Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

О музее

Часы работы музея

Временные правила посещения музея

Обращаем ваше внимание, что посещение фестиваля "Детские дни в Петербурге" проводится по предварительной записи
 



Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты

со вторника по субботу
с 11.00 до 17.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
со понедельника по пятницу
с 11.00 до 17.00


Выходные дни: суббота, воскресенье;
санитарный день - последний четверг каждого месяца.


Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
8 (812) 407 52 20

 


 
 
 
 
 

В текущем году мы отмечаем 150-летие со дня рождения видного политического деятеля, революционера, основателя первого в мире социалистического государства - В.И. Ленина (Ульянова). Мы продолжаем освещать этапы жизни и деятельности главного героя Мемориального музея "Разночинный Петербург" и сегодня расскажем о "Лениниане" в скульптуре.



Образ Ленина занял огромное место в творчестве советских художников. Для многих скульпторов "Лениниана" - главная тема работы на протяжении всей жизни.

Уже в первые годы революции появляются скульптурные изображения В.И. Ленина. В газете "Год пролетарской революции" от 9 ноября 1918 года появились такие строки:

"... (в помещении) Смольного при входе на второй этаж (находится) тонкой художественной работы бюст нашего вождя революции т. Ленина. Позади бюста - панно с надписью: "Мир народов будет заключен на развалинах буржуазного владычества".

В первые годы Советской власти многие художники создавали скульптурные портреты Ленина - С. Лебедева, М. Харламов, Н. Альтман, Н. Андреев, В. Козлов, К. Шеридан и многие другие (например, С. Лебедева свой первый портрет В. И. Ленина исполнила уже в 1917 году).

 

Марка почтовая 40 коп. к 250-летию города Ленинграда с изображением памятника В.И. Ленину у Смольного.

Скульптор В. Козлов, 
архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх.

Открыт 6 ноября 1927 года.

 

Первый памятник Ленину, выполненный из бетона, поставили рабочие Глуховской мануфактуры в Ногинске 22 января 1924 года. В нем сохранено портретное сходство и закреплены элементы символики его идей.

Первый скульптурный портрет Ленина сделал в 1920 году Альтман, но он был не самым удачным. В 1925 году Алексеев выполнил скульптуру в бронзе, где Ленин показан впервые с призывным жестом (в настоящее время хранится в Историческом музее). В 1927 году И.Д. Шадр создал памятник для Закавказской ГЭС с характерным жестом и демонстрацией человеческой личности. Чугунные литые бюсты были поставлены у центральных проходных Кулебакского завода и Нижне-Выксунского в 1925 году.

Но не многие из скульпторов работали над портретом вождя непосредственно с натуры. Владимир Ильич был скромным и крайне занятым человеком, поэтому только Н. Альтман, Н. Андреев и К. Шеридан смогли работать в кабинете вождя.

22 января 1924 года мир узнал о кончине Владимира Ильича, а через два дня в газете "Известия" М.И. Калинин писал:

"Смерть Владимира Ильича - удар не где-то вне тебя, это не беда от вообще случившегося несчастья, а боль, которую ощущает каждый отдельный человек, как будто именно ты лишился своего друга и руководителя... "

Трагедия всколыхнула массы народа. В Центральный Комитет Коммунистической партии поступали просьбы: тысячи трудящихся хотели назвать именем Ленина родные города, села, деревни, заводы, фабрики. В Центральный Комитет партии поступали просьбы о сооружении памятников вождю.

В журнале "Жизнь искусства" (№7 от 1927 г.) были напечатаны следующие строки:

"Если дать волю осуществлению всех этих запросов, то город Ленина покрылся бы не десятками, а сотнями памятников..."


Фото.


Скульптура (статуэтка) В.И. Ленина

В.В. Козлов.
1920-1930-е гг.


Фото.


Скульптура В.И. Ленина.
Отлита по заказу техникумов для ВУЗов
в разных города СССР.


В.В. Козлов.
1920-1930-е гг.

 

В ответ на письма трудящихся 30 января 1924 года в "Правде" выступила Надежда Константиновна Крупская:

     
  "Товарищи рабочие и работницы, крестьяне и крестьянки! Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. - всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича - устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. д. И самое главное - давайте во всем проводить в жизнь его заветы".  
     

 

Но общественность решила иначе и перед скульпторами встала задача создать памятник гению Октября - великому Ленину.

 

Писатель Герберт Уэллс писал: "Он [Ленин] не очень похож на свои фотографии, потому что он один из тех людей, у которых смена выражения гораздо существеннее, чем самые черты лица".


















Фото.

В мастерской. Бюст В.И. Ленина.

М.Я. Харламов.
1920-30-е гг.



