В текущем году мы отмечаем 150-летие со дня рождения видного политического деятеля, революционера, основателя первого в мире социалистического государства - В.И. Ленина (Ульянова). Мы продолжаем освещать этапы жизни и деятельности главного героя Мемориального музея "Разночинный Петербург" и сегодня расскажем о "Лениниане" в скульптуре.
Образ Ленина занял огромное место в творчестве советских художников. Для многих скульпторов "Лениниана" - главная тема работы на протяжении всей жизни.
Уже в первые годы революции появляются скульптурные изображения В.И. Ленина. В газете "Год пролетарской революции" от 9 ноября 1918 года появились такие строки:
"... (в помещении) Смольного при входе на второй этаж (находится) тонкой художественной работы бюст нашего вождя революции т. Ленина. Позади бюста - панно с надписью: "Мир народов будет заключен на развалинах буржуазного владычества".
В первые годы Советской власти многие художники создавали скульптурные портреты Ленина - С. Лебедева, М. Харламов, Н. Альтман, Н. Андреев, В. Козлов, К. Шеридан и многие другие (например, С. Лебедева свой первый портрет В. И. Ленина исполнила уже в 1917 году).
![]() |
Марка почтовая 40 коп. к 250-летию города Ленинграда с изображением памятника В.И. Ленину у Смольного. Скульптор В. Козлов, архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх. Открыт 6 ноября 1927 года. |
Первый памятник Ленину, выполненный из бетона, поставили рабочие Глуховской мануфактуры в Ногинске 22 января 1924 года. В нем сохранено портретное сходство и закреплены элементы символики его идей.
Первый скульптурный портрет Ленина сделал в 1920 году Альтман, но он был не самым удачным. В 1925 году Алексеев выполнил скульптуру в бронзе, где Ленин показан впервые с призывным жестом (в настоящее время хранится в Историческом музее). В 1927 году И.Д. Шадр создал памятник для Закавказской ГЭС с характерным жестом и демонстрацией человеческой личности. Чугунные литые бюсты были поставлены у центральных проходных Кулебакского завода и Нижне-Выксунского в 1925 году.
Но не многие из скульпторов работали над портретом вождя непосредственно с натуры. Владимир Ильич был скромным и крайне занятым человеком, поэтому только Н. Альтман, Н. Андреев и К. Шеридан смогли работать в кабинете вождя.
22 января 1924 года мир узнал о кончине Владимира Ильича, а через два дня в газете "Известия" М.И. Калинин писал:
"Смерть Владимира Ильича - удар не где-то вне тебя, это не беда от вообще случившегося несчастья, а боль, которую ощущает каждый отдельный человек, как будто именно ты лишился своего друга и руководителя... "
Трагедия всколыхнула массы народа. В Центральный Комитет Коммунистической партии поступали просьбы: тысячи трудящихся хотели назвать именем Ленина родные города, села, деревни, заводы, фабрики. В Центральный Комитет партии поступали просьбы о сооружении памятников вождю.
В журнале "Жизнь искусства" (№7 от 1927 г.) были напечатаны следующие строки:
"Если дать волю осуществлению всех этих запросов, то город Ленина покрылся бы не десятками, а сотнями памятников..."
![]() |
![]() |
Фото. Скульптура (статуэтка) В.И. Ленина В.В. Козлов. 1920-1930-е гг. |
Фото. Скульптура В.И. Ленина. Отлита по заказу техникумов для ВУЗов в разных города СССР. В.В. Козлов. 1920-1930-е гг. |
В ответ на письма трудящихся 30 января 1924 года в "Правде" выступила Надежда Константиновна Крупская:
"Товарищи рабочие и работницы, крестьяне и крестьянки! Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. - всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича - устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. д. И самое главное - давайте во всем проводить в жизнь его заветы". | ||
Но общественность решила иначе и перед скульпторами встала задача создать памятник гению Октября - великому Ленину.
Внутренней помехой на пути к подлинному портрету Ленина явилась необычайная сложность ленинского образа вообще. Гигант мысли, суровый революционер - и обаятельный человек с лукавыми глазами.
Трудность создания образа вождя прекрасно понимали современники Ленина, люди, знавшие его. Это объясняет их долгую работу над образом Ленина.
