"На полках было много всяких интересных вещей — морские звезды, раковины,
панцирь черепахи — и стереоскоп и множество двойных фотографий к нему —
Крым, мама, папа. Макс, Пра, мы с Андрюшей, еще всякие знакомые и просто виды.
В стереоскопе всё выглядело настоящим, совсем живым, хоть и неподвижным".
Ариадна Эфрон. История жизни, история души.
В музее "Разночинный Петербург" продолжает свою работу выставка "Из дальних странствий возвратясь..." Посетив выставку, вы узнаете множество удивительных историй - о путешествиях и путешественниках дореволюционного периода, какие вещи сопровождали жителей города в дороге и что можно было привезти с собой в качестве сувенира. А также сможете заглянуть в старинный стереоскоп и познакомиться со стереофотографиями из коллекции нашего музея.
Несмотря на развитие туристической отрасли на рубеже XIX–XX столетий, для многих жителей Петербурга поездки в дальние страны все еще оставались абстракцией. Восполнить этот пробел отчасти помогал стереоскоп - оптический прибор для просмотра "объёмных" изображений. С середины XIX столетия стереоскопы становятся неотъемлемым предметом интерьера городских гостиных по всему миру, в том числе и в России.
Стереофотография пользовалась популярностью среди самых разных слоев населения и довольно быстро стала одним из любимых видов домашнего досуга - члены семьи и их друзья собирались вместе, чтобы совершить "путешествие" на другой конец света. "Объемность" изображений особенно хорошо передавала не только самобытность европейских городов, но и экзотику самых отдаленных уголков планеты: Японии, Китая, стран Африканского континента. А зритель в свою очередь мог получить исчерпывающее впечатление не только о достопримечательностях, природе и ландшафтах, но и людях, их образе жизни.
Таким образом, стереофотография давала возможность буквально "прочувствовать" жизнь в незнакомых городах и странах. В издании "С.-Петербургские ведомости" (06.6.1853. № 126) появилась заметка о магазине С.Л. Левицкого "на Невском проспекте, напротив Казанского собора":
"... Но не видели вы другого рода удивительной штуки – не видели вы, во-первых, прозрачных дагерротипных изображений на стекле и, во-вторых, смотря в стереоскоп, не видели вы ни улиц Парижа, ни Колизея, ни садов с фонтанами, ни рыночных площадей, ни триумфальных ворот, ни мостовой, не видели так, как я видел их, т.е. не предпринимая путешествий, не тратя и копейки денег, даже не двигаясь с места. Хотите знать, какая именно афиша была прибита на углу такой–то парижской улицы, хотя сами хотите прочитать ее в Петербурге, не снимая ее с той стены, к которой она была прилеплена? Зайдите в мастерскую г. Левицкого и, быть может, вы поверите, что это возможно..."
![]() |
Фотография для стереоскопа "Paris: Louvre: La Venus de Milo: profil" ("Париж: Лувр: Венера Милосская: профиль"). Конец XIX - начало XX вв. |
Мастерская Сергея Львовича Левицкого располагалась в доме 28 на Невском проспекте в 1849 - 1859 гг., здание до наших дней не сохранилось. Однако во второй половине XIX в. в Санкт-Петербурге появляется все больше фотоателье, где, в числе прочих услуг, можно было познакомиться с работой стереоскопа, приобрести стереофотографии.
Став массовым домашним развлечением, стереофотография увлекала всех членов семьи. Для детей за "волшебными" стеклами стереоскопа открывался целый мир: воображение уносило в далекие страны и экзотические континенты, где слышался шум морского прибоя и незнакомая речь жителей городов.
![]() |
Фотография для стереоскопа "Niagara. Ice Grotto" ("Ниагарский водопад. Ледяной грот"). Конец XIX - начало XX вв. |
В доме художника, основателя и главного идеолога объединения "Мир искусства" Александра Бенуа было несколько оптических приспособлений: калейдоскоп, микроскоп, праксиноскоп, волшебный фонарь и, конечно, стереоскоп:
"У моего папы был тоже стереоскоп, но более скромный, более примитивный и лишенный удобства "манипулирования". Зато карточки, которые были у нас в доме - являлись особого рода редкостями стереоскопии. Это не были фотографии, а раскрашенные литографированные рисунки - теоретически скомбинированные так, чтобы разглядывание их в два стекла давало слитый рельефный образ. "Предрасположение" мое к стереоскопии сказалось в том, что я и этими "отвлеченными" образами мог упиваться часами. Особенно меня восхищало то, как геометрические построения, напоминавшие те формы в которых подавалось в те времена мороженое или пеклись парадные торты, лепились, вырастали так, что, казалось, - они вот-вот коснутся моего носа! Иные же удалялись в бесконечную даль" (А.Н. Бенуа, "Жизнь художника" (Воспоминания, Том 1)).
