года и посмотреть, многое ли изменилось с тех пор.



К 1917 году в России грамотными были 42 % населения. Вскоре после установления советской власти специальным декретом вводились общедоступность и бесплатность начальной и средней школы.

В Петербурге c 1903 года азы образования можно было получить бесплатно в начальных городских училищах. Продолжить образование можно было в гимназиях или реальных училищах, но уже за деньги. Гимназии готовили мальчиков к поступлению в университет, реальные училища – в технические ВУЗы. Девочки по окончании гимназии могли поступить на высшие женские курсы.

Принято считать, что 1917 год был во всём началом новой жизни. В первые послереволюционные годы школа стала местом интересных экспериментов: как «пережитки царского строя» поначалу были отменены оценки, ученическая форма, домашние задания…

Впрочем, со временем советская школа переняла немало из прежней, дореволюционной жизни. Многие и сегодня вспоминают парту с поднимающейся крышкой. Эта конструкция была специально разработана ученым-гигиенистом Фёдором Эрисманом еще в конце XIX века с учетом нагрузки на глаза и спину учащихся.

 



        Школьная парта Эрисмана. 
        Фрагмент выставки "Музей беспорядка" (2017).

        Книга Я.И. Перельмана "Занимательная физика". 
       1916 г.

 

Книги блестящего популяризатора науки Я. Перельмана начали выходить еще до революции, были любимы советскими школьниками и сегодня издаются огромными тиражами. Не менее знамениты учебники А. Кисилева. Первое пособие по математике талантливый педагог создал в 1884 году. Арифметику, алгебру, геометрию по его учебникам школьники изучали до 1960 года!

 


В символике пионерской организации многое было взято из скаутского движения, начавшего распространяться в России в начале ХХ века.








Скауты маршируют на плацу.
1918 г.

 

Традиции вручать за отличную учебу похвальные листы (грамоты) и книги, а лучших выпускников награждать золотыми и серебряными медалями существовали еще до революции. Такая же система поощрения знакома тем, кто учился в советской школе.

 


Фрагмент выставки "Музей беспорядка" (2017).

В верхнем ряду - золотые и серебряные медали.
1960-е гг.

 

Сегодня электронный дневник уверенно вытесняет традиционный, бумажный. Советские школьники познакомились с ним в 1930-е годы.  Но дневник был непременным спутником учащихся и до революции. Правда, дневников той поры осталось очень мало – у мальчишек была традиция сжигать их в конце учебного года.

В самом начале дневника приводился свод правил, которые должны были неукоснительно соблюдаться. Так, учащимся средних учебных заведений нельзя было использовать зонты и трости, запрещалось появляться на улице вечером без сопровождения взрослых.

 


Дневник учащегося Рождественского городского училища Владимира Аккурательного.
1910 г.

 

Ношение формы до революции было обязательно не только в школе, но и вне ее. Потому частью форменной одежды было двубортное пальто с петлицами на воротнике. При встрече со школьным начальством мальчики должны были снимать фуражку и кланяться. На околыше фуражки и пряжке ремня было зашифровано название учебного заведения. Например, «С.П.11Г» означало «Санкт-Петербургская 11-я гимназия», «С.П.3Р.У» – «Санкт-Петербургское 3-е реальное учиище», «Г.У.» – «Городское училище». Мальчишки из соседних учебных заведений постоянно враждовали и дразнили друг друга. Во время драки учащиеся стремились избавиться от опознавательных знаков: переворачивали пряжку и вырывали металлический знак с фуражки.

 


На околыше фуражки и пряжке ремня было зашифровано название учебного заведения. 
























Учащийся 11-й Санкт-Петербургской гимназии.
1910-е гг.

 

Дореволюционная форма гимназистов имела повседневный и парадный вариант. Парадный предназначался для торжественных случаев: походов в театр, в церковь, на праздничные мероприятия. Конечно же, позировать для фотографии гимназисты тоже предпочитали во всей красе.

 


Братья-гимназисты в парадной форме.
[нач. XX в.]                                                                                                                                         

 

В 1918 году ученическая форма дореволюционной России была отменена. В советское время форменная одежда для школьников долгое время не вводилась.

 


Фотография учеников ленинградской школы.
1940/1941 уч. год.

 

Форма была введена в 1949 году. Форма мальчиков напоминала непарадную форму гимназистов: блуза (гимнастерка), брюки, фуражка, ремень. На фуражке и пряжке красовалась универсальная эмблема –  буква «Ш» между лавровых ветвей. Впрочем, форма неоднократно менялась, со временем исчезли и фуражка, и ремень.

 


После введения формы в 1949 году одежда девочек также почти повторяла дореволюционную – коричневое шерстяное платье и передник.

Белый в торжественных случаях, черный – повседневный. Только юбки у гимназисток
были заметно длиннее.                                                                                                                                                     

 

До революции мальчики и девочки учились раздельно. После – в основном, совместно. Лишь с 1943 года в течение десяти лет в некоторых крупных городах, в том числе в Ленинграде, существовало раздельное обучение. Оно не дало ожидаемых результатов ни в плане повышения успеваемости, ни в плане улучшения дисциплины. С 1 сентября 1954 года мальчики и девочки вновь стали учиться вместе.

 


Учащиеся II класса 1-й 
Санкт-Петербургской гимназии. 
1910-е гг.

Выпускницы женской школы на 
Малодетскосельском проспекте. 
1953 г.                                                                          

 



Мы поздравляем вас с Днем знаний! А также желаем всегда иметь возможность учиться, обретать полезные навыки и совершать замечательные открытия.

Вверх