![]() |
Фото. Памятник В.И. Ленину на Невском судостроительном заводе. М.Я. Харламов. 1926 г. |
Скульптор Николай Андреевич Андреев (1873-1932), автор памятников Гоголю и доктору Гаазу, исполненных до революции, и памятников Герцену и Огареву перед Московским университетом, статуи Свободы для обелиска в честь Советской Конституции, сооруженных по ленинскому плану монументальной пропаганды, иначе, чем Н. Альтман и К. Шеридан, подошел к созданию образа В.И. Ленина. Сознавая ответственность работы, скульптор прежде всего пошел по пути наблюдений и закрепления их в рисунках и скульптурных эскизах. Его наблюдения начались на собраниях и митингах, на которых выступал Ленин, затем скульптор мог наблюдать за ним в кабинете, в деловой обстановке.
"Никакому другому художнику, - признавался Н. А. Андреев, - не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича".
За все время наблюдений он сделал несколько сотен набросков и рисунков. Скульптурные этюды, подкрепленные набросками на бумаге, помогли Н.А. Андрееву создать при жизни Владимира Ильича три камерных портрета.
"Осенью 1924 года, - вспоминал Н.А. Андреев, - я получил от комиссии при Совнаркоме СССР предложение исполнить в мраморе или бронзе портрет Владимира Ильича Ленина для постановки его в зале заседаний, близ места, где сидел Владимир Ильич…"
Н.А. Андреев делает несколько десятков эскизов головы размером несколько больше натуры. В результате длительного и большого труда первый этап работы был закончен. В своем отчете Совнаркому Н.А. Андреев писал:
"За период 1924-29 гг. были осмотры и обсуждения. В результате этой работы и исканий мной были закончены в полную величину три варианта... Весной 1930 г. работы были выставлены в зале заседаний Совнаркома..."
Это были три законченные полуфигурные композиции в масштабе больше натуры. Сам скульптор описывает варианты работ так:
"Первый: "Ильич" сидит за столом, "в комочке", с плотно прижатыми локтями, записывает что-то на крошечном клочке бумаги, оторвался от этой работы и с хитро прищуренным глазом, улыбаясь, вслушивается в докладчика... Второй: "Ильич" вошел на заседание и остановился в позе, особенно для него характерной, - с пальцами, заложенными в проймы жилета, присматривается с улыбкой к происходящему. Третий: Владимир Ильич на председательском месте, посунулся в сторону, слушает доклад. Левая рука на колене".
Зафиксированные скульптором мгновения жизни вождя глубоко и верно отражают личность Ленина, характерные моменты его поведения. Но предложенные Н.А. Андреевым скульптуры не были приняты комиссией для установки в зале заседаний Совнаркома. Далее станет понятно, что комиссию не устраивало камерное толкование образа.
Изменившееся понимание образа Ленина связано с временными рамками, чем больше времени проходило, тем больше шло переосмысление. И Андреев пошел по пути поисков обобщения образа вождя. В течение долгих лет, до самой своей смерти, скульптор работает над воплощением темы "Ленин - вождь пролетарской революции". Произведение не было им закончено. Сохранились эскизы и известная скульптура "Ленин - вождь", которая была окончена уже братом скульптора В.А. Андреевым, она хранится в Историческом музее (ранее Центральный музей В.И. Ленина).
Одновременно с Н.А. Андреевым над образом В.И. Ленина работали многие советские скульпторы и все они стремились создать «правильный» и монументальный образ вождя.
Скульптор С. Евсеев, архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх создали памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде. Художники смогли найти очень выразительный, неповторимый силуэт памятника с художественной убедительностью. Открытый 7 ноября 1926 года, памятник стал один из первых памятников Ленину.
![]() |
|
![]() |
Фото. В мастерской. Скульптурная фигура В.И. Ленина для памятника на площади у Финляндского вокзала. С.А. Евсеев. 1920-1930-е гг. |
Одним из известнейших советских скульпторов, работавших над образом В.И. Ленина, был Матвей Генрихович Манизер.
![]() |
![]() |
Фото и оборот со штемпелем музея Ленина. Скульптура "В.И. Ленин на броневике". М.Г. Манизер. [1920-е гг.] |
Будущий скульптор М.Г. Манизер родился 5 марта 1891 года в Петербурге в семье художника. Получив среднее образование, будущий скульптор поступил на математический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 году. Параллельно в 1908-1909 гг. он занимался в Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица под руководством В.Е. Савинского, а затем в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где обучался лепке у скульптора И.И. Андреолетти. В 1911 году Манизер поступил в скульптурный класс петербургской Академии художеств, которую закончил в 1916 году.