Внутренней помехой на пути к подлинному портрету Ленина явилась необычайная сложность ленинского образа вообще. Гигант мысли, суровый революционер - и обаятельный человек с лукавыми глазами.

Трудность создания образа вождя прекрасно понимали современники Ленина, люди, знавшие его. Это объясняет их долгую работу над образом Ленина.

 

Фото.

Памятник В.И. Ленину на Невском
судостроительном заводе.

М.Я. Харламов.
1926 г.

 

Скульптор Николай Андреевич Андреев (1873-1932), автор памятников Гоголю и доктору Гаазу, исполненных до революции, и памятников Герцену и Огареву перед Московским университетом, статуи Свободы для обелиска в честь Советской Конституции, сооруженных по ленинскому плану монументальной пропаганды, иначе, чем Н. Альтман и К. Шеридан, подошел к созданию образа В.И. Ленина. Сознавая ответственность работы, скульптор прежде всего пошел по пути наблюдений и закрепления их в рисунках и скульптурных эскизах. Его наблюдения начались на собраниях и митингах, на которых выступал Ленин, затем скульптор мог наблюдать за ним в кабинете, в деловой обстановке.

"Никакому другому художнику, - признавался Н. А. Андреев, - не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича".

За все время наблюдений он сделал несколько сотен набросков и рисунков. Скульптурные этюды, подкрепленные набросками на бумаге, помогли Н.А. Андрееву создать при жизни Владимира Ильича три камерных портрета.

"Осенью 1924 года, - вспоминал Н.А. Андреев, - я получил от комиссии при Совнаркоме СССР предложение исполнить в мраморе или бронзе портрет Владимира Ильича Ленина для постановки его в зале заседаний, близ места, где сидел Владимир Ильич…"

Н.А. Андреев делает несколько десятков эскизов головы размером несколько больше натуры. В результате длительного и большого труда первый этап работы был закончен. В своем отчете Совнаркому Н.А. Андреев писал:

"За период 1924-29 гг. были осмотры и обсуждения. В результате этой работы и исканий мной были закончены в полную величину три варианта... Весной 1930 г. работы были выставлены в зале заседаний Совнаркома..."

Это были три законченные полуфигурные композиции в масштабе больше натуры. Сам скульптор описывает варианты работ так:

"Первый: "Ильич" сидит за столом, "в комочке", с плотно прижатыми локтями, записывает что-то на крошечном клочке бумаги, оторвался от этой работы и с хитро прищуренным глазом, улыбаясь, вслушивается в докладчика... Второй: "Ильич" вошел на заседание и остановился в позе, особенно для него характерной, - с пальцами, заложенными в проймы жилета, присматривается с улыбкой к происходящему. Третий: Владимир Ильич на председательском месте, посунулся в сторону, слушает доклад. Левая рука на колене".

Зафиксированные скульптором мгновения жизни вождя глубоко и верно отражают личность Ленина, характерные моменты его поведения. Но предложенные Н.А. Андреевым скульптуры не были приняты комиссией для установки в зале заседаний Совнаркома. Далее станет понятно, что комиссию не устраивало камерное толкование образа.

Изменившееся понимание образа Ленина связано с временными рамками, чем больше времени проходило, тем больше шло переосмысление. И Андреев пошел по пути поисков обобщения образа вождя. В течение долгих лет, до самой своей смерти, скульптор работает над воплощением темы "Ленин - вождь пролетарской революции". Произведение не было им закончено. Сохранились эскизы и известная скульптура "Ленин - вождь", которая была окончена уже братом скульптора В.А. Андреевым, она хранится в Историческом музее (ранее Центральный музей В.И. Ленина).

 

"Лицо это крайне подвижно. На нем все время сменяется выражение лукавства, внимания, удивления, иронии, глубокой задумчивости и т.д. Я должен сказать, что на заседаниях Совета Народных Комиссаров я часто не мог оторвать глаз от этого прекрасного лица, на котором с такой яркостью отражалась подвижная стихийная жизнь громадного духа",
                     
- вспоминал А.В. Луначарский.












Фото.


Бюст В.И. Ленина. 
Отлит в трех экземплярах по заказу ГОСИЗДАТА.

Н.А. Андреев.
1920-1930-е гг.

 

Одновременно с Н.А. Андреевым над образом В.И. Ленина работали многие советские скульпторы и все они стремились создать «правильный» и монументальный образ вождя.

Скульптор С. Евсеев, архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх создали памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде. Художники смогли найти очень выразительный, неповторимый силуэт памятника с художественной убедительностью. Открытый 7 ноября 1926 года, памятник стал один из первых памятников Ленину.

 


Фото. 

