«Есть в ней что-то благородное, что-то изысканное. Этот лоск и красноватый
оттенок мигом превращают любую сервировку стола в классический прием, а еду,
которую в ней подают – в деликатесы. Не зря сегодня многие старинные изделия
из меди коллекционируются и объявляются раритетами – настолько они долговечны,
что даже сквозь года и столетия не потеряли того самого изящества».
Один из крупнейших производителей медной посуды Mauviel о своей продукции.
В ночь на 14 января наступает Новый год по старому стилю. А значит у многих из нас будет прекрасная возможность опять собраться за праздничным столом. В этой череде новогодних праздников, когда все обдумывают меню, мы хотим рассказать о коллекции старинной металлической посуды, представленной в «Мемориальном музее «Разночинный Петербург». В фондах нашего музея собраны образцы кухонной утвари, предметов сервировки и походной посуды. Антикварная посуда – изысканный представитель декоративно–прикладного искусства, ведь ее изготовляли из драгоценных и недрагоценных металлов с применением различных художественных техник обработки. Эти вещи люди собирали, берегли и передавали по наследству. Каждый из этих предметов – свидетель эпохи, обладающий богатой историей бытования, связанной с интересными людьми. А проследить эту историю нам помогут клейма и именные монограммы. Коллекция большая и более подробно хотело бы остановится на нескольких предметах.
В музее хранится набор из столовых приборов: ложек, вилок и ножей, выполненных двумя производствами, но в одном стиле. У всех приборов граненные ручки с закругленными концами и украшенные монограммой, предположительно: «М. Е.»
![]() |
![]() |
Набор из столовых приборов с монограммой. Монограмма на столовых приборах. Россия, 1840-е - 1917 г. |
Фабрика была основана подданным Пруссии Александром Качем (полное имя Карл Вильгельм Александр) в начале 1840–х годов в Петербурге, и находилась в помещении католического храма Святой Екатерины. В доме Европейской гостиницы на Невском проспекте находился фирменный магазин.
![]() |
Открытка почтовая «Санкт-Петербург. Михайловский сад и Европейская гостиница». Издание «Ришар», Санкт- Петербург, конец XIX - начало XX вв. |
Предприятие специализировалось на производстве и продаже изделий из посеребренного мельхиора. Ассортимент выпускаемой продукции был разнообразен: посуда, столовые приборы, предметы быта. Изделия были высокого качества, обладали художественной ценностью и стоили дешевле серебряных аналогов. После смерти фабриканта в 1874 году производство унаследовала Августа Кач. Известно, что фабрика работала до начала Первой мировой войны. На оборотной стороне ложек и вилок стоит клеймо фабрики мельхиоровых изделий Александра Кача. Клеймо состоит из четырех элементов: фигурного щитка с короной и инициалами «А. К.» («Александр Кач»), «GP» (galvanoplated - посеребреный гальваническим путем) и двух круглых медальонов с профилями (предположительно изображение наград фабрики).
![]() |
|
![]() |
![]() |
Ложка. Вилка. Фабрика мельхиоровых изделий Александра Кача. Клеймо Фабрики мельхиоровых изделий Александра Кача. Санкт-Петербург, 1840-е - 1914 гг. |
На лезвии ножей – клеймо фабрики Ф.М. Варыпаева. Федор Михайлович родился в 1818 году в семье крепостного крестьянина в селе Павлово Нижегородской губернии. После смерти отца в 1833 году он унаследовал небольшое заведение, специализирующееся на производстве замков. Постепенно Ф.М. Варыпаев стал осваивать производство других изделий из металла: ножниц, столовых и кухонных ножей, бритв, хирургических инструментов, холодного оружия, декоративных вещей. Предприятие расширилось, качество продукции высоко оценили в России и за рубежом. Вскоре Федор Михайлович Варыпаев получил звание поставщика двора Его Императорского Величества, на изделиях появился герб Российской империи. Фабрика просуществовала до 1917 года.
![]() |
![]() |
Нож. Фабрика Ф.М. Варыпаева. Клеймо фабрики Ф.М. Варыпаева. С. Павлово, Нижегородская губерния, середина XIX в. - 1917 г. |
Во время трапезы, как правило, столовые приборы лежали на специальной подставке. Это было удобно, выглядело аккуратно и изысканно.
![]() |
Подставка для столовых приборов. Россия, [первая половина XX в.] |
Сливочник с гравированным цветочным декором. Предмет был сделан на фабрике изделий из накладного серебра «Иосиф Фраже», основанной в Варшаве в 1824 году для производства недорогих посеребренных изделий. Из-за высокого качества, изящества исполнения, доступной стоимости, продукция фабрики была популярна в Российской империи и Европе. Фабрика «Иосиф Фраже» отмечалась наградами различных выставок и была поставщиком ряда королевских дворов.
![]() |
![]() ![]() |
Сливочник. Фабрика изделий из накладного серебра «Иосиф Фраже». Клеймо на сливочнике фабрики изделий из накладного серебра «Иосиф Фраже». Варшава, [конец XIX в. - 1917 г.] |
Яйцеварка - емкость для сервировки и подачи на стол вареных яиц. Во внутрь яйцеварки заливалась жидкость и помещались сваренные куриные яйца. Для подогрева блюда под емкостью могла устанавливаться восковая свеча или спиртовая горелка. Этот старинный предмет выполнен в стиле модерн, для которого характерны мельчайшие детали, кривые изогнутые линии, обилие растительного орнамента, изображения животных, фантастических существ. Ручка яйцеварки изготовлена в виде фигурки лисы.