![]() |
![]() |
![]() |
Фото. Скульптуры В.И. Ленина. М.Г. Манизер. 1925, 1926, 1927 г. |
С 1918 года Матвей Манизер – участник осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, один из основоположников социалистического реализма.
![]() |
![]() |
Фото. Бюст В.И. Ленина для деревни Ялкала. М.Г. Манизер. [1920-е гг.] |
Фото. Памятник В.И. Ленину в Петрозаводске. М.Г. Манизер. Открыт в 1933 г. |
Значительного успеха достиг М.Г. Манизер, исполнив монумент В. И. Ленину на родине вождя, в Ульяновске, решив фигуру в энергичной, полной внутренней экспрессии, композиции. Открыт он был 20 апреля 1940 года, в день семидесятилетия великого основоположника Советского государства. Сам М.Г. Манизер комментировал это событие так:
"Я присутствовал на открытии этого памятника. День был ясный, но, как мне казалось, необычайно ветреный... Здесь я узнал, что прежнее название "Симбирск"... обязано ветрам, которые в нем постоянно свирепствуют. Таким образом, неожиданно для меня именно эта композиция памятника оказалась для Ульяновска наиболее уместна".
Стоит вспомнить и многих других художников, работавших в 20-30-е гг. над ленинской темой: С. Лебедеву, В. Мухину (ее скульптура, выполненная в гипсе в 1930-е гг., не сохранилась), А. Матвеева, Г. Нероду, Н. Томского и других.
![]() |
Конверт почтовый первого дня со специальным гашением и маркой почтовой 30 к. "110 лет со дня рождения В.И. Ленина" со скульптурным портретом работы Г.В Нероды. Москва, 1980 г. |
Несомненно, скульптура монументальная стала основой и дала параллельное развитие мелкой пластике. Той, которую потом размещали на столе, как некий идейный символ и вручали в качестве подарка. В коллекции музея есть несколько таких скульптур и о них нам хотелось бы рассказать.
Владимир Исакович Сычев родился в 1917 г. в Украине. В 1940 г., по окончании Одесского художественного училища, переехал в Ленинград, где поступил во Всероссийскую Академию художеств. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны участвовал в оборонных работах, был бойцом МПВО. В 1942 г. студенты и преподавательский состав Академии художеств были эвакуированы в Самарканд. В 1947 г., по окончании Академии художеств, занимался преподавательской деятельностью в архитектурно-художественном ремесленном училище и Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова. Член Союза художников СССР с 1948 г. В 50-е гг., занимаясь мелкой пластикой, начал сотрудничать с Ленинградским фарфоровым заводом.
В 1960-80-е гг. Сычев занимается монументальной скульптурой. За несколько десятилетий активной творческой деятельности создал свыше 300 работ в бронзе, граните и мраморе. Среди самых известных: горельефы и барельефы на станциях метро "Фрунзенская", Нарвская" и "Площадь Восстания", памятник С.М. Кирову на заводе "Электросила", бюст В.И. Ленина в Таврическом дворце, скульптурная композиция в Таврическом саду. Будучи одним из самых заметных практиков советской монументальной скульптуры, Владимир Сычев создал большое количество бюстов государственных и партийных руководителей, военачальников, деятелей науки, культуры и искусства – В.И. Ленина, В.М. Молотова, Г.К. Жукова, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Завод "Монументскульптура" (Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени экспериментальный завод художественного литья "Монументскульптура" имени М.Г. Манизера) - Санкт-петербургский завод художественного литья. Производит произведения монументального искусства в бронзе, граните, мраморе. Завод создан в 1922 году на базе бывшей частной литейной мастерской. При государственном меднообрабатывающем заводе "Красный Выборжец" в 1924 году был организован "Художественный монументальный бронзолитейный отдел". В 1932 году эта литейная мастерская, тиражировавшая для населения скульптурные портреты вождей революции, стала называться "Мастерской художественного литья комбината наглядной агитации и пропаганды" Ленсовета. В 1939 году мастерская получила новое официальное название - завод бронзового и чугунного литья "Монументскульптура". В 1970 году заводу было присвоено имя М.Г. Манизера. В годы блокады на заводе было отлито более 80 тысяч деталей для миноискателей и радиоаппаратуры, изготавливались корпуса противотанковых гранат и мин. Минимущество России распоряжением от 21 мая 1999 года № 684-р закрепило за Российской академией художеств на правах оперативного управления имущество, находившееся на балансе завода "Монументскульптура", завод функционирует до сих пор.