О подобном опыте вспоминает в своих мемуарах "История жизни, история души" и Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описывая комнаты своего детства. Стереоскоп был не просто предметом развлечения, но и удовольствием, которое было доступно не всегда:
"Мамина комната была праздником моего детства, и этот праздник нужно было заслужить. Он начинался, как только я переступала порог: для меня заводилась музыкальная шкатулка, мне давали покрутить ручку шарманки, мне позволяли поиграть с черепашьим панцирем, поваляться на волчьей шкуре и заглянуть в стереоскоп".
Стереоскоп давал возможность не только изучать далекие города и страны, но и рассматривать семейные, детские фотографии, таким образом, можно было совершить еще одно путешествие - в детство.
![]() |
Стереопара на паспарту "Inder Schwimmaustalt" ("В купальне"). Конец XIX - начало XX вв. Россия, г. Кисловодск. |
Стереоскоп - оптический бинокулярный прибор для просмотра "объёмных" изображений - был изобретен еще в 30-е гг. XIX, когда англичанин Чарлз Уитстоун изготовил первое приспособление, позволявшее получать из двух плоских изображений одно объемное. Уже тогда Уитстоун проводил исследования в области оптики и доказал, что изображение, получаемое правым и левым глазом, не одинаково, а имеет небольшое смещение.
Таким образом, принцип работы прибора основан на том, что если сфотографировать какую-либо сцену с двух точек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, примерно равном расстоянию между зрачками человека, а затем расположить получившуюся пару снимков так, чтобы правый глаз видел только правый снимок, а левый глаз – только левый, будет получен эффект «объёмного» изображения. И, несмотря на последующие технические усовершенствования стереоскопа, принцип его работы фактически не менялся.
Однако первоначально Уитстоун использовал не фотографии, а рисунки, так как фотография была изобретена через несколько лет после создания стереоскопа. В 1840-х гг. математик и астроном Дэвид Брюстер усовершенствовал стереоскоп Уитстона, разработав удобный и доступный прибор для просмотра стереопар. А вскоре уже было налажено серийное производство аппарата. Невероятный успех привел к повсеместному распространению стереофотографии, что в свою очередь способствовало росту популярности любительской фотографии. Ведь обращаться со стереоскопическим аппаратом было проще, чем с профессиональной камерой, а стоил он гораздо дешевле.
![]() |
Фотография для стереоскопа "Venezia: Palazzo ducale: Salone del Senato" ("Венеция: Дворец дожей: Зал Сената"). Конец XIX - начало XX вв. |
Более привычный тип стереоскопа, остающийся популярным до сегодняшнего дня, создал в 1861 году Оливер Холмс. В том же году оптик Джозеф Бейтс усовершенствовал прибор и наладил его серийный выпуск, поэтому часто используется название "стереоскоп Холмса-Бейтса". Права на стереоскоп Холмса выкупила американская компания Underwood&Underwood. Компания также основала одноименное издательство, специализировавшееся на производстве стереооткрыток и выпускающее более 10 миллионов стереокарточек в год. Изготавливались и специальные наборы, которые продавались отдельно или же в комплекте со стереоскопом. В России большую популярность приобрела продукция стереографического издательства "Свет".
![]() |
![]() |
Стереоскоп "Underwood" на подставке (нач. ХХ в.) и стереопары из коллекции "Мемориального музея "Разночинный Петербург"на выставке "Из дальних странствий возвратясь..." Фото: Денис Удовик. |
Познакомиться с удивительным прибором - стереоскопом начала ХХ в. компании "Underwood" - вы можете на выставке "Из дальних странствий возвратясь..." В коллекции музея представлены также и стереопары, которые отражают основную географию развития дореволюционного туризма на рубеже XIX - начала XX вв.
Сюжетами для стереофотографии часто становились виды далеких стран и городов, реальная поездка в которые, обывателю конца ХIХ - начала ХХ века, представлялась невозможной. Особенно это было значимо для России с ее колоссальной территорией и разным по составу населением.
Однако стереофотография не только знакомила своего зрителя с самыми дальними уголками своей страны, но и стала незаменимым средством в попытке описать и упорядочить окружающий мир, к чему во многом стремилась наука XIX столетия. Путешествия часто носили исследовательских характер, и в этом случае географические и этнографические открытия дополнялись стереофотографиями, которые издавались целыми сериями.
В России большую роль в продвижения стереофотографии сыграл фотограф и путешественник Захар Виноградов, который совершал многочисленные экспедиции по Российской империи, откуда привозил подробнейшие фотоотчеты, в большинстве своем снятые на стереокамеру.