В мастерской. 
Скульптурная фигура В.И. Ленина для
памятника на площади у Финляндского
вокзала.                                                                         

С.А. Евсеев.
1920-1930-е гг.

 

Одним из известнейших советских скульпторов, работавших над образом В.И. Ленина, был Матвей Генрихович Манизер. 

 


Фото и оборот со штемпелем музея Ленина. 

Скульптура "В.И. Ленин на броневике".

М.Г. Манизер.
[1920-е гг.]

 

Будущий скульптор М.Г. Манизер родился 5 марта 1891 года в Петербурге в семье художника. Получив среднее образование, будущий скульптор поступил на математический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 году. Параллельно в 1908-1909 гг. он занимался в Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица под руководством В.Е. Савинского, а затем в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где обучался лепке у скульптора И.И. Андреолетти. В 1911 году Манизер поступил в скульптурный класс петербургской Академии художеств, которую закончил в 1916 году. 

 


Фото. 

Скульптуры В.И. Ленина.


 М.Г. Манизер.
1925, 1926, 1927 г.

 

С 1918 года Матвей Манизер – участник осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, один из основоположников социалистического реализма. 

 


Фото.


Бюст В.И. Ленина для деревни Ялкала.

М.Г. Манизер.
[1920-е гг.]


Фото.


Памятник В.И. Ленину в Петрозаводске.

М.Г. Манизер.
Открыт в 1933 г.

 

Значительного успеха достиг М.Г. Манизер, исполнив монумент В. И. Ленину на родине вождя, в Ульяновске, решив фигуру в энергичной, полной внутренней экспрессии, композиции. Открыт он был 20 апреля 1940 года, в день семидесятилетия великого основоположника Советского государства. Сам М.Г. Манизер комментировал это событие так:

"Я присутствовал на открытии этого памятника. День был ясный, но, как мне казалось, необычайно ветреный... Здесь я узнал, что прежнее название "Симбирск"... обязано ветрам, которые в нем постоянно свирепствуют. Таким образом, неожиданно для меня именно эта композиция памятника оказалась для Ульяновска наиболее уместна".

Стоит вспомнить и многих других художников, работавших в 20-30-е гг. над ленинской темой: С. Лебедеву, В. Мухину (ее скульптура, выполненная в гипсе в 1930-е гг., не сохранилась), А. Матвеева, Г. Нероду, Н. Томского и других.

 


Конверт почтовый первого дня со специальным гашением и маркой почтовой 30 к.
"110 лет со дня рождения В.И. Ленина" 
со скульптурным портретом работы Г.В Нероды.

Москва, 1980 г.

 

Несомненно, скульптура монументальная стала основой и дала параллельное развитие мелкой пластике. Той, которую потом размещали на столе, как некий идейный символ и вручали в качестве подарка. В коллекции музея есть несколько таких скульптур и о них нам хотелось бы рассказать.

 

Бронзовая скульптура "В.И. Ленин в полный рост" (высота - 38), на постаменте, авторства В.И. Сычева, была изготовлена на заводе "Монументскульптура", в Ленинграде, в 1958 г.



























Скульптура В.И. Ленина в полный рост.

В.И. Сычев.
Бронза, литье. 1958 г.

 

Владимир Исакович Сычев родился в 1917 г. в Украине. В 1940 г., по окончании Одесского художественного училища, переехал в Ленинград, где поступил во Всероссийскую Академию художеств. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны участвовал в оборонных работах, был бойцом МПВО. В 1942 г. студенты и преподавательский состав Академии художеств были эвакуированы в Самарканд. В 1947 г., по окончании Академии художеств, занимался преподавательской деятельностью в архитектурно-художественном ремесленном училище и Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова. Член Союза художников СССР с 1948 г. В 50-е гг., занимаясь мелкой пластикой, начал сотрудничать с Ленинградским фарфоровым заводом.

