Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

«Город мой над Невой, в мире ты один такой…»

 

В этом году основателю нашего города – Петру Великому - исполняется 350 лет!

В музейной коллекции представлено большое количество дореволюционных и советских открыток, на которых запечатлен облик Петербурга (Петрограда, Ленинграда) с различными памятниками и местами, которые связаны с Петром I.

Открытки с видами города при Петре не выпускались, первые из них появились только в конце XIX века. Более поздние открытки тоже представляют интерес, например, на многих из них можно увидеть архитектурные сооружения, которые до наших дней дошли в измененном виде или даже не сохранились.

Великий город на Неве, благодаря усилиям царя, был возведен в небывало короткие сроки на трудной болотистой местности, покрытой густым лесом. Город создавался по европейскому образцу и строгим канонам. Петр лично следил, чтобы застройка производилась согласно генеральному плану. Стремясь ускорить строительство города, царь издал ряд жестких указов. Например, в 1714 году был принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где – либо в государстве, кроме Петербурга. В это время возник новый архитектурный стиль - «петровское барокко», который отличался строгостью и живописностью одновременно. В 1712 году Петербург становится столицей Российской Империи.

Первое, что увидел Петр, на местности, где возник новый город – широкую и глубокую реку Неву. По одной из версий, название «Нева» имеет финское происхождение и означает «болото». Река берет свое начало из Ладожского озера (Шлиссельбург) и, протекая по Приневской низине, попадает в Балтийское море (Финский залив). Река Нева известна еще со времен Древней Руси, по ней ходили новгородцы в Варяжское море, а оттуда в Рим. Шли столетия и главная водная магистраль города - Нева с ее гранитными набережными и перекинутыми через нее мостами неразрывно вошли в архитектурный пейзаж города, придав ему неповторимое своеобразие.

 


Открытое письмо «С. Петербург.
Университетская наб. и Нева». Н. XX в.


Почтовая карточка «Петроград. Биржа и Нева».
1914-1917 гг.


Открытое письмо «С.- Петербург. Троицкий мост».
Н. XX в.


Открытое письмо «С - Петербург.
Адмиралтейская набережная». Н. XX в.

 

Город был основан Петром в ходе Северной войны, как военная крепость, позволяющая закрепиться на берегах Балтики. Крепость Санкт–Питербурх (Святого Петра крепость) была заложена 16 мая (27 мая) 1703 года на острове Еннисаари (Заячий). Этот день, день Святой Троицы принято считать днем рождения города. 

 


Изначально крепость Святого Петра строилась из земли и бревен. В 1706 году началась перестройка крепости в камне.


Открытое письмо «С.-Петербург. Крепость и собор Святых Петра и Павла». Н. XX в.
 

 

29 июня (10 июля) 1703 года в центре крепости была заложена деревянная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В 1712 году, по проекту архитектора Доминико Трезини, началось строительство нового каменного храма. Петр хотел, чтобы новое сооружение было самым грандиозным и высоким, а его сверкающий золотой шпиль должен был «говорить» о величии и процветании новой столицы. Изначально была построена колокольня, которую увидев впервые, Петр назвал «истинным парадизом» («раем»). Окончательное строительство собора завершилось только в 1733 году, после смерти его основателя. Петропавловский собор стал эталоном храма нового типа с «зальным пространством». Вместо традиционного креста шпиль венчала фигура ангела с крестом. Еще при жизни Петра собор стал усыпальницей российских императоров и членов царской фамилии.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником русской военной славы. Здесь хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей.

С 1733 до 2012 годы сооружение высотой 122,5 м было самым высоким зданием Санкт-Петербурга, до 1952 года — самым высоким в России.

В наши дни Петропавловская крепость и собор входят в состав комплекса Государственного музея истории Санкт – Петербурга.

Другим крупным сооружением Петербурга стало здание Главного Адмиралтейства. Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года на левом берегу Невы и построено по чертежам Петра I, как главная судостроительная верфь России на Балтийском море. К осени 1705 года был построен П-образный двор, внутри которого разместились многочисленные сооружения. Верфь усилила оборону молодого города.

 


В 1717 году в Петербурге был прорыт канал, связавший водным путем верфь с Новой Голландией, где располагались склады морского ведомства и канатные дворы.


Открытое письмо «С. Петербург. Новая Голландия со стороны р. Мойки». Н. XX в.
 

 

В 1727 – 1738 годах здания Главного Адмиралтейства перестроил в камне архитектор И. К. Коробов.

 


В 1805 году началась перестройка Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова. Появилась новая красивейшее постройка, украшенная колоннадой, лепниной и скульптурами. В таком виде комплекс дошел до нашего времени. Шпиль Адмиралтейства увенчан золотым корабликом, который сейчас является одним из главных символов Санкт – Петербурга. В 1872–1874 годах по проекту ботаника и садовода Э. Л. Регаля перед Адмиралтейством разбили сад, названный Александровским, и украсили его скульптурой.