Также в коллекции музея можно выделить малую скульптурную форму "Бюст В. И. Ленина", выполненную из бисквита высшего сорта, на Ленинградском фарфором заводе. Имеет клеймо "ЛФЗ", датируемое 1960-ми гг.
![]() |
Бюст. В.И. Ленина. Бисквит. СССР. [Вторая половина XX века]. |
Императорский фарфоровый завод - одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Основан в 1744 г. в Санкт-Петербурге. Первоначально именовался "Невской порцелиновой мануфактурой", с 1765 г. - Императорский фарфоровый завод, с 1917 г. - Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). С 1924 г. - Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). В 1925 г. заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М.В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование -Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма - Ломоносовский фарфоровый завод.
Из интересных предметов можно отметить малую скульптурную форму "В.И. Ленин в рост" (высота-18, ЛЗФИ, г. Ленинград, 1956-1967 гг., V-971). Клеймо "ЛЗФИ" рассказывает нам о том, что этот предмет относится к выпуску на Ленинградском заводе фарфоровых изделий.
Завод возник в 1947 г. на базе слияния двух артелей - "Минерал" и "Кооптруд". Новое предприятие получило название "Электротехприбор" и располагалось в Апраксином дворе. Изначально продукцию завода составлял технический фарфор. Однако позднее академик Качалов, директор Государственного исследовательского керамического института, предложил переквалифицировать предприятие, превратив его в опытный завод при институте. Так "Электротехприбор" превратился в опытный завод "Фарфор". На заводе был создан специальный машиностроительный цех и конструкторский отдел для выпуска нестандартного оборудования, направленного для нужд фарфорово-фаянсового производства по стране. А в специальной лаборатории велись разработки новых фарфоровых масс для изделий. Постепенно завод трансформировался во всесоюзный НИИ фарфорово-фаянсовой промышленности. Начался выпуск художественного фарфора. В 1968 г. на предприятии появилась экспериментально-художественная лаборатория во главе с В.Г. Яровым - талантливым художником-фарфористом. На лабораторию возлагались надежды по реализации ряда глобальных проектов, нацеленных на развитие как предприятия, так и отрасли в целом.
![]() |
![]() Малая скульптурная форма. В.И. Ленин в рост. Клеймо. ЛЗФИ. 1956-1967 гг. |
Период 1954-1969 гг. отмечен творчеством А. Киселева, чьи изделия украшали квартиру практически каждого советского человека. Вошли в историю фарфорового производства такие его композиции, как фигурки "Гуси-лебеди", "Царевна-лягушка", "Жар-Птица", "Аленушка". Они выпускались тиражами по 150 тыс. экземпляров, но этот от этого не переставали быть дорогими сердцу.
Стоит отметить, что предположительно авторству А.А. Киселева принадлежит одна скульптура в нашей коллекции – "Голова В. И. Ленина", выполненная из тонированного гипса и датируемая 1960-1980-ми гг. Размеры скульптуры: 58х26х35. Она и еще несколько в этом стиле исполнения были переданы в музей из филиала Государственного мемориального музея В.И. Ленина и именно ее записали в Инвентарную книгу под №1.
Авторству известного грузинского скульптора Николадзе Я.И. принадлежит другой интересный предмет из коллекции музея - "Бюст В.И. Ленина", выполненный предположительно в 1940-х гг. (высота - 50, V-7).
![]() |
![]() |
Бюст В.И. Ленина. Я.И. Николадзе. Гипс, глазуровка. [1940-е гг.] |
Бюст В.И. Ленина в интерьере экспозиции Мемориального музея-квартиры В.И. Ленина. Б. Казачий пер., д. 7. 1957 г. |
Яков Иванович Николадзе (1876-1951 гг.) - советский грузинский скульптор и педагог, основоположник современной грузинской скульптуры. Народный художник Грузинской ССР (1946 г.) Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1946 г., 1948 г.). Член ВКП(б) с 1939 года. Родился в Кутаиси. Учился в Строгановском училище в Москве (1892-1894 гг.), Одесской рисовальной школе в 1894-1895 гг. и 1897-1898 гг., в Париже в 1899-1901 гг. и 1904-1910 гг. Более года работал у О. Родена. Он - автор победившего на конкурсе проекта государственного флага Грузинской Демократической Республики (1918-1921 гг.) В первые годы Советской власти активно включился в борьбу за становление грузинской социалистической культуры. Он стал первым педагогом и бессменным руководителем скульптурного факультета, открытого в 1922 г. Тбилисской Академии художеств. Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды в Грузии. В 1937 году фасад здания филиала Всесоюзного института марксизма-ленинизма в Тбилиси украсили два его горельефа, на одном из которых - народ, идущий на штурм самодержавия, на другом - народ, строящий новую жизнь. В советские годы много работал над историческим портретом. Творческое достижение - портрет "В. И. Ленин в период создания "Искры", 1947 г. Личная встреча с Лениным в Париже, изучение его трудов помогли мастеру создать выразительный, правдивый образ вождя.
