Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

«Искусство артиста-певца ставит своей целью пробудить

в зрителях и слушателях представления, образы и чувства,

из которых состоит жизнь с ее удивительным сплетением

реального и конкретного с фантазией и мечтой поэта»

Ф.И. Шаляпин

 


Открытка. Б.М. Кустодиев «Портрет Ф.И. Шаляпина»

Москва. «Изобразительное искусство». 1983 г.

 

13 февраля (1 февраля по старому стилю) исполняется 150 лет со дня рождения великого артиста – Фёдора Ивановича Шаляпина. Восхитительный бас, разноплановый актёр с поистине скульптурной пластикой тела – каждый раз, выходя на сцену в образе Иоанна Грозного или Бориса Годунова, он создавал на сцене личность. Фёдор Иванович понимал всю ответственность художника за своё произведение. Однажды, в Мариинском театре, он забраковал предложенный костюм Ивана Сусанина: кафтан и красные сафьяновые сапоги не подходили для образа русского мужика. Позднее, в театре Саввы Ивановича Мамонтова Ф.И. Шаляпин сам сможет быть творцом своих героев: безупречный образ, вплоть до великолепно проработанного грима на руках.

Справедливо заметил театральный критик Влас Дорошевич:

«Решительно, из Шаляпина вышел бы замечательный художник, если б он не был удивительным артистом».

 

Конечно, самый лучший инструмент певца – это его голос. Голос Шаляпина был «гигантским», красивым, бархатным.

Музыковед Юлий Энгель писал:

«Ещё Берлиоз говорил, что Россия — классическая страна басов и что нигде нельзя услышать таких превосходных басов, как в стране снегов и холода».

 

Шаляпин обладал тем глубоким басом, который как нельзя кстати подходил для широкого спектра образов: Мефистофель (опера «Фауст» Шарля Гуно) или Песня «Варяжского гостя» (опера «Садко», Н.А, Римский-Корсаков).

 


Грампластинка односторонняя
Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов»,
Мусоргский

[Санкт-Петербург]. Компания «Граммофон». 1911 г.


Грампластинка односторонняя
Куплеты Мефистофиля из оперы «Фауст»,
Ф.И. Шаляпин

[Санкт-Петербург]. Компания «Граммофон». до 1917 г.

Грампластинка. Поет Шаляпин.
Русские народные песни, арии.


Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия». 1960 - 1980-е гг.

 

В коллекции музея «Разночинный Петербург» есть несколько нотных изданий и грампластинок с наименованиями произведений, которые исполнял и Ф.И. Шаляпин. Одно из нотных изданий прямо посвящено Фёдору Ивановичу – «Новые романсы для баса и баритона с акк. фортепиано». Среди представленных в списке произведений есть русские народные песни из репертуара Ф.И. Шаляпина, например, «Ноченька».  Эту песню, Шаляпин, среди прочих, первый раз спел для записи на граммофон в 1898 г. Надо отметить, что певец не всегда был удовлетворён качеством звука, особенно на первых порах. Пластинка не могла передать всей глубины и мощи голоса артиста. Долгое время в свет выходили только те записи, которые одобрял сам певец.

Но уже во второй половине XX века записи, которые забраковал Ф.И. Шаляпин, переиздавались на виниле. За всё время своей карьеры артист сделал 450 записей на пластинки - это примерно в два раза больше, чем у великого итальянского певца Энрико Карузо. И это не удивительно, ведь имя Шаляпина до сих пор знают во всем мире. Ещё при жизни он выступал в лучших оперных театрах Европы и Америки: от Ла Скала до Метрополитен опера.

Песни «Дубинушка» и бурлацкую песню «Эй, ухнем»» можно без преувеличения назвать рабоче-крестьянскими гимнами начала XX в.:


Много песен слыхал я в родной стороне;

В них про радость, про горе мне пели,

Но из песен одна в память врезалась мне –

Это песня рабочей артели.

Эх, дубинушка, ухнем!

Эх, зелёная сама пойдёт!

Подёрнем, подёрнем,

Да ухнем!

  



Обложка. «Новые романсы для баса или баритона
с акк. фортепиано»

Санкт-Петербург. Издание Циммерман. 1900-е гг.