Открытое письмо «Александровский сад и Адмиралтейство». Н. XX в.
 

 

Три петербургские улицы расходятся от Адмиралтейства тремя лучами. Эти улицы – Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица. Такая трехлучевая система получила морское название — «адмиралтейский трезубец» (другие названия: «петербургский трезубец», «невский трезубец»).

 


На одной дореволюционной открытке запечатлен центр торговой жизни Петербурга на Невском проспекте. В левой части открытки видны главные сооружения: здание Гостиного Двора и Городской думы (ратуши) с башней – ведомства, которое отвечало за торговые дела.


Открытое письмо «С. - Петербург. Невский проспект, Гостиный Двор и Дума». Н. XX в.
 

 

Главная магистраль города, известная на весь мир – Невский проспект была проложена по приказу Петра в 1710 году как въездные южные ворота в Петербург. В те времена проспект назвали Большой першпективной дорогой. Со временем, благодаря благоустройству, Невский проспект стал главной въездной дорогой в центр Петербурга.

Гостиный двор и ратуша как орган управления купечеством и торговлей впервые появились при Петре и располагались на старейшей площади города – Троицкой.

Троицкая площадь появилась в 1703 году на Городском острове (Петроградская сторона). Здесь сложился торговый и административный центр раннего Петербурга. В этой местности была построена первая резиденция царя – Домик Петра I.

 


Открытое письмо «Вид С. - Петербурга. Домик Петра I».
Н. XX в.

 

В документах того времени Домик именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами». Постройка была срублена из обтёсанных сосновых бревен солдатами - плотниками в 1703 году всего за три дня. Стены были выкрашены под кирпич в голландском вкусе. В доме были две небольшие комнаты, одна комната была кабинетом царя, другая служила столовою и спальней. Внутреннее убранство комнат было скромным, не было печи, Петр жил здесь только в летнее время с 1703 – 1708 гг. Позже над зданием дома была построена защитная конструкция из камня. В настоящее время в Домике работает музей, где экспонируются мемориальные вещи Петра Великого.

Петр также заботился о лесах и садах Петербурга и даже сам сажал дубовые деревья, подавая пример окружающим. В 1704 году царь приказал разбить для себя большой сад – Летний на левом берегу Невы у истоков Безымянного Ерика (реки Фонтанки). Проект осуществляли русские и иностранные архитекторы и садовники. Царь не жалел средств для убранства сада: из России и Европы доставляли редкие деревья, кустарники, цветы. Территорию сада украсили многочисленными скульптурами и фонтанами. В Летнем саду проходили различные торжества, празднества придворной знати, приемы иностранных послов. Вскоре на территории Летнего сада появился Летний дворец, возведенный по проекту Доминико Трезини и дошедший до наших дней почти в неизменном виде. Сейчас Летний дворец Петра I входит в состав Государственного Русского музея.

 


Открытка почтовая «Ленинград. Музей-дворец Петра I в Летнем саду».
1955 г.

 

Первоначально река Фонтанка называлась Безымянным Ериком (ериком в старину называли небольшой проток, выходящий из реки и опять в нее впадающий). После того как через реку были перекинуты трубы, питавшие водой из бассейнов Литовского канала фонтаны Летнего сада, Безымянный Ерик получил свое новое название - Фонтанная река.

 


Открытка почтовая «Река Фонтанка. Аничков мост».
1958 г.

 

Главной императорской резиденции – Зимнему дворцу более 250 лет. Великолепное сооружение с богатым пышным декором было построено по проекту Франческо Барталомео Растрелли в стиле «елизаветинское баррокко». Это было пятое здание зимней резиденции российских императоров.

 


Открытое письмо «С. Петербург. Зимний дворец».
Н. XX в.

 

Первый и второй «зимние дома» принадлежали Петру I и располагались у Зимней канавки, соединяющей реки Мойку и Неву. Третий дворец – Анны Иоанновны, находился рядом с Адмиралтейством. Четвертый - временный деревянный Зимний дворец был построен в 1755 году и находился на Невском проспекте.

Зимний Дворец на Дворцовой площади представлял собой огромный комплекс с жилыми зонами, парадными залами, театром, церквями и многими другими помещениями. С 1922 года и по сей день здесь находится крупнейший художественный музей – Эрмитаж, созданный на основе царской коллекции.

Красивейшая летняя парадная резиденция – Петергоф, возникла в 1714 году на берегу Финского залива по проекту самого Петра. По его замыслу, Петергоф строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России, завоевавшей в ходе Северной войны выход к Балтийскому морю.

На дореволюционной открытке и открытке 1920-х гг., можно увидеть первоначальный облик Петергофа. В годы Великой Отечественной войны этот величественный памятник серьезно пострадал и потом долго восстанавливался.

