Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

Во второй половине XIX века фотография прочно вошла в жизнь и быт россиян. Фотографы фиксировали городские виды и интерьеры, праздники и важные события. Но самым популярным жанром фотографии был портрет. Жители городов старались сохранить на фото облик своих близких, обменивались фотографиями и дарили их друзьям. Фотосъемка требовала от человека замереть на некоторое время, поэтому снимать детей было очень сложно. Но именно портреты самых маленьких членов семьи особенно ценились и береглись. Эти старые снимки и в наше время сохраняются в семейных альбомах и музейных коллекциях.

Выставка «Образы детства» представляет фотопортреты детей конца XIX – начала XX вв. из коллекции музея «Разночинный Петербург».
 



Предлагаем Вам взглянуть на детей глазами фотографов того времени. Выставка дает возможность познакомиться не только с самими портретами, но и с историей фотомастерских, представляя и оборотные стороны картонных фотографических бланков, где часто размещалась информация о фотографе: не только название и адрес фотоателье, но также награды и почетные звания.

Например, владельцы известной «Фотографии А. Ренц и Ф. Шрадер» на оборотной стороне фотокарточки в разное время перечисляли: почетный отзыв на Фотографической выставке в Санкт Петербурге 03.05.1891 г., высочайшую благодарность государя императора в 1891 г., серебряную медаль на IV фотографической выставке в Санкт-Петербурге 30.03.1894 г., высочайшую благодарность государя императора Николая II 26.10.1894 г.

 

 

Если же регалий не имелось, на бланке фотографии (также на оборотной стороне) традиционно размещали три стандартных медали с именами и изображениями основателей фотографического искусства — Л.Ж. Дагера, У.Г. Тальбота и Ж.Н. Ньепса (например, «Фотография Д. Гершуни», «Фотография К. Шапиро 2-й», «I-я Южно-русская артель фотографов», «Фотография С. Гедимин»).

 

 

Большинство фотографов в 1880-1910-х годах размещали на фотографических бланках надпись о том, что негативы в фотоателье сохраняются и возможно повторное обращение к ним. Здесь же можно было найти информацию о расположении данного фотоателье летом в той или иной дачной местности (Ораниенбаум, Стрельна и др.)

 

 

Фотография из дачного альбома Анны Ковалевой. 1910-е.

 

На рубеже XIX-ХХ веков серьезно эволюционировала техника и технология фотографии, совершенствовалась фотоаппаратура. Общей тенденцией стало упрощение всех фотографических процессов. В самой среде фотографов произошли серьезные изменения. Модная профессия перестала быть приоритетом мужчин, появились женщины-фотографы Например, в фондах музея есть фотографии детей, сделанные в «Фотографии М. Карзинкиной», «Фотографии М. А. Рудневой».

 

 

Теперь сфотографироваться можно было не только в ателье, но и в городском саду. Сергей Горный вспоминал об этом недорогом развлечении так:

«Вот тут-то он [фотограф] и стоял. У входа в сквер — выставлял в виде щита с подпоркой картон с наклеенными — довольно неумелыми и уличными — фотографиями и открытками. Делал и совсем маленькие снимки, подешевле. Большой портрет обещал заказавшему шесть или восемь штук — не помню уже… Я теперь помню каждое его движение, — как обходил строеньице, как облокачивался о колонну, как сидел на садовой скамье, поджидая бонн и нянек с малышами — или горничных, имеющих выходной день — или растопыренных дам, надевших новый жилет или шубу с поддельным, но пышным воротником, — или пап, ведущих чуть скучно за руку малышей и для разгулки времени снимающихся. Этих он поджидал. Авось снимутся?»

С появлением в начале ХХ века первых пленочных фотоаппаратов Kodak фотографирование становится не только уделом профессионалов: множество фотографов-любителей снимали досуг своих детей и близких, притом  проявить пленку можно было как самостоятельно, так и в фотоателье. Примечательно, что в какой-то момент очень популярный глагол «кодакировать» чуть было не вытеснил в русском языке глагол «фотографировать».

 

Фотоаппарат Kodak из коллекции музея "Разночинный Петербург". Начало ХХ в.
Стеклянные негативы на деревянной подставке. Начало XX  в.

 

Представленные фотографии сделаны не только в Санкт-Петербурге, но и в фотоателье Москвы, Кишинева, Харькова и других городов. Фотографии в коллекцию музея «Разночинный Петербург» попадали как путем закупки единичных карточек, так и путем принятия в дар целых небольших коллекций. Имена и судьбы людей, изображенных на фотокарточках, не всегда возможно проследить. Тем не менее внешний вид и форменная одежда часто могут подсказать, кто перед нами: гимназисты в парадной форме, совсем юный пожарный или учащийся Императорского коммерческого училища.

 

Два мальчика в парадных гимназических мундирах.
Мундиры были темно-синего цвета с серебристыми пуговицами
и серебряным галуном (шитьем) по воротнику.

Серебристая каска – неотъемлемый атрибут пожарных – говорит нам
о профессии молодого человека на фотографии. Кстати, в народе
пожарных очень уважали, их называли «серыми героями».

Учащийся Императорского коммерческого училища. 
В честь императрицы-основательницы Екатерины II учащиеся
носили наплечники с ее вензелем «Е
II».

Училище располагалось по адресу: Чернышев переулок (совр. ул. Ломоносова), дом 9. Примечательно, что сфотографировался молодой человек у Пяти углов, совсем рядом со своим учебным заведением.

 

Фотографии, сделанные в ателье, имели свою номенклатуру и стандартизированные размеры. Портреты совсем небольшого формата назывались «визит-портреты», или попросту «визитки» (размер отпечатка – 5,5*9 см, а картонная основа-подложка – 6,5*10 см). Выпускники гимназий и училищ, мальчики и девочки, традиционно обменивались «на память» фотографиями, часто с дарственной надписью. А вот для семейного портрета или для портрета как минимум двух человек подходящим был довольно крупный «кабинет-портрет» (размер отпечатка – 10*13,7 см,  картонная основа-подложка – 10,8*16,6 см). Были и другие, чуть менее распространенные форматы: например, «будуар-портрет», «миньон-портрет», «виктория».

 

 

Коллекция фонда фотографии музея «Разночинный Петербург» насчитывает более 3000 единиц хранения и охватывает период с конца XIX по начало ХХI вв. Подлинники фотографий хранятся в фондах музея «Разночинный Петербург», их можно увидеть в музейной экспозиции (Большой Казачий переулок, дом 7) и на временных выставках в выставочных залах музея (Большой Казачий переулок, дом 9; Подольская улица, дом 14). Кстати, передвижная выставка «Образы детства» регулярно путешествует по музеям, библиотекам, креативным пространствам.

Вверх