Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Правила посещения музея в условиях эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты

со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 

«Есть в ней что-то благородное, что-то изысканное. Этот лоск и красноватый
оттенок мигом превращают любую сервировку стола в классический прием, а еду,
которую в ней подают – в деликатесы. Не зря сегодня многие старинные изделия
из меди коллекционируются и объявляются раритетами – настолько они долговечны,
что даже сквозь года и столетия не потеряли того самого изящества».

Один из крупнейших производителей медной посуды Mauviel о своей продукции.

 

В ночь на 14 января наступает Новый год по старому стилю. А значит у многих из нас будет прекрасная возможность опять собраться за праздничным столом. В этой череде новогодних праздников, когда все обдумывают меню, мы хотим рассказать о коллекции старинной металлической посуды, представленной в «Мемориальном музее «Разночинный Петербург». В фондах нашего музея собраны образцы кухонной утвари, предметов сервировки и походной посуды. Антикварная посуда – изысканный представитель декоративно–прикладного искусства, ведь ее изготовляли из драгоценных и недрагоценных металлов с применением различных художественных техник обработки. Эти вещи люди собирали, берегли и передавали по наследству. Каждый из этих предметов – свидетель эпохи, обладающий богатой историей бытования, связанной с интересными людьми. А проследить эту историю нам помогут клейма и именные монограммы. Коллекция большая и более подробно хотело бы остановится на нескольких предметах.

В музее хранится набор из столовых приборов: ложек, вилок и ножей, выполненных двумя производствами, но в одном стиле. У всех приборов граненные ручки с закругленными концами и украшенные монограммой, предположительно: «М. Е.»

 


Набор из столовых приборов с монограммой. 
Монограмма на столовых приборах.
Россия, 1840-е - 1917 г.

 

Фабрика была основана подданным Пруссии Александром Качем (полное имя Карл Вильгельм Александр) в начале 1840–х годов в Петербурге, и находилась в помещении католического храма Святой Екатерины. В доме Европейской гостиницы на Невском проспекте находился фирменный магазин.

 


Открытка почтовая «Санкт-Петербург. Михайловский сад и Европейская гостиница».
Издание «Ришар», Санкт- Петербург, конец XIX - начало XX вв.

 

Предприятие специализировалось на производстве и продаже изделий из посеребренного мельхиора. Ассортимент выпускаемой продукции был разнообразен: посуда, столовые приборы, предметы быта. Изделия были высокого качества, обладали художественной ценностью и стоили дешевле серебряных аналогов. После смерти фабриканта в 1874 году производство унаследовала Августа Кач. Известно, что фабрика работала до начала Первой мировой войны. На оборотной стороне ложек и вилок стоит клеймо фабрики мельхиоровых изделий Александра Кача. Клеймо состоит из четырех элементов: фигурного щитка с короной и инициалами «А. К.» («Александр Кач»), «GP» (galvanoplated - посеребреный гальваническим путем) и двух круглых медальонов с профилями (предположительно изображение наград фабрики).

 


Ложка. Вилка. Фабрика мельхиоровых изделий Александра Кача.
Клеймо Фабрики мельхиоровых изделий Александра Кача.

Санкт-Петербург, 1840-е - 1914 гг.

 

На лезвии ножей – клеймо фабрики Ф.М. Варыпаева. Федор Михайлович родился в 1818 году в семье крепостного крестьянина в селе Павлово Нижегородской губернии. После смерти отца в 1833 году он унаследовал небольшое заведение, специализирующееся на производстве замков. Постепенно Ф.М. Варыпаев стал осваивать производство других изделий из металла: ножниц, столовых и кухонных ножей, бритв, хирургических инструментов, холодного оружия, декоративных вещей. Предприятие расширилось, качество продукции высоко оценили в России и за рубежом. Вскоре Федор Михайлович Варыпаев получил звание поставщика двора Его Императорского Величества, на изделиях появился герб Российской империи. Фабрика просуществовала до 1917 года.

 


Нож. Фабрика Ф.М. Варыпаева.
Клеймо фабрики Ф.М. Варыпаева.
С. Павлово, Нижегородская губерния, середина XIX в. - 1917 г.

 

Во время трапезы, как правило, столовые приборы лежали на специальной подставке. Это было удобно, выглядело аккуратно и изысканно.

 


Подставка для столовых приборов.
Россия, [первая половина XX в.]

 

Сливочник с гравированным цветочным декором. Предмет был сделан на фабрике изделий из накладного серебра «Иосиф Фраже», основанной в Варшаве в 1824 году для производства недорогих посеребренных изделий. Из-за высокого качества, изящества исполнения, доступной стоимости, продукция фабрики была популярна в Российской импе­рии и Европе. Фабрика «Иосиф Фраже» отмечалась наградами различных выставок и была поставщиком ряда королевских дворов.

 


Сливочник. Фабрика изделий из накладного серебра «Иосиф Фраже». 
Клеймо на сливочнике фабрики изделий из накладного серебра «Иосиф Фраже».
Варшава, [конец XIX в. - 1917 г.]

 

Яйцеварка - емкость для сервировки и подачи на стол вареных яиц. Во внутрь яйцеварки заливалась жидкость и помещались сваренные куриные яйца. Для подогрева блюда под емкостью могла устанавливаться восковая свеча или спиртовая горелка. Этот старинный предмет выполнен в стиле модерн, для которого характерны мельчайшие детали, кривые изогнутые линии, обилие растительного орнамента, изображения животных, фантастических существ. Ручка яйцеварки изготовлена в виде фигурки лисы.