В 1960-80-е гг. Сычев занимается монументальной скульптурой. За несколько десятилетий активной творческой деятельности создал свыше 300 работ в бронзе, граните и мраморе. Среди самых известных: горельефы и барельефы на станциях метро "Фрунзенская", Нарвская" и "Площадь Восстания", памятник С.М. Кирову на заводе "Электросила", бюст В.И. Ленина в Таврическом дворце, скульптурная композиция в Таврическом саду. Будучи одним из самых заметных практиков советской монументальной скульптуры, Владимир Сычев создал большое количество бюстов государственных и партийных руководителей, военачальников, деятелей науки, культуры и искусства – В.И. Ленина, В.М. Молотова, Г.К. Жукова, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Завод "Монументскульптура" (Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени экспериментальный завод художественного литья "Монументскульптура" имени М.Г. Манизера) - Санкт-петербургский завод художественного литья. Производит произведения монументального искусства в бронзе, граните, мраморе. Завод создан в 1922 году на базе бывшей частной литейной мастерской. При государственном меднообрабатывающем заводе "Красный Выборжец" в 1924 году был организован "Художественный монументальный бронзолитейный отдел". В 1932 году эта литейная мастерская, тиражировавшая для населения скульптурные портреты вождей революции, стала называться "Мастерской художественного литья комбината наглядной агитации и пропаганды" Ленсовета. В 1939 году мастерская получила новое официальное название - завод бронзового и чугунного литья "Монументскульптура". В 1970 году заводу было присвоено имя М.Г. Манизера. В годы блокады на заводе было отлито более 80 тысяч деталей для миноискателей и радиоаппаратуры, изготавливались корпуса противотанковых гранат и мин. Минимущество России распоряжением от 21 мая 1999 года № 684-р закрепило за Российской академией художеств на правах оперативного управления имущество, находившееся на балансе завода "Монументскульптура", завод функционирует до сих пор.

 

Также в коллекции музея можно выделить малую скульптурную форму "Бюст В. И. Ленина", выполненную из бисквита высшего сорта, на Ленинградском фарфором заводе. Имеет клеймо "ЛФЗ", датируемое 1960-ми гг.

 

Бюст. В.И. Ленина.

Бисквит.
СССР. [Вторая половина XX века]. 

 

Императорский фарфоровый завод - одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Основан в 1744 г. в Санкт-Петербурге. Первоначально именовался "Невской порцелиновой мануфактурой", с 1765 г. - Императорский фарфоровый завод, с 1917 г.  - Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). С 1924 г. - Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). В 1925 г. заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М.В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование -Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма - Ломоносовский фарфоровый завод.

Из интересных предметов можно отметить малую скульптурную форму "В.И. Ленин в рост" (высота-18, ЛЗФИ, г. Ленинград, 1956-1967 гг., V-971). Клеймо "ЛЗФИ" рассказывает нам о том, что этот предмет относится к выпуску на Ленинградском заводе фарфоровых изделий.

Завод возник в 1947 г. на базе слияния двух артелей - "Минерал" и "Кооптруд". Новое предприятие получило название "Электротехприбор" и располагалось в Апраксином дворе. Изначально продукцию завода составлял технический фарфор. Однако позднее академик Качалов, директор Государственного исследовательского керамического института, предложил переквалифицировать предприятие, превратив его в опытный завод при институте. Так "Электротехприбор" превратился в опытный завод "Фарфор". На заводе был создан специальный машиностроительный цех и конструкторский отдел для выпуска нестандартного оборудования, направленного для нужд фарфорово-фаянсового производства по стране. А в специальной лаборатории велись разработки новых фарфоровых масс для изделий. Постепенно завод трансформировался во всесоюзный НИИ фарфорово-фаянсовой промышленности. Начался выпуск художественного фарфора. В 1968 г. на предприятии появилась экспериментально-художественная лаборатория во главе с В.Г. Яровым - талантливым художником-фарфористом. На лабораторию возлагались надежды по реализации ряда глобальных проектов, нацеленных на развитие как предприятия, так и отрасли в целом.

 


       

          Малая скульптурная форма. В.И. Ленин в рост.
          Клеймо.

          ЛЗФИ.
          
1956-1967 гг.

 

Период 1954-1969 гг. отмечен творчеством А. Киселева, чьи изделия украшали квартиру практически каждого советского человека. Вошли в историю фарфорового производства такие его композиции, как фигурки "Гуси-лебеди", "Царевна-лягушка", "Жар-Птица", "Аленушка". Они выпускались тиражами по 150 тыс. экземпляров, но этот от этого не переставали быть дорогими сердцу.

Стоит отметить, что предположительно авторству А.А. Киселева принадлежит одна скульптура в нашей коллекции – "Голова В. И. Ленина", выполненная из тонированного гипса и датируемая 1960-1980-ми гг. Размеры скульптуры: 58х26х35. Она и еще несколько в этом стиле исполнения были переданы в музей из филиала Государственного мемориального музея В.И. Ленина и именно ее записали в Инвентарную книгу под №1.

Авторству известного грузинского скульптора Николадзе Я.И. принадлежит другой интересный предмет из коллекции музея - "Бюст В.И. Ленина", выполненный предположительно в 1940-х гг. (высота - 50, V-7).

 


Бюст В.И. Ленина.

Я.И. Николадзе.
Гипс, глазуровка. [1940-е гг.]


Бюст В.И. Ленина в интерьере экспозиции
Мемориального музея-квартиры В.И. Ленина.
 
Б. Казачий пер., д. 7. 1957 г.

 


Яков Иванович Николадзе