Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

До 20 июля 2020 года музей закрыт для посетителей.

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты
со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Наш сегодняшний обзор посвящен Театру юных зрителей им. А.А. Брянцева. Определённые этапы истории театра можно проследить по предметам из коллекции музея “Разночинный Петербург”.



На протяжении всего XIX и начала XX века большую часть Семёновской слободы занимал обширный Семёновский плац. В 1880-х гг. на плацу был выстроен ипподром, который продолжал функционировать до Великой Отечественной войны. В годы блокады Ленинграда ипподром был разрушен. К 1962 году на месте ипподрома, к 40-летию Пионерской организации, появилась Пионерская площадь и новое здание Ленинградского театра юных зрителей имени Александра Александровича Брянцева.

Семеновский ипподром. Конец XIX - начало XX вв.
ТЮЗ им. А.А. Брянцева (Пионерская пл.,1). 1993 г.

 

В 1993 году представитель ТЮЗа им. А.А. Брянцева передал в фонды музея “Разночинный Петербург” комплекс предметов по истории этого театра. Этот комплекс и сейчас, вместе с одиночными предметами от дарителей, составляет основную часть коллекции Музея по истории ТЮЗа. Ранний этап становления Ленинградского ТЮЗа основатель и первый руководитель театра юных зрителей Александр Александрович Брянцев отразил в книге «А.А. Брянцев: воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма». Экземпляр вышеназванной книги хранится в фонде печатных изданий музея «Разночинный Петербург».

А.А. Брянцев. Воспоминания. Обложка и фронтиспис книги.



История театра началась 23 февраля 1922 года в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице, 33-35. В стенах этого училища нашли свой приют первые пьесы Самуила Маршака, Виниамина Каверина, Константина Паустовского, а сказка Петра Ершова «Конёк Горбунок» в постановке А.А. Брянцева стала визитной карточкой ТЮЗа на многие годы. В 1957 году лично А.А. Брянцевым была осуществлена закладка нового здания ТЮЗа на месте бывшего ипподрома. Научно-вспомогательный фонд фотографий музея «Разночинный Петербург» располагает фотокопией с изображением нового здания ТЮЗа 1962 года, года его открытия. Оригинальная фотография находится в Центральном государственном архиве кинофотодокументов. Монументальное здание на Пионерской площади, декорированное крупным портиком и шестью пилонами, с 1962 года и по сей день логично завершает перспективу Гороховой улицы. Сценическое пространство внутри нового здания представляет единый просторный, технически оснащённый амфитеатр, рассчитанный на тысячу зрителей. Проект здания создан при участии самого Брянцева. Однако бессменный режиссёр ТЮЗа не дожил до торжественного открытия нового здания своего родного театра всего несколько месяцев.

 

Театр юного зрителя им. А.А. Брянцева. 1962 г.

 

С 1962 года коллектив ТЮЗа возглавляет режиссёр, народный артист РСФСР, профессор Зиновий Яковлевич Корогодский. Его фамилию можно увидеть на оборотной стороне обложки-папки ТЮЗа из фонда ИЗО музея «Разночинный Петербург». Также на папке указано название театра - Ленинградский Государственный ордена Ленина театр юных зрителей, лауреат премии ленинского комсомола. Чуть позже к такому названию добавляется имя Александра Александровича Брянцева.

 

Обложки-папки с изображением Петрушки.

 

С приходом нового художественного руководителя начинается и новый этап жизни театра, «театра Корогодского». Один из первых спектаклей в новом здании ТЮЗа и уже в постановке Корогодского - «Коллеги» (1962 г.) по одноимённой пьесе В. Аксёнова, посвящённой будням советской молодёжи. Этот спектакль представлен в фонде фотографии музея фотографией одной из его сцен, где изображены актёры ТЮЗа Г. Вернов (Карпов) и Е. Шевченко (Максимов).

Семидесятые годы ТЮЗа представлены в фондах музея «Разночинный Петербург» программкой постановки ТЮЗа по пьесе Александра Владимировича Кургатникова «В гостях у Донны Анны». Программка 1977 года имеет внутри яркое содержание с автографами выпускников преподавателя Анны Александровны Окуневой, которые её навещают. Ещё в середине 1960-х годов драматург Радий Погодин пишет пьесу «Трень-Брень». Это история про девочку Олю, которая переезжает к бабушке и попадает в непривычный южный город. Чуть позже, чем она была написана, пьеса была поставлена на сцене Ленинградского ТЮЗа, о чём свидетельствует афиша из фонда ИЗО музея «Разночинный Петербург» 1979 года.

 

Премьера ТЮЗа "Модель 18-68".
Программа постановки "В гостях у Донны Анны".

