Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

До 20 июля 2020 года музей закрыт для посетителей.

Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты
со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 

В Мемориальном музее «Разночинный Петербург» представлена археологическая коллекция, сформированная из разнообразных предметов, найденных во время раскопок в Петербурге в районе Тульской улицы, Смольного проспекта и Синопской набережной.

Керамическая посуда, изделия из фарфора и фаянса, стеклянная тара, курительные трубки, монеты и другие артефакты иллюстрируют жизнь разных слоев населения на протяжении XVIIIXX вв. Мы хотим познакомить вас с несколькими археологическими предметами.



В коллекции представлено большое количество стеклянных бутылок разного дизайна из–под минеральной воды, пива и других напитков.
Например, бутылка зеленого стекла из–под рома «Negrita». Известная во всем мире марка «Negrita» была зарегистрирована виноторговцем Полом Бардине в 1857 году. Предприятие по производству рома находилось во Франции в Лиможе, затем было перенесено в город Бордо. В наши дни ром «Negrita» выпускает группа алкогольных компаний «La Martiniquaise-Bardinet».

 

Бутылка из-под рома «RHUM NEGRITA».
Франция, [к. XIX - н. XX вв.]

 

Бутылки с овальным дном предназначались для горизонтального хранения во избежание появления осадка на дне. На одной из таких бутылок можно прочесть надписи: «СПБ. ЗАВ.», «ИСК. МИН. ВОД», которые расшифровываются как: «Санкт–Петербургское Заведение искусственных минеральных вод».

Заведение было открыто в 1834 году, как лечебный курорт с водами 30-ти источников. Находилось в Петербурге в районе Новая деревня и работало с мая по сентябрь. Заведение представляло собой большой комплекс с галереей для прогулок, купальнями с минеральными ваннами, буфетом, комнатами отдыха, театром и другими помещениями. Петербуржцы называли это место «Минерашками». Природных источников в Новой деревне не было, и все сорта вод – соляные, щелочные, железистые, имитирующие воды известных ключей, готовили в химической лаборатории. Минеральная вода продавалась в буфете: можно было попробовать ее на месте или взять с собой стеклянную бутылку.

 




Бутылка из-под лечебной воды. Заведение искусственных минеральных вод.

Санкт-Петербург, до 1918 г.

 

Были найдены и керамические пробки от бутылок, например, пробка от бутылки из-под финской минеральной воды. На лицевой стороне пробки можно прочесть: сверху - надпись на финском языке "KIVENNÄISVESITEHDAS" (kivennäisvesi - минеральная вода; tehdas -  завод, фабрика), в центре - надпись "SANITAS" (здоровье на латинском языке), ниже - "HELSINKI".

 

Керамическая пробка от бутылки из-под финской минеральной воды.
Финляндия, [к. XIX - н. XX вв.]

 

Для опломбирования отправляющихся в путь товаров использовали свинцовые пломбы. Так российские купцы заботились о сохранности своей продукции. В коллекции есть интересная торговая пломба. На одной стороне пломбы – гербовый орел, на другой – надписи: «Товарищество Нарвской суконной мануфактуры» (видна частично) и «Бывш. сук. фабр. барона А.Л. Штиглица».

 

Торговая пломба. «Товарищество Нарвской суконной мануфактуры. Бывш. сук. фабр. барона А.Л. Штиглица».
К. XIX в. - 1917 г.

 

В 1845 году на базе суконной фабрики барона А.Л. Штиглица в Нарве была основана Нарвская суконная мануфактура. В 1880 году было учреждено Товарищество Нарвской суконной мануфактуры. На производстве изготовлялись преимущественно тонкие сорта сукна, предназначенные для военного обмундирования и служебной форменной одежды.  

Железнодорожные пломбы предназначены для опечатывания грузовых вагонов на станции отправления, например, на станции Насва в Псковской области. На одной стороне пломбы: сверху – аббревиатура Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги: «М.В.Р.Ж.Д.», ниже, в рамке - дата, предположительно: "18 мар 18" (цифры потерты), под рамкой надпись в две строки: «СТ. НАСВА». На другой стороне сохранилась надпись: «КОНТРОЛЬ № 1».

 

Железнодорожная пломба  для опечатывания грузовых вагонов на станции Насва в Псковской области.
Предположительно 1918 г.

 

Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога - частная железная дорога, построенная в 1870 - 1904 гг. Имела важное торговое значение. Проходила по территориям Московской, Ярославской, Тверской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Петербургской, Витебской, Лифляндской, Курляндской губерний. Управления Московско-Виндаво–Рыбинской железной дороги находились в Москве и Петербурге. В сентябре 1918 дорога была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения.