 

Изначально песня была крестьянская, труженики придумали её петь для ритмичного выкорчёвывания деревьев под пашню. Затем она стала бурлацкой, так как придавала сил работягам и синхронизировала их работу. Существовало несколько вариаций текста этой песни. Постепенно песня из народной превратилась в авторскую:  Богданов В.И. опубликовал стихотворение в журнале «Будильник» в 1865 г., а потом появилась дополненная версия Ольхина А.А. – её и исполнил в своё время Фёдор Иванович Шаляпин. Песня стала не только рабоче-крестьянским гимном, но и гимном революционного движения, гимном поднимающейся народной силы. Именно с подачи Шаляпина композитор М.А. Слонов впервые написал напев «Дубинушки». А.М. Горький в своём произведении «Жизнь Клима Самгина» описал чувства зрителей, когда Фёдор Иванович исполнял «Дубинушку»:

Тут Самгин услыхал, что шум рассеялся, разбежался по углам, уступив место одному мощному и грозному голосу. Углубляя тишину, точно выбросив людей из зала, опустошив его, голос этот с поразительной отчетливостью произносил знакомые слова, угрожающе раскладывая их по знакомому мотиву. Голос звучал все более мощно, вызывая отрезвляющий холодок в спине Самгина, и вдруг весь зал точно обрушился, разломились стены, приподнялся пол и грянул единодушный, разрушающий крик:

Эх, дубинушка, ухнем!

— Черт возьми, — сказал Лютов, подпрыгнув со стула и тоже завизжал:

— Эй-и…

 


Открытка «Вид вокзала в Павловске. 1830-1840-е»
Набор открыток «Старый Эрмитаж»

Санкт-Петербург. 1990 - е гг.

 

Интересно, что некоторые концерты в Павловске открывались именно с песен «Дубинушка» (обработка для симфонического оркестра Н.А. Римского-Корсакова) и «Эй, ухнем!» в обработке А.К. Глазунова. Первая мировая война внесла коррективы в программу мероприятий «музыкального вокзала». Жизнь там почти замерла, многие музыканты оказались под призывом. Кроме перечисленных русских народных песен, концерты начинались гимнами союзных держав. Ранее Фёдор Иванович выступал на этой сцене постоянно: пел он в Павловске и романсы, и вокальные партии из опер... Туда приезжали лучшие артисты и музыканты: А.Д. Вяльцева,  Н.А. Римский-Корсаков, Великорусский оркестр В.В. Андреева и другие. В самом начале XX века Фёдор Иванович выступал здесь с Леонидом Витальевичем Собиновым. Публика нетерпеливо ждала выступления именно этих двух артистов. 17 июля 1912 г. концерт в Павловске превратился в бенефис Шаляпина, так как бенефициант Асланов понял, что нельзя мешать певцу, который в тот вечер поймал вдохновение.

 




      Нотная тетрадь. «Гирлянды Роз»
      Собрание любимейших мелодий
      из оперы, романсов, народных
      песен и проч.

      
Санкт-Петербург. 1904 г.

 

Ноты, представленные выше – это издание «Циммерман» и издание магазина «Северная лира». Юлиус Генрих Циммерман (1851–1923 гг.) – немец, предприниматель, его продукция варьировалась от нот популярной музыки до граммофонов, пластинок и музыкальных инструментов. Основной ассортимент изданий Циммермана – пьесы лёгкого жанра, в том числе и очень популярные цыганские романсы. Среди популярных исполнителей цыганского романса можно отметить, например, Анастасию Вяльцеву или Варю Панину.  Популярные романсы можно было встретить не только у Циммермана, но и у П. Юргенсон или А. Гутхейль. Русская нотоиздательская фирма «А. Гутхейль» была основана А. Б. Гутхейлем в 1859 году в Москве. До 1917 года фирма была одной из крупнейших в России.

 



Ноты. Любимые песни Московских цыган. №97

Издание А. Гутхейль

 

Из перечисленных в издании цыганских романсов, пожалуй, самый известный – «Очи чёрные», он стал очень популярен в исполнении Ф.И. Шаляпина. Шаляпин посвятил исполнение романса жене – итальянской балерине Иоле Торнаги. Ф.И. Шаляпин и И.И. Торнаги познакомились на гастролях в Нижнем Новгороде. Автор стихотворения «Очи чёрные» – Евгений Павлович Гребенка (1812-1848 гг.), прозаик и поэт, в своё время он вдохновился огненным взглядом черноокой красавицы Марии, дочери штабс-капитана Василия Ростенберга. Написав стихотворение, поэт признался в любви девушке только спустя год, а ещё через некоторое время они обвенчались. Увы, счастье было недолгим, Евгения Степановича не стало спустя четыре года. Однако стихотворение поэта, спустя годы, обрело новую жизнь в качестве романса.  Ф.И. Шаляпин не только популяризировал романс, но и предложил свою интерпретацию.

 

Вариант В.П. Гребёнки:

Очи чёрные, очи страстные,

Очи жгучие и прекрасные,

Как люблю я вас, как боюсь я вас –

Знать, увидел вас я в недобрый час.

 

Вариант, в исполнении  Ф.И. Шаляпина:

Очи чёрные, очи жгучие,

Очи страстные и прекрасные!

Как люблю я вас! Как боюсь я вас!

Знать, увидел вас я не в добрый час!