Захар Виноградов (1882-1963) родился в семье купца 2-й гильдии, потомственного почётного гражданина З.И. Виноградова. В 1894 г. поступил в Харьковское реальное училище, а в 1901 г. – на механическое отделение Харьковского технологического института, в 1903 г. был исключён за участие в студенческих волнениях. В 1906 г. переехал в Москву и полностью посвятил себя фотографии.
Его стереоскопические серии – это прежде всего географическое и этнографическое исследование, особенно значимое для России. Являлся создателем серии стереопар «Жизнь и природа России», в контексте которой сделал подборку стереоснимков "Крым", "Волга и Приволжье" (1910 е гг.). Фотографии Виноградова были опубликованы в журнале "Искры", №6, 1911 г. К 300-летию Дома Романовых Виноградов сделал более трехсот фото в Костроме. Ученик А.М. Донде, фотографа и автора одного из пособий по стереоскопической съемке, Виноградов учитывал все требования и возможности стереофотографии, такие как расположение света и соотношение планов.
![]() |
Стереопара на паспарту "Ялта. Набережная". Конец XIX - начало XX вв. Россия. |
Распространение фотографий и стереофотографий действительно способствовало популяризации путешествий по родной стране, где уже на протяжении всей второй половины XIX века стали складываться основные предпосылки развития туристической отрасли. Отчасти это было связано с развитием науки и техники, проведением всемирных выставок, открытием крупнейших музеев в мировых столицах, в том числе и в России.
В Российской империи развитие туризма было связано и с социально-экономическими преобразованиями, с ростом городского населения и развитием транспортной сети по всей стране. Возможности путешествовать по стране способствовало активное государственное и частное дорожное строительство, была построена сеть железных дорог, соединивших центр страны с ее регионами.
Начало этому было положено с открытием в 1837 г. Царскосельской железной дороги, а с 1851 г. - крупнейшей железнодорожной магистрали Москва–Санкт-Петербург (Николаевской железной дороги). Затем в краткие по тем временам сроки были построены железнодорожные пути в разных направлениях от Центра страны. Следует упомянуть и реализацию такого масштабного проекта, как строительство Транссибирской магистрали, начатое в 1892 г. и нацеленное на освоение Сибири и Дальнего Востока. К началу ХХ века по протяженности железнодорожных путей Россия вышла на второе место в мире после США. Было популярно и речное пароходство, однако его значительным недостатком являлась сезонность перевозок.
На рубеже XIX - начала XX вв. получили развитие такие виды туризма, как паломнический, лечебно-оздоровительный и просветительский.
К концу XIX в Российской империи уже сложились и основные туристические центры. Ими, прежде всего, были крупные города (Санкт-Петербург, Москва, Киев и др.), являвшиеся культурными и историческими объектами, привлекавшие интересной архитектурой и духовными святынями.
Развитие речного пароходства способствовало росту посещаемости таких городов, как Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара и Астрахань, знаменитыми своей древней историей, монастырями, промыслами. Таким образом, Волга становится одним из центров массового туризма. Для популяризации путешествий по Волге выпускались открытки и стереокарточки с видами природных ландшафтов, городов и их достопримечательностей.
Среди других туристических центров особой популярностью пользовались Крым и Кавказ. Путешественников они привлекали прежде всего своим климатом и природными объектами: водопадами, перевалами, побережьем Черного моря, а также возможностями санаторного лечения.
![]() |
![]() |
Г. Раев. Стереопары на паспарту "Пятигорскъ. Видъ на Бештау и Лермонтовскую галерею", "Пятигорскъ. Фонтанъ и бесѣдка на Горячей горѣ новаго парка". Конец XIX - начало XX вв. Россия, Кавказ. Григорий Иванович Раев - знаменитый русский фотограф конца XIX - первой пол. XX вв. Он вошел в историю мировой фотографии своими уникальными фотоснимками исследования Северного Кавказа, Кавказских Минеральных вод, Крыма и стран Европы. (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
В истории мировой фотографии известен благодаря уникальным фотоснимкам Северного Кавказа, Кавказских Минеральных вод, Крыма и стран Европы. Именно за снимки Кавказского региона Г.И. Раев удостоился высочайших наград на отечественных и зарубежных выставка. |
Среди самых известных центров можно выделить Гагры, Сочи, Мацесту, Сухуми, Туапсе и Батуми. Осваивались и лечебные ресурсы кавказских минеральных вод: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск. К началу ХХ в. здесь уже сформировался ряд курортных учреждений, рассчитанных на разные слои населения и их потребности.
![]() |
![]() |
Г. Раев. Стереопары на паспарту "24. Кисловодскъ. Мостъ чрезъ р. Оль…","47. Окр. Кисловодска. Кольцо гора". Конец XIX - начало XX вв. Россия, Кавказ. |
Получил развитие и горный туризм по Военно-Грузинской, Военно-Сухумской и Военно-Осетинской горным дорогам.