 

Восьмидесятые годы ТЮЗа представлены в фондах Музея репертуаром театра на сезон 1982-1983 гг. Среди прочего, там можно найти вышеупомянутые постановки Зиновия Яковлевича Корогодского – «В гостях у Донны Анны» и «Нетерпение». Историческая повесть «Нетерпение» была написана писателем Юрием Трифоновым в 1973 году. В фонде ИЗО Мемориального музея «Разночинный Петербург» есть две афиши к спектаклю за 1980 год.

 

Афиша постановки Корогодского "Трень-Брень".
Афиша спектакля по повести Юрия Трифонова "Нетерпение".

 

Май 1980 года был ознаменован постановкой по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Булат Окуджава, знаменитый поэт из плеяды шестидесятников, закончив девятый класс в 1942 году, семнадцатилетним добровольцем ушёл на фронт. В этой повести он описал свой военный опыт. Данная постановка представлена в фонде ИЗО музея «Разночинный Петербург» афишей к спектаклю 1981 года. Так же в фонде ИЗО музея имеется и афиша спектакля «Наш Чуковский» 1981 года.

Общее представление о спектакле  «Наш Чуковский» даёт актёр ТЮЗа Игорь Овадис, он рассказывает в интервью газете «Место встречи – Монреаль» (от 17 ноября 2015) об этом спектакле следующее:

"... у нас в ТЮЗе был гениальный спектакль по сказкам Чуковского, в котором «Муха-цокотуха» – это был балет, «Краденое солнце» - опера и оперетта «Тараканище». У нас была миссия - воспитание грамотного зрителя, поэтому мы со зрителем играли в жанры".

 

Афиша к спектаклю ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Наш Чуковский».
Афиша постановки по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».


В 1986 году в театре появляется новый художественный руководитель - Андрей Дмитриевич Андреев. Время руководителя Андреева (1986-1995) характеризуется, например, привлечением зарубежных драматургов к работе Ленинградского ТЮЗа. Одним из них был британский драматург и сценарист Питер Шеффер. В 1973 году Шеффером была написана пьеса «Эквус». На фотографии из коллекции музея «Разночинный Петербург» изображены два героя пьесы в исполнении актёров ТЮЗа И. Латышева (Алан Стрэнг) и Н. Иванова (Дизэрт).

В восьмидесятых годах в репертуаре Ленинградского ТЮЗа можно было встретить также и постановку “Неделя, полная суббот” по пьесе детского писателя, драматурга Пауля Маара. В оригинале книга называется “Семь суббот на неделе”. Это веселая и забавная история о служащем частной фирмы, чья жизнь проходит скучно и однообразно, пока он не знакомиться с Суббастиком. В музее «Разночинный Петербург» находится афиша «Недели, полной суббот» 1988 года и фотография, где изображены актёры И. Шибанов (Господин Пепперминт) и О. Лысенкова (Суббастик).

 

Фотография фрагмента спектакля по пьесе Шеффера “Эквус”.
Афиша постановки "Неделя, полная суббот".

 

Тем же годом датирована и фотография, и афиша сцены из спектакля ТЮЗа “Ундина” по пьесе Жана Жироду, где Ундина – М. Лаврова, а Ханс – Н. Иванов. Но не только материал, связанный с постановками по пьесам современных писателей, встречается в фондах музея «Разночинный Петербург». Известная сказочная повесть автора «Карлсона», шведской писательницы Астрид Линдгрен, об опасных приключениях Рони - дочери атамана и Бирка - тоже не обошла стороной сцену ТЮЗа. Премьера спектакля «Рони, дочь разбойника» на сцене ТЮЗа состоялась в 1990 году. В фонде ИЗО музея «Разночинный Петербург» хранится яркая афиша этого спектакля 1989 года и фотография, где изображены актёры А.А. Шорков, С. Миронов и В. Вавилов (разбойники).

Афиша и фотография фрагмента постановки "Ундина".
 

Афиша и фотография фрагмента постановки "Ронни – дочь разбойника".

 

В 1989 году впервые на сцене ТЮЗа был поставлен спектакль по пьесе Людмилы Разумовской – «Петрушка или любовь дурака». Афиша этого спектакля в фонде ИЗО музея «Разночинный Петербург» датирована 1990 годом. В репертуаре Петербургского Театра юного зрителя на сезон 1995 - 1996 можно, среди новых постановок, увидеть и «Петрушку или любовь дурака», и постановки ТЮЗа в период 1960-1980-х гг.: «Неделя, полная суббот» Пауля Маара, «Рони – дочь разбойника» Астрид Линдгрен, «Ундина» Жерара Жираду и «Эквус» Питера Шеффера.