 


Открытка почтовая «Петергоф.
Большой Дворец и Фонтаны».
1920-е гг.


Почтовая карточка «Петергоф времени Петра I.
Фонтан Ева».
До 1917 года.

 

Дворцово-парковый комплекс включает в себя три парка: Верхний, Нижний и Александрию, различные архитектурные сооружения и множество фонтанов. Центром комплекса является Большой дворец. Этот шедевр – работа тысячи талантливых людей: архитекторов, строителей, садоводов, мастеров фонтанного дела, скульпторов, живописцев, которые создавали его с самого основания и восстанавливали после войны. В наши дни комплекс находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 2008 года считается одним из 7 чудес России.

На открытке с рисованным видом города, с левой стороны, видно здание одного их старейших музеев – Кунсткамеры («Кабинет редкостей»).

 


Открытка почтовая  «Вид на Неву с Адмиралтейской набережной».
1958 г.

 

Музей был основан в 1714 году на базе личных коллекций диковинных вещей Петра I, привезенных им из заграничных путешествий. Император страстно увлекался всем необычным. Постепенно коллекции пополнялись. В указах Петра I предписывалось сдавать в Кунсткамеру за плату: «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Коллекции привезли в Петербург, где они первоначально размещались в Летнем дворце, позже - в Кикиных палатах, где в 1719 году, впервые были показаны посетителям. Кунсткамера была первым публичным музеем в России, ее мог посетить каждый желающий. Всех посетителей угощали либо чашкой кофе, либо бокалом вина и другими лакомствами.

В 1718 году, на берегу Невы, началось строительство нового специального здания для музея. Трехэтажное здание в стиле «петровское барокко», завершенное многоярусной башней, является одним из главных украшений мыса - Стрелки Васильевского острова. В наши дни преемником Кунсткамеры является Музей антропологии и этнографии имени. Петра Великого.

 


Открытка почтовая «Ленинград. Стрелка Васильевского острова».
1965 г.

 

Недалеко от Кунсткамеры находится здание Государственных коллегий. Строительство здания для Двенадцати коллегий (министерств) было начато по указу Петра I в 1722 году. Над проектом работали архитекторы Доменико Трезини и Т. Швертфегер. С тех времен облик здания немного изменился. Сегодня мы можем любоваться интересной композицией сооружения, которая состоит из двенадцати самостоятельных корпусов, примыкающих друг к другу торцами и имеющих идентичное оформление.

 


С 1835 года в здании Двенадцати коллегий располагается Санкт – Петербургский университет. Это учебное заведение воспитало не одно поколение специалистов в разных областях.


Открытка почтовая «Ленинградский Университет». [1920-е - 1930-е гг.]
 

 

Первого российского императора почитали во все времена и память о нем стремились увековечить в памятниках… Сегодня Петербург украшен многочисленными и разнообразными скульптурными памятниками, посвященных Петру Великому: это конные статуи, полнофигурные скульптуры и композиции, бюсты.

 


Первый памятник Петру – «Медный всадник» появился в 1782 году, благодаря императрице Екатерине II. «Медный всадник» - самый известный из всех петровских памятников, стал одним из символов Санкт-Петербурга.


Почтовая карточка «С. Петербург. Памятник Императору Петру I». До 1917 г.
 


У Михайловского (Инженерного) замка можно увидеть памятник Петру, установленный по приказу Павла I. Надпись на постаменте гласит: «Прадеду / Правнук / 1800».


Почтовая карточка «С. - Петербург. Инженерный замок». До 1917 г.
 


На Адмиралтейской набережной стоит памятник «Царь – плотник». Скульптор изобразил молодого Петра во время обучения корабельному делу в голландском городе Саардаме.


Почтовая карточка «С. - Петербург. Памятник Петру Великому». До 1917 г.
 


Памятник Петру I есть напротив Сампсониевского собора. Надпись на обратной стороне его гранитного постамента гласит: «Памятник Петру I. Скульптор М. Антокольский. Сооружен потомками фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого в память 200-летия победы над шведами под Полтавой. 27 июня 1909 г.»


Открытка почтовая «Петроград (С. Петербург) Памятник Петра Великого». До 1917 г.
 


В коллекции есть открытка, на которой изображена работа скульптора Бартоломео Карло Растрелли – барельеф Петра I. Барельеф являет нам императора-победителя в лавровом венке триумфатора, облаченным в доспехи с изображением Полтавской баталии. Открытка была выпущена к 200-летнему юбилею Петербурга в 1903 году.


Открытое письмо «Петр I. 1703-1903.» 1903 г.
 

 

Благодаря Петру, его творение - Санкт – Петербург признан одним из красивейших городов мира!

Строгая планировка улиц и площадей, величественный облик зданий, гранит набережных, ажур оград и мостов, многочисленные реки и каналы, парки и сады придают городу характер уникального архитектурно – градостроительного ансамбля!

Вверх