![]() |
Г. Раев. Стереопара на паспарту из серии "Виды Кавказа": "123. В.-Г. Дорога. Видъ въ Пассанаур". Конец XIX - начало XX вв. Россия, Кавказ, г. Кисловодск. |
Участники маршрутов по этим дорогам проходили горные перевалы, поднимались на горные вершины, осматривали водопады, ледники, ущелья, исторические места («замок царицы Тамары», укрепления Кавказской войны, старинные аулы), знакомились с этнографической спецификой Кавказа. Поездки подобного рода стали также достаточно распространенным явлением среди различных групп населения.
![]() |
Стереопара на паспарту "107. В.-Г. Дорога Скала "Пронеси Госп..." Конец XIX - начало XX вв. Россия, Кавказ. |
Из других туристических центров можно выделить Прибалтийский край и Финляндию, а также некоторые регионы Центральной России, Урала, Сибири.
![]() |
Фотография для стереоскопа "Северная Мылва в открытых местах". Конец XIX - начало XX вв. [Россия]. |
На рубеже XIX - начала ХХ вв. горожане все чаще стали увлекаться различными видами спорта, что дало толчок к развитию еще одной отрасли туризма. Так, на развитие горного туризма оказал влияние спортивный клуб в Тифлисе - созданный в 1877 г. он стал первым альпийским клубом в Российской Империи. В 1890 г. был организован Крымский горный клуб, (позднее - Крымско-Кавказский горный клуб), при котором было создано первое экскурсионное бюро в Ялте. В 1901 г. в Москве было основано Русское горное общество, в том же году было основано и Российское общество туристов (реорганизовано из Российского общества туристов-велосипедистов в Петербурге).
![]() |
|
![]() |
![]() |
Стереопары на паспарту "Ялта (Байдарские ворота)", "Ялта (Скалистый берег)", "Ялта (Конец набережной)". Конец XIX - начало XX вв. Россия. |
Создание различных обществ любителей путешествовать, чья деятельность была направлена на организацию образовательных поездок, повлияло на становление еще одного популярного направления в Российской империи на рубеже XIX–ХХ вв. - познавательного, экскурсионного туризма. Именно к началу XX века получили особое распространение ознакомительные поездки с целью изучения иностранного языка, научные и учебные стажировки в иностранных учреждениях, участие в конференциях и конгрессах, исследовательские и экскурсионные туры по различным городом, природным локациям. Познавательные экскурсии получили распространение и в процессе воспитания подрастающего поколения. В разработке экскурсионных программ для школьников участвовали известные педагоги и краеведы, что в свою очередь повлияло на развитие исторического краеведения.
![]() |
|
![]() |
![]() |
Семенов И. Стереопары на паспарту из серии "Виды Крыма. Ялта".
Россия.Конец XIX - начало XX вв. |
Стереография, в свою очередь, из вида домашнего досуга превратилась в важный источник информации о культурном и этноконфессиональном разнообразии нашей страны. Разглядывая эти фотографии, мы и сейчас можем получить довольно полное представление о природе и архитектуре, о занятости людей того времени и их облике в целом.
![]() |
Стереоскоп "Underwood" (нач. ХХ в.) на подставке на выставке "Похвала стеклу, или Осколки времени" (2018). |
Литература:
Бенуа А.Н. Жизнь художника (Воспоминания, Том 1).
Воронкова Л.П. История туризма: Учебное пособие. - М., 2001. - С.203.
Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов-на-Дону, 1988. - С.31.
Пяткова С.Г. Организация образовательного туризма в России в XIX – начале XX вв. // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 80-82.
Стереоскоп в магазине С.Л. Левицкого. С.-Петербургские ведомости. 06.6.1853. № 126.
Ткешелашвилли К.С. От Владикавказа до Кутаиса: Путеводитель на Военно-Осетинской дороге (Записки экскурсанта). - М., 1899; Савелов Л.М. Три дня в великом Новгороде (из путевых воспоминаний) // Экскурсионный вестник. - 1915, №4. - С.91.
Шульгина О.В., Шульгина Д.П. Развитие туризма в России на рубеже XIX–XX веков // Исторический журнал: научные исследования. — 2018. - № 3. - С.95-110.
Экскурсии на Алтай и в Японию // Экскурсионный вестник. - 1914, №1. - С.115.
Эфрон А. С. История жизни, история души: В 3 т. Т. 3. Воспоминания, проза, стихи, устные рассказы, переводы / Сост., подгот. текста, подгот. ил., примеч. Р. Б. Вальбе. – М.: Возвращение, 2008. – 392 с., ил.