 


Афиша спектакля "Петрушка, или
Любовь дурака".
1990 г.                                                            

 

1990-е годы ТЮЗа в печатном фонде музея “Разночинный Петербург” представлены и рецензиями на спектакли. Две рецензии находятся в журнале “Театральная жизнь” за 1995 год. Начиная с 1958 года и по настоящее время, этот журнал издаётся Союзом театральных деятелей РФ и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ. Это иллюстрированный журнал, в котором публикуются исторические материалы, интервью, творческие портреты ведущих солистов трупп, эссе о театре, психолого-биографические очерки, все новости о театре, спектаклях, актерах. Отрывок из рецензии Владимира Оренова на спектакль Григория Козлова “Преступление и наказание” на сцене ТЮЗа:

“В любимом петербургскими критиками спектакле Григория Козлова по “Преступлению и наказанию” Достоевского нет никакой изысканности. Может возникнуть абсолютно ложное представление, что нет и никакой режиссуры. Вздор! Какая никакая есть..... Спектакль Козлова (в Петербургском ТЮЗе) идёт много часов, но смотреть его увлекательно. Двери, койка, стулья, таз, этажерка, бутафорское окно в бутафорской стене и простейшие мизансцены меж ними. Такая простота лучше часто встречаемого воровства постановочных приёмов. Загадочные индивидуальности исполнителей, удивительный житейский гротеск Алексея Девотченко (Порфирий Петрович). Однако возвышенный бред здешнего Раскольникова больше напоминает тяжкую инфлюэнцию....”

Ещё одна рецензия на страницах того же журнала написана Натальей Скороход – «Белые ночи, чёрные дни, или Достоевский на сцене С.-Петербургского ТЮЗа». Интересен авторский эпиграф к самой статье:

“Думаю, Достоевский не любил впоследствии прогуливаться по Семёновскому плацу. Наверное, поэтому на площади, где едва не расстался с жизнью человек с больной совестью, поставили памятник автору “Горе от ума”. Это вполне нормально. Только нужно было бы, доводя идею до логического абсурда, переименовать Семёновский плац, в площадь Гоголя. И присвоить стоящему на ней С.-Петербургскому ТЮЗу имя Толстого. Или Тургенева. Или...”

Автор пишет, что один за другим на сцене петербургского ТЮЗа выходят спектакли по Достоевскому: «Белые ночи» Григория Дитятковского и «Преступление и наказание» Григория Козлова. Спектакль «Преступление и наказание», по мнению автора, получился жизненным: Григорий Козлов отразил мельчайшие детали романа на сцене, и тем самым, оживил эту историю, позволил ей быть реальной. Спектакль вызывает эмоции и впечатления зрителя будничностью, простотой чувств, «а фантастическая же теория Раскольникова, его Идея, - мир воображаемый, мыслимый и мечтательный остаются не то чтобы за скобками, но где-то в глубинах, тайниках сознания персонажей». Режиссёра Григория Дитятковского и его спектакль «Белые ночи» автор обвиняет в излишней «литературности» и «красивости». Автор показывает решительно отрицательное отношение к тому, что режиссёр вместо сентиментального сюжета выдвигает на первый план философию и фантастическое в романе в ущерб остроте, динамизму и реальности. На фотографиях к статье изображена сцена из спектакля «Белые ночи», где Настенька – Ирина Коваленко, Мечтатель – Валерий Дьяченко.

 

Рецензии из журнала “Театральная жизнь”.

 

Также история середины 1990-х годов ТЮЗа представлена в документальном фонде музея «Разночинный Петербург» приглашением зрителей на «День Директора» в театр юных зрителей осенью 1995 года. После премьеры спектакля «Горе от ума» предполагалась встреча с творческим коллективом театра, обсуждения впечатлений о спектакле и «размышления о проблемах современной школы». Таким образом, педагогическая работа велась с детьми не только посредством спектаклей, но и с помощью таких «факультативных» занятий. Также ребятам шестых-восьмых классов можно было вступить в ассоциацию юных зрителей Санкт-Петербургского ТЮЗа. Об этом говорит листовка ассоциации из документального фонда музея «Разночинный Петербург». Деятельность детей в ассоциации предполагала «обсуждение спектаклей, встречи с режиссёрами и актёрами, знакомство с историей детского театра и занятия актёрским мастерством».


Приглашение на "День Директора".
18 октября 1995 года.                                                       

 

В 1993 году по заказу Музея революционно-демократического движения художником-фотографом Музея политической истории России В.А. Туговым была сделана серия фотографий с архитектурными видами Семёновского района. В частности, было сделано две фотографии Пионерской площади: перспектива самой площади и вид с Гороховой улицы: перекрёсток Гороховой улицы и Загородного проспекта, 20.

Предметы по истории ТЮЗа из коллекции музея «Разночинный Петербург» играют далеко не последнюю роль в выставочной деятельности музея. Они хорошо дополняют любую выставку, связанную с историей досуга ленинградцев и туристического Ленинграда. В частности, в декабре 2018 года в выставочном зале на Большом Казачьем переулке, на выставке «Я иду по городу» можно было увидеть афиши ТЮЗа из коллекции нашего музея.

Репертуар Театра юного зрителя за разные годы.

 1980-е гг. 

1990-е гг.

Вверх