Интересен и барельеф "В.И. Ленин" (г. Москва, 1920-е гг., металл, краска, литье). Выполнен в одной из мастерских Государственного издательства и имеет клеймо "ГИЗ". ГИЗ - ГОСИЗДАТ (Государственное издательство РСФСР), первое крупное советское издательство. Образовано в Москве при Наркомпросе РСФСР в 1919 году. Помимо собственно издательских функций, Госиздат регулировал и контролировал деятельность учёных и литературных обществ и прочих издательств, осуществлял цензурные функции. Издавал главным образом политическую литературу (листовки, брошюры, сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина), а также учебники, в том числе на разных языках народов СССР. В структуре Госиздата существовали даже свои мастерские, где и выпускались подобные изделия.
Недавно музейная коллекция пополнилась новыми предметами из категории мелкой пластики: металлическая плакетка с портретом В. И. Ленина в детстве. Предмет был создан в середине XX века скульптором – миниатюристом Юрием Кирилловичем Линником (1917-1992 гг.) На нижней части плакетки стоят инициалы мастера: "Ю. К. Линник".
![]() |
Плакетка с барельефным портретом В. И. Ленина в детстве. Линник Ю.К. СССР, сер. XX в. |
На плакетке Владимир Ильич запечатлен мальчиком с кудрявой головой – знакомый образ на октябрьских звездочках. Интересна история появления первого детского портрета Ленина. В 1874 году в фотоателье в городе Симбирске (сейчас Ульяновск) были сделаны фотографии семьи Ульяновых, и совместная фотография брата и сестры - Владимира и Ольги Ульяновых послужила основой для создания детского портрета В.И. Ленина в 1920 году художником Иваном Кирилловичем Пархоменко. Портрет был выполнен по заказу старшей сестры Ленина Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой на юбилей брата. Работа И.К. Пархоменко вдохновила многих художников, скульпторов, которые стремились изобразить вождя мирового пролетариата в детстве.
В коллекции музея можно выделить еще один предмет из последних поступлений, авторства Я.Я. Неймана, - скульптуру "Ленин - оратор". Автор выполнил ее из гипса, в свое мастерской от Академиии художеств, в Ленинграде, в середине 1980-х гг. (высота-29, длина вытянутой руки -12,5).
![]() |
Скульптура "Ленин - оратор". Ленинград, мастерская художника. Я.Я. Нейман. Гипс, тонировка. 1980-е гг. |
Ян Янович Нейман (г. Ленинград, 1946-2017 гг.) - советский и российский скульптор. Учился с 1964 по 1970 гг. в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на скульптурном факультете под руководством В.Б. Пинчука. В 1970 году выполнил дипломную работу "Молодой Ленин" (гипс). Участник выставок с 1970 года. Членство: Союз художников России, Санкт-Петербургский союз художников, Всемирный клуб Петербуржцев. Награжден дипломом Российской Академии Художеств и серебряной медалью Российской Академии Художеств. Преподавал скульптуру в Санкт-Петербургском Архитектурно-строительном университете. Скульптуру в музей передала вдова скульптора – Татьяна Филипповна, а сотрудникам музея давилось побывать в мастерской автора, где она была создана.
Безусловно, это не все скульптурные портреты В.И. Ленина, находящиеся в нашей коллекции "Изобразительное искусство", они регулярно участвуют в выставках, но один из предметов коллекции вы можете увидеть, посетив постоянную экспозицию музея "Выбор пути" в мемориальной квартире В.И. Ульянова (Ленина), а именно - бюст В.И. Ленина, выполненный в бисквите, на Ленинградском заводе фарфоровых изделий в 1956-1967 гг.
![]() |
Бюст В.И. Ленина. В настоящий момент хранится в Мемориальной квартире В.И. Ульянова (Ленина) (СПб ГБУК "Музей "Разночинный Петербург"). ЛЗФИ. Бисквит. 1956-1967 гг. |