 



Собрание новейших романсов русских композиторов
IV. Романсы А. Аренского.

Москва. Издание П. Юргенсона. 1909 г.

 

Известно, что Фёдор Иванович Шаляпин любил исполнять вокальные произведения композитора Антона Степановича Аренского (1861-1906 гг.), они были широко известны публике начала XX века. Кроме Фёдора Ивановича, романсы Аренского пели Собинов, Тартаков, Лавровская, Оленина – д’Альгейм, Кошиц… Шаляпин, например, исполнял романтическую балладу «Волки», «Детские песни» и «Менестреля». В романсе-балладе «Менестрель» король приказывает казнить менестреля, который полюбил его дочь: «Погиб менестрель, бедный вешний цветок! Король даже лютню разбил сам и сжёг» и все равно слышит король, как «незримые струны звучат». По воспоминаниям современников, Шаляпин гениально исполнял это произведение. Впоследствии Аренский именно для него напишет балладу «Волки» на слова А. Толстого.

 


Программа Ленинградского Государственного Академического Малого Театра Оперы и Балета

С.В. Рахманинов «Алеко»

 

Ф.И. Шаляпин очень тепло и по-дружески относился к композитору С.В. Рахманинову. Свою дружбу два гения пронесли через всю жизнь. С.В. Рахманинов с отличием окончил Московскую консерваторию в 19 лет, и его дипломной работой была опера «Алеко». Композитор необычайно увлёкся написанием оперы. Либретто для оперы было написано известным театральным деятелем Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Центральный конфликт оперы – столкновение вольных нравов свободных цыган и одинокого в своей гордости Алеко. Он отрекся от общества в стремлении обрести покой, но именно общество становится его проклятием, мешающим ему стать хорошим и благодарным гостем кочевого народа. Алеко становится источником горя для тех, кто его приютил.

Опера была создана всего за 17 дней, что поражает воображение. Премьера оперы прошла в 1893 г., а с участием Фёдора Ивановича Шаляпина – в 1899 г., в театральном зале петербургского Таврического дворца в честь столетия со дня рождения Пушкина. Шаляпин изменил почти половину авторской вокальной партии, фактически создал свою интерпретацию вокального текста. Например, Шаляпин мог себе позволить вступить раньше, чем это прописано у автора, сократить паузы или обойтись вовсе без них. Часто это может быть оправдано иным эмоциональным ощущением героя.  Рахманинов с восхищением принял интерпретацию Шаляпина.

Рахманинов писал:

«...Алеко от первой до последней ноты пел великолепно... Солисты были великолепны, не считая Шаляпина, перед которым они, как и другие, бледнели. Этот был на три головы выше их. Между прочим, я до сих пор слышу, как он рыдал в конце оперы. Так может рыдать только или великий артист на сцене, или человек, у которого такое же большое горе в обыкновенной жизни, как и у Алеко...».

 

Опера «Алеко» долгие годы входила в репертуары театров страны. Представленная программа принадлежит Ленинградскому Государственному Академическому Малому Театру Оперы и Балета (Михайловский театр).

 


Все использованные визуальные материалы - из коллекции музея "Разночинный Петербург".

 

Список литературы и источников:

  • Гафиятуллина Л.А. О роли русской народной песни в творчестве Федора Шаляпина //Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры. 2019.
  • Дмитриевский В. Шаляпин в Петербурге-Петрограде. 1976 г.
  • Фёдор Иванович Шаляпин. Том 3. Статьи и высказывания о Ф.И. Шаляпине. г. Москва, 1976 г.
  • Емельянова П.Д. Народная и авторская русская песня как отражение революций начала XX века (на примере песни «Дубинушка»).// "Эхо русского народа": Отражение истории России XX века в поэтическом и песенном творчестве. 2017.
  • Розанов А.С. Музыкальный Павловск. 1978 г.
  • Денис Ломтев. Ассортимент и коммерческие стратегии музыкального издательства Юлиуса Генриха Циммермана. //Научный вестник Московской консерватории. Том 11. Выпуск 3 (сентябрь 2020).
  • Санникова И. А., Шамарина Н. И. Популярные музыкальные издательства России //Диалоги о культуре и искусстве.
  • Нестеренко А. А. «Очи черные…» (К истории одного романса)// славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Материалы Форума молодых ученых Международной научно-практической конференции «XI Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, 18-19 мая 2010 г.). Москва 2011.
  • Саша Канноне. «Безумно я люблю Торнаги…»//Прямые инвестиции. 2009.
  • Корабельникова Л. Антон Степанович Аренский.
  • Плужников К. Забытые страницы русского романса. Ленинград, 1988 г.
  • Келдыш Ю. Опера Рахманинова «Алеко»
  • Клуб почитателей классической музыки "Орфей.club".
Вверх