![]() |
![]() |
![]() |
|
Яйцеварка. [Вторая половина XIX в.] |
Блюдо с крышкой и кастрюлька с надписью «Т-во Рест. «Лейнер» были выполнены на заказ для ресторана Ф.О. Лейнера. Ресторан работал с 1885 года и находился на Невском проспекте, 18 (со стороны Большой Морской улицы). Ресторан «Лейнер» был популярным местом и считался артистическим клубом, где после спектаклей часто собирались артисты Александринского театра. В начале 1900-х гг. заведение было закрыто. Ныне в его помещении находится «Литературное кафе».
На блюде стоит клеймо фабрики Александра Кача.
![]() |
![]() |
Блюдо «Т-во Рест. «Лейнер». Фабрика Александра Кача. Клеймо на блюде петербургской фабрики Александра Кача. Санкт-Петербург, 1880-е - н. XX в. |
На кастрюльке – клеймо (потерто) Берндорфской фабрики металлических изделий Артура Круппа. От этой фабрики в музее представлено несколько предметов. Фабрику в австрийском городе Берндорфе Артур Крупп унаследовал после смерти своего отца Германа Круппа. После выкупа в 1890 году части совладельца фабрики Александра Шеллера, фирма стала называться «Берндорфская фабрика металлических изделий, Артур Крупп». Фирма выпускала посеребренные и непосеребренные столовые приборы, посуду, сковороды и кастрюли из никеля и алюминия.
Миска из буфета станции Николаевской железной дороги. Николаевская железная дорога - старейшая государственная железнодорожная магистраль России была построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой.
![]() |
Миска из буфета станции Николаевской железной дороги. [Фабрика «Иосиф Фраже», Варшава]. Конец XIX - н.XX вв. |
Глядя на этот музейный предмет вспоминается рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: "на вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, словно спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем". Буфеты были открыты при всех крупных станциях и делились на классы. В них подавали холодные и горячие закуски, кофе, чай, крепкие напитки. В каждом заведении было свое фирменное блюдо. Главный героем любого буфета был самовар…
В фондовой коллекции представлены самовары. Один из них – самовар формы «Репка».
![]() |
Самовар формы «Репка». Россия, [к. XIX - н. XX вв.] |
Благодаря разнообразию художественного оформления, самовары считаются не только бытовыми изделиями для кипячения воды, но и старейшими предметами русского декоративно-прикладного искусства. Самовар был украшением любого праздника, мероприятия, и это отражено на картине В. Маковского «Вечеринка». Изображение фрагмента картины есть на дореволюционной открытке.
![]() |
Открытка почтовая В. Маковского «Вечеринка». Россия, до 1917 г. |
Подстаканник - незаменимый атрибут в железнодорожных путешествиях. В музейной экспозиции есть подстаканник, произведённый варшавской фирмой «Братья Бух». Фирма занималась изготовлением предметов домашнего обихода из недрагоценных металлов из мельхиора, фраже, латуни.
![]() |
Подстаканник. Фирма «Братья Бух». Варшава, 1870 г. -н. XX в. |
Еще одно предприятие семьи Бух было открыто в Петербурге, на фабрике производились, в основном, пуговицы.
Пуговица. Лицевая и оборотная стороны. Пуговичная фабрика «Братья Бух». Санкт-Петербург, до 1917 г. |
В 1882 году фирма «Братья Бух» в Варшаве перешла в собственность Людвика Норблина – владельца фабрики Norblin & Co. От Norblin & Co представлена чайница – емкость для хранения чая. Стенки чайницы декорированы разными орнаментами, на донце - фабричное клеймо.
У истоков фабрики в Варшаве, прославившейся выпуском изящных и качественных самоваров необычной формы, стоял Винсент Норблин. Его дело продолжил сын Людвик Норблин, выпуская продукцию, плакированную слоем защитного серебра. В 1870 году изделия Norblin & Co были представлены на общероссийской ярмарке достижений промышленности в Санкт-Петербурге, где были удостоены серебряной медали за высокое качество и получили возможность маркировать все изделия фирмы клеймом герба Российской Империи — двуглавого орла.
![]() |
![]() |
![]() |
|
Чайница. Крышка от чайницы. Клеймо на чайнице. Фабрика Norblin & Co. Варшава, 1860-е гг. - н. XX в. |
Изучать старинную посуду очень интересно. Она хранит память о людях, о давно прошедших временах, судьбоносных свершениях! Предметы из коллекции металлической посуды представлены на постоянной экспозиции музея и участвуют в выставках.
Дорогие друзья, коллектив музей «Разночинный Петербург» поздравляет вас с прошедшими новогодними праздниками! В Новом 2021 году мы желаем вам крепкого здоровья, прекрасного настроения, исполнения всех желаний и уютной домашней обстановки!
И в продолжении темы мы хотим поделится с вами рецептами блюд, которые готовились во времена Александра Сергеевича Пушкина!
![]() |
![]() |
![]() |