В коллекции представлены и разнообразные пуговицы. Коллекционеров пуговиц называют филобутонистами. На многих старинных пуговицах присутствуют фабричные клейма, различные надписи, эмблемы армии, гражданских ведомств, учебных заведений и других организаций.

На пуговицах золотистого цвета изображен гербовый орел и стоит клеймо пуговичной фабрики «Братья Вундер». На некоторых пуговицах сохранились фрагменты ткани. Фабрика «Братья Вундер» была основана в 1875 году в Петербурге и находилась Васильевском острове. На протяжении многих лет управлялась членами одной семьи. «Братья Вундер» - крупнейший производитель мундирных пуговиц в Российской империи. Кроме пуговиц на фабрике изготовляли ордена, медали, холодное оружие.

 

Пуговицы. Фабрика «Братья Вундер».
Санкт-Петербург, 1875 - 1917 гг.

 

За лошадьми ухаживают специально обученные этому ремеслу люди – конюхи. В коллекции археологии есть билет для конюха под номером 57. Выполнен из металла в форме щита с отверстием. На лицевой стороне билета: сверху - аббревиатура "Н.К.З." (Народный комиссариат земледелия СССР). Под аббревиатурой: надпись в три строки: "МОСКОВСКИЕ/ ГОС. ИППОДРОМЫ/ БИЛЕТ ДЛЯ КОНЮХА", ниже - номер: "57" и надпись в четыре строки: «ОБЯЗАТЕЛЬНО/НОСИТЬ НА ВИДУ/ БЕЗ ПРАВА/ПЕРЕДАЧИ».

 

Билет для конюха № 57.
СССР, 1930-е гг.

 

Ипподром - место проведения конноспортивных соревнований и испытаний лошадей рысистых и скаковых пород. Ипподромные испытания способствуют улучшению породы и вырабатывают у лошадей такие важные качества как: резвость, сила, выносливость. В 1834 году в Москве на Ходынском поле был открыт старейший в стране и первый в мире рысистый ипподром. Рядом находился второй ипподром – скаковой. В 1930 году произошло объединение двух ипподромов. В наши дни это учреждение именуется как: Центральный московский ипподром и входит в состав акционерного общества АО «Росипподромы». 

В коллекции представлены фарфор и фаянс известных российских и иностранных производств. Встречаются и редкие экземпляры, среди них - фарфоровая чашка с декором живописного заведения А. Я. Орлова. Предприятие было основано в 1848 году Андреем Яковлевичем Орловым в деревне Фенино Московской губернии. Мастера, работавшие в заведении, занимались золочением, росписью по фарфору и фаянсу. В росписи преобладали цветочные и пейзажные мотивы. Использовались краски холодных и теплых тонов. Золотом выделяли элементы рисунка, ручки и поверхность изделий. Живописное заведение А. Я. Орлова просуществовало до 1917 года.

 

Фарфоровая чашка.
Живописное заведение А.Я. Орлова,
деревня Фенино, 1848 - 1917 гг.

 

Фарфоровый чайник с клеймом второй половины XIX – начало XX веков, которое ставилось на фабрике Я.Г. Храпунова-Нового. В середине XIX века владельцем фарфорово-фаянсовой фабрики братьев Новых в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии стал Яков Герасимович Храпунов, взявший двойную фамилию Храпунов-Новый в память об основателях производства. Изделия были хорошего качества и выполнялись в основном в стиле ампир, для которого характерны обилие декора, соблюдение симметрии.

 

Чайник. Клеймо на чайнике фабрики Я.Г. Храпунова-Нового.
Вт. пол. XIX – нач. XX вв. Деревня Кузяево.

 

Среди археологических находок встречаются разные емкости: баночки, сосуды, флаконы из-под косметической продукции, лекарств, масла, чернил. На двух стеклянных бутылках есть надписи: «МОСКОВСКАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА 1872», «ЛЮДВИГ МАРКС» и изображение гербового орла.

Людвиг Маркс владел в Петербурге лаковым заводом, где производились лаки, краски, продукты сухой перегонки дерева и угля. В 1872 году завод принимал участие в крупной Политехнической выставке в Москве, и это событие отразилось на упаковке в виде надписи. Политехническая выставка 1872 года - выставка промышленных, сельскохозяйственных, военных, научно-технических и культурных достижений Российской империи. Организована по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии с целью собрать необходимые экспонаты для будущего музея. Так в Москве был создан один из старейших научно-технических музеев мира – Политехнический музей.