 


Яйцеварка.
[Вторая половина XIX в.]

 

Блюдо с крышкой и кастрюлька с надписью «Т-во Рест. «Лейнер» были выполнены на заказ для ресторана Ф.О. Лейнера. Ресторан работал с 1885 года и находился на Невском проспекте, 18 (со стороны Большой Морской улицы). Ресторан «Лейнер» был популярным местом и считался артистическим клубом, где после спектаклей часто собирались артисты Александринского театра. В начале 1900-х гг. заведение было закрыто. Ныне в его помещении находится «Литературное кафе».

 


Блюдо с крышкой для подачи горячего
«Т-во Рест. «Лейнер».
Фабрика Александра Кача.
Санкт-Петербург, 1880-е - н. XX в.


Кастрюлька «Т-во Рест. «Лейнер».
Берндорфская фабрика металлических
изделий
Артура Круппа.
Австрия, 1880-е - н. XX в.

 

На блюде стоит клеймо фабрики Александра Кача.

 


Блюдо «Т-во Рест. «Лейнер». Фабрика Александра Кача.

Клеймо на блюде петербургской фабрики Александра Кача.
Санкт-Петербург, 1880-е - н. XX в.

 

На кастрюльке – клеймо (потерто) Берндорфской фабрики металлических изделий Артура Круппа. От этой фабрики в музее представлено несколько предметов. Фабрику в австрийском городе Берндорфе Артур Крупп унаследовал после смерти своего отца Германа Круппа. После выкупа в 1890 году части совладельца фабрики Александра Шеллера, фирма стала называться «Берндорфская фабрика металлических изделий, Артур Крупп». Фирма выпускала посеребренные и непосеребренные столовые приборы, посуду, сковороды и кастрюли из никеля и алюминия.

Миска из буфета станции Николаевской железной дороги. Николаевская железная дорога - старейшая государственная железнодорожная магистраль России была построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой.

 


Миска из буфета станции Николаевской железной дороги.
[Фабрика «Иосиф Фраже», Варшава].
Конец XIX - н.XX вв.

 

Глядя на этот музейный предмет вспоминается рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: "на вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, словно спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем". Буфеты были открыты при всех крупных станциях и делились на классы. В них подавали холодные и горячие закуски, кофе, чай, крепкие напитки. В каждом заведении было свое фирменное блюдо. Главный героем любого буфета был самовар…

В фондовой коллекции представлены самовары. Один из них – самовар формы «Репка».

 

Самовар формы «Репка».
Россия, [к. XIX - н. XX вв.]

 

Благодаря разнообразию художественного оформления, самовары считаются не только бытовыми изделиями для кипячения воды, но и старейшими предметами русского декора­тивно-прикладного искусства. Самовар был украшением любого праздника, мероприятия, и это отражено на картине В. Маковского «Вечеринка». Изображение фрагмента картины есть на дореволюционной открытке.

 


Открытка почтовая В. Маковского «Вечеринка».
Россия, до 1917 г.

 

Подстаканник - незаменимый атрибут в железнодорожных путешествиях. В музейной экспозиции есть подстаканник, произведённый варшавской фирмой «Братья Бух». Фирма занималась изготовлением предметов домашнего обихода из недрагоценных металлов из мельхиора, фраже, латуни.

 

Подстаканник. Фирма «Братья Бух». 
Варшава, 1870 г. -н. XX в.

 

Еще одно предприятие семьи Бух было открыто в Петербурге, на фабрике производились, в основном, пуговицы.

 


Пуговица. Лицевая и оборотная стороны.
Пуговичная фабрика «Братья Бух».
Санкт-Петербург, до 1917 г.

 

В 1882 году фирма «Братья Бух» в Варшаве перешла в собственность Людвика Норблина – владельца фабрики Norblin & Co. От Norblin & Co представлена чайница – емкость для хранения чая. Стенки чайницы декорированы разными орнаментами, на донце - фабричное клеймо. 

У истоков фабрики в Варшаве, прославившейся выпуском изящных и качественных самоваров необычной формы, стоял Винсент Норблин. Его дело продолжил сын Людвик Норблин, выпуская продукцию, плакированную слоем защитного серебра. В 1870 году изделия Norblin & Co были представлены на общероссийской ярмарке достижений промышленности в Санкт-Петербурге, где были удостоены серебряной медали за высокое качество и получили возможность маркировать все изделия фирмы клеймом герба Российской Империи — двуглавого орла.

 


Чайница. Крышка от чайницы. Клеймо на чайнице. 
Фабрика Norblin & Co.
Варшава, 1860-е гг. - н. XX в.

 

Изучать старинную посуду очень интересно. Она хранит память о людях, о давно прошедших временах, судьбоносных свершениях! Предметы из коллекции металлической посуды представлены на постоянной экспозиции музея и участвуют в выставках.

Дорогие друзья, коллектив музей «Разночинный Петербург» поздравляет вас с прошедшими новогодними праздниками! В Новом 2021 году мы желаем вам крепкого здоровья, прекрасного настроения, исполнения всех желаний и уютной домашней обстановки!

И в продолжении темы мы хотим поделится с вами рецептами блюд, которые готовились во времена Александра Сергеевича Пушкина!

 

Вверх