Экспозиция музея «Разночинный Петербург» посвящена одному из старинных районов города, его "непарадной" части - Семенцам. Здесь в конце XIX века селились типичные петербургские обыватели, люди разных профессий, чинов и званий. Коллекция стекла из собрания музея также разнообразна - она отражает социальные изменения в жизни людей на рубеже XIX-XX веков, их привычки и особенности бытования. В 2018 году в музее прошла выставка «Похвала стеклу, или осколки времени». Одна из тем выставки - различные сферы жизни разночинцев сквозь призму стекла.
На территории, где сегодня находится музей «Разночинный Петербург», в 1730-1760-е годы располагались первые в Петербурге «стеклянные заводы», заложившие основу производства стекла в нашей стране. Известно о них совсем не много: располагались у Семеновского моста, в районе современных Большого и Малого Казачьих переулков; изготовляли на них «всякую хрустальную посуду, зеркала, бутылки и прочее»; часть продукции выполнялась по заказам царского двора, другая - поступала в продажу; торговали стеклом в лавке на Невском проспекте, а также непосредственно при заводе. Владельцем сначала был англичанин В. Эльмзель, после его смерти за долги заводы были переданы в казну; в связи с явной, как бы сейчас сказали, неэкологичностью производство было довольно скоро переведено к Калинкину мосту, а затем в село Назия.
Удивительно, но важность стекольного производства для России поначалу была очевидна далеко не всем: этот тезис приходилось отстаивать, доказывать, пропагандировать. Знаменитый ученый Михаил Васильевич Ломоносов непосредственным образом был причастен к начальному этапу производства стекла в России. А его стихотворное «Письмо о пользе стекла» подробно описывало те широкие возможности, ту реализацию, которую найдет этот материал в бытовой сфере: окна, зеркала, оптика, украшения, посуда.
|
||
Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучем блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь; И ныне от нее на верьх их возвращаюсь, Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу. И как я оное хваля воспоминаю, Не ломкость лживого я счастья представляю. Не должно тленности примером тое быть, Чего и сильный огнь не может разрушить, Других вещей земных конечный разделитель: Стекло им рождено; огонь его родитель. |
||
Михаил Ломоносов. |
Так и случилось: производившиеся на различных стекольных заводах зеркала и посуда постепенно входили в обиход не только состоятельных людей, но и небогатых петербуржцев. Музей «Разночинный Петербург» рассказывает о жизни этой категории населения в городском районе, известном в народе под названием «Семенцы».
Выставка «Похвала стеклу, или осколки времени», которая прошла в музее в октябре - декабре 2018 года, тематически продолжила основную музейную экспозицию. На выставке были представлены не только стеклянные вещи, предметы со стеклом, но и украшения из стекляруса, бисера, предметы с эмалевым покрытием конца XIX - начала ХХ вв.
Многие изделия из стекла и сегодня окружают нас в быту: посуда, бутылки, различные стеклянные ёмкости, парфюмерные флаконы.
Некоторые парфюмерные марки, основанные в конце XIX-начале ХХ века, популярны до сих пор – "Коти", "Пивер", "Любэн" ("Coty", "L.T. Piver", "Lubin").
Впрочем, среди мужчин-разночинцев большим спросом пользовался недорогой парфюмерный бренд «Брокар», выпустивший первый массовый одеколон в России – «Цветочный». Его продажи превышали миллион единиц в год! Уже тогда отечественные парфюмеры (А.М. Остроумов, А. Сиу, А.А. Ралле, Г.А. Брокар) предлагали за небольшие деньги маленькие пробники, распространяя их не только в фирменных магазинах, но и в парикмахерских.
А вот в барометре и чернильнице больше необходимости нет. Эти предметы остались в прошлом, однако без них невозможно представить жизнь разночинцев в эпоху, когда еще не существовало понятия «прогноз погоды», а ручка (вставочка) могла быть только «с пером».
Ежегодный выезд на дачу был традиционным событием для небогатых, особенно семейных, петербуржцев. Невыносимая жара, городская пыль, шум строек, пропаганда гигиенистов и даже экономическая выгода заставляли горожан переезжать на лето за город. Жизнь на природе, безусловно, радостна, но не лишена неприятных моментов, среди которых мошкара, комары и мухи.
Для того, чтобы поймать муху, существовал интересный стеклянный предмет: мухоловка. Сегодня мухоловка кажется загадочной. Чтобы понять принцип его действия, стоит обратиться к книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам»: «Под низ мухоловки кладется кусочек черного хлеба, посыпанный сахаром. В середину сосуда наливается мыльная или чайная вода. Мухи подкрадываются к сахару, летят затем вверх и попадают в налитую жидкость, из которой не могут уже вылететь».
Впрочем, говоря о жизни небогатых петербуржцев, невозможно обойти такой ее аспект, как проживание в доходных домах. 98 % петербуржцев снимали жилье, регулярно переезжая с квартиры на квартиру. Поэтому неудивительно, что центральными экспонатами выставки и настоящим ее украшением стали витражи.
Витражи были приняты в коллекцию музея «Разночинный Петербург» в 2012 году. В музей они поступили с многочисленными потерями, поэтому в 2012 году была проведена работа по реставрации витражей - ее осуществил сотрудник Кафедры керамики и стекла СПб ГХПА имени А. Л. Штиглица Сергей Иванович Даренков.
Стилистически витражи выполнены в модном в начале XX века "новом стиле" или стиле модерн и представляют собой образец одного из самых распространенных типов петербургского витража рубежа веков – наборной мозаики с растительным узором. Витражи изготовлены из цветного фактурного стекла, опалового стекла и "рюмочной" плитки. Техника сборки отсылает нас к произведениям крупнейшего стекольного предприятия начала XX века "М. Франк и Ко" - лидера в своей отрасли в Северо-Западном регионе, однако точное авторство на данный момент установить не удалось. К сожалению проблема атрибутирования свойственна для подавляющего большинства петербургских витражей той эпохи.
В дореволюционной России, как и сегодня, было довольно много праздничных и нерабочих дней. Особенно был любим светлый праздник Пасхи. На Пасху было принято дарить подарки, причем не только членам семьи, но и прислуге. Пасхальные яйца были очень распространенным подарком: они могли быть не только фарфоровые, но и хрустальные, и стеклянные, большие и очень маленькие, дорогие и дешевые. Сергей Горный вспоминал, как ребенком завидовал кухарке, получившей в подарок отрез ткани на платье и стеклянное яйцо.
Впрочем, по-настоящему и иногда совершенно безнадежно дети мечтали о довольно дорогих подарках: микроскопе, бинокле, фотоаппарате, стереоскопе, и конечно же, волшебном фонаре. И если с первыми тремя все понятно, то «стереоскоп» и «волшебный фонарь» требуют объяснения.
Стереоскоп давал объемное (3d, как мы сегодня говорим) изображение, благодаря тому что два снимка одного и того же места или предмета были сделаны с одного ракурса, но с чуть разных точек. В сам стереоскоп вставлялись стереопары, стоившие недорого и продававшиеся почти повсеместно. Волшебный фонарь – прообраз проекционного аппарата, только без использования электричества. Источником света была свеча или маленькая керосиновая лампа. Дмитрий Лихачев так вспоминал о первых впечатлениях детства: «Я с братом смотрю волшебный фонарь. Зрелище, от которого замирает душа. Какие яркие цвета!»
Саша Бенуа, мальчик «из хорошей семьи», имел в своем распоряжении все эти оптические игрушки, а также калейдоскоп. «Калейдоскоп был в те времена предметом самым обыденным», – вспоминал он. «В любой табачной лавке, торговавшей, наряду с сигаретами и папиросами, и дешевыми игрушками, можно было за несколько копеек приобрести эту картонную трубочку, которая на одном конце имела дырку, а на другом матовое стекло». В коллекции музея «Разночинный Петербург» пока нет подобного предмета.
Специально для выставки была создана интерактивная инсталляция, напоминающая игру цветных стекол в калейдоскопе. Ведь именно он символизирует разнообразие и причудливость, простоту и красоту не только стекла, но и жизни. Ведь обычные цветные стеклышки могут быть для кого-то самым дорогим сокровищем, как в книге Д. Бродской «Марийкино детство».
Фото: Марина Овсянникова.