 

Бутылки из-под продукции лакового завода Людвига Маркса.
Санкт-Петербург. 1872 - 1917 гг.

Керамический сосуд, покрытый глазурью. Такую тару для своей продукции использовала французская фабрика N. ANTOINE & FILS, производящая чернила для письма. Керамика не взаимодействовала с самими чернилами и защищала их от неблагоприятных факторов окружающей среды. На лицевой стороне сосуда, в нижней части есть клеймо производителя и название чернил: «Encre Japonaise» (с фр. «Японские чернила»).

 

Сосуд для чернил.
Фабрика N. ANTOINE & FILS. Франция, 
[к. XIX - н. XX вв.]

 

Флакон из молочного стекла от бальзама для волос «Bay Sanagry» косметической фирмы «The Sanagry Company London». Продукция «The Sanagry Company London» была популярна в дореволюционной России и считалась одной из лучших по уходу за кожей и волосами. Средства продавались в аптеках и парфюмерных магазинах. Главная контора фирмы в России находилась в Петербурге на Коломенской ул., 10.

 

Флакон от бальзама для волос.
Фирма «The Sanagry Company London», 
[к. XIX - н. XX вв.]

 

В коллекции представлены и предметы кустарного производства, известные с первобытных времен. До появления спичек огонь добывали с помощью кресала, кремня и трута. Кресало – кованное изделие из черного металла – железа или стали.

 

Кресало и кремень.
Россия, [к. XVIII - н. XIX вв.]

 

Кремень – природный твердый камень. Трут – материал, зажигающийся от искры: фитиль, высушенный гриб трутовик. Огонь получали таким способом: кресало с трутом чиркали по кремню. Трут от высеченных искр начинал тлеть. Затем огонь раздували и поджигали им то, что было необходимо.

В прошлые столетия, когда свеча была основным источником освещения, во многих домах можно было увидеть подсвечники. Они надежно фиксировали горящие свечи и позволяли переносить их из одного помещения в другое. Подсвечники делали из глины, металла, камня. Со временем они превратились в предметы декоративно–прикладного искусства из стекла, фарфора, драгоценных металлов со сложными формами, богатым декором. Подсвечники стали выполнять декоративную функцию и украшать интерьеры домов, квартир.  

Интересно сравнить глиняный и стеклянный подсвечник. Подсвечник из глины - простой формы с шероховатыми стенками, выполнен в форме чаши на невысоком основании с углублением по центру для свечи. Стеклянный подсвечник с ручкой, состоит из нескольких элементов и украшен объемными фигурами, цветочным орнаментом.

 

Подсвечник. Россия. [XVIII в.]
Подсвечник. Россия, [к. XIX - н. XX вв.]

 

И взрослые и дети любят играть в настольные игры, например, в домино. Домино – пластинки из кости (костяшки) с круглыми вставками черного дерева. По одной из версий, слово «домино» произошло от названия зимнего одеяния священников, которое было черным снаружи и белым внутри.

 

 Домино. 
[Россия, начало XX века].

 

Игра домино родом из Древнего Китая, именно там появились кости в виде пластинок с точками красного и белого цвета. В XVIII веке игра была привезена в Италию, потом распространилась по всей Европе. Была видоизменена, на пластинках появилось пустое место, обозначающее нулевое очко или «мыло». Существует много вариаций игры с домино, одна из них – выстраивание цепи костяшек, соприкасающихся половинками с одинаковым количеством точек. Домино также используют в гадании для предсказания судьбы. 

Конхиофилия - это коллекционирование раковин речных и морских моллюсков. Это хобби считается одним из самых древних на земле. Известным собирателем раковин – конхиофилистом - в России был Петр I. Все раковины обладают необычной неповторимой формой и красивой окраской. В коллекции музея есть раковина моллюска Лямбиса. В природе существует много видов этого моллюска, например: Лямбис Обыкновенный, Скорпионовый Лямбис, Лямбис Многоножка, Оранжевый Лямбис. Раковины Лямбисов массивные с выростами. Большинство моллюсков обитают в тропических и субтропических морях Индо-Тихоокеанской области.

 

Раковина моллюска Лямбиса.

 

Все предметы уникальны. Каждый из них обладает интересной историей создания и бытования. Предметы из археологической коллекции представлены на постоянной экспозиции музея и участвуют в выставках и музейных программах.

Вверх