Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты:

Понедельник – выходной день

Вторник – 11:00-18:30

Среда – 12:00-20:00

Четверг – 11:00-18:30

Пятница – 11:00-18:30

Суббота – 11:00-18:30

Воскресенье – 11:00-18:30


Санитарный день - последний четверг каждого месяца

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея



Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт:

с понедельника по четверг
с 10.00 до 18.00
пятница

с 10.00 до 17.00

Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20 
8 (812) 509 07 07

 


 
 
 
 
 

Друзья, поздравляем вас с Днем России, который отмечается в нашей стране 12 июня. Напомним, что ровно тридцать лет назад в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете России. Это один из самых молодых праздников в нашей стране. Праздник является государственным, и, конечно, в этот день особенно интересно обратиться к отечественной символике. Как и когда появились привычные нам государственный герб с двуглавым орлом и флаг-триколор? Предлагаем небольшой экскурс в историю.

 

     
 

Появление двуглавого орла на гербе Российского государства принято связывать с концом 15 века, периодом правления Ивана III, который взял в жены византийскую царевну. А орел –  узнаваемый знак византийских императоров. Стоит заметить, что подобная двуглавая птица встречалась и в Священной Римской империи, а также в странах, испытывавших влияние Византии. Орел –птица царственная, властная и мудрая, храбрый страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны. 

Изображение всадника, попирающего дракона, - также древнее, оно было характерно для Московии, и известно с 13 века. Кто же этот так называемый «ездец»? Изначально - обобщенный образ князя–воина, защитника земли русской. В некоторых случаях сам правящий князь или наследник. Но уже европейские путешественники того далекого времени воспринимали в этом образе именно святого Георгия.  

Российский двуглавый орел испытывал постоянные «метаморфозы» в своем облике, они были связаны с разными историческими периодами и волей правителей: появление православного креста, корон над головами, знаков монаршей власти – скипетра и державы, утверждение фигуры св. Георгия Победоносца, изображение ленты ордена св. Андрея Первозванного и т.д.  Последнее, кстати, ввел Петр I, определив нового покровителя земли Российской. Более того, именно основатель Петербурга утвердил «родной» для нас сегодня «триколор», в качестве флага для судов. Интересно, что довольно длительное время под такими флагами ходили российские торговые суда. А что же орел? Теперь он стал изображаться в черном цвете (вместо традиционно золотистого) в подражание европейским традициям.  

С 1857 года, после геральдической реформы, образ орла на малом, среднем и большом гербах Российской империи оставался без изменений вплоть до 1917 года.  

Вновь вернулись к привычному для нас сегодня образу двуглавой птицы в 1993 году. Символ Российской Федерации теперь изображается в золотом цвете, как и в допетровский период, и содержит почти те же атрибуты, что и во времена Российской империи, правда, без Андреевского ордена. Отныне он встречается на всех эмблемах и предметах, связанных с деятельностью Российского государства.

 
     

 

Большой герб Российской империи, герб Российской Федерации на триколоре,
малый герб Российской империи.

 

Музеи бережно хранят историю своего Отечества, а потому, наверное, каждый обладает предметами с изображением различных вариантов дореволюционного герба. И наш музей не исключение.  Обратим ваше внимание лишь на некоторые предметы, включенные в основную экспозицию.  

Например, герб Российской империи с двуглавым орлом – главное украшение наградного знамени лейб-гвардии Семеновского полка, именно такое было пожаловано полку императором Александром I, как знак отличия гвардейцев в битве при Кульме. Сражение, в котором отличились отважные воины, состоялось 17 августа 1813 года, в ходе заграничных походов против армии Наполеона. Семеновский полк - гордость и слава государства, один из старейших гвардейских полков, всегда был на особом счету в Российской империи. Кстати, на знамени есть вставки небесно-голубого цвета, как напоминание о цвете первых мундиров этого полка, введенных когда-то основателем – Петром Великим.

 

 

Двуглавый орел – постоянный спутник многих предметов дореволюционного быта и несет о них определенную информацию. 

В экспозиции музея представлена красочная 
рекламная брошюра русско-американского общества «Треугольник», устроенного на Обводном канале.

За высокое качество изделий из резины товарищество неоднократно награждалось золотыми, серебряными и бронзовыми медалями на всемирных и всероссийских выставках и обладало правом изображения императорского герба, то есть было поставщиком императорского двора.

 

Изображения гербов встречались и на бутылках из-под вина или пива, их тоже можно увидеть в музейной экспозиции, а также в контексте временных выставок музея.



Бутылка из-под пива «Калинкин».

Стекло. Начало XX в.

Восьмигранный сосуд «Иван Дурдинъ С.П.Б.»
Стекло. XIX-XX вв.

Символ Российской империи хорошо виден и на упаковке из-под кондитерской продукции фабрики конфет и шоколада «Рамонъ». Как известно, фабрику основала принцесса Евгения Ольденбургская -  представитель правящей династии, в своем поместье Рамонь, близ Воронежа. Кроме того, продукция имела большую востребованность в Москве и Петербурге и также была призером международных выставок.

 

 

Но, пожалуй, самый необычный предмет с изображением двуглавого орла в нашем музее находится в пространстве старой квартиры. Это деревянный сундук, исполненный мастерами в конце 19 века: резной орел занимает здесь практически центральное место. Как и полагается, он увенчан коронами, однако имеет довольно нетипичные пропорции, лапы его пусты, здесь нет и намека на изображение Георгия Победоносца и на Андреевский орден. Данный символ является образцом художественной стилизации с повторением ключевых элементов оригинала. Кроме того, в окружении орла можно рассмотреть и другую резную «живность» - медведей, львов, а также солнце и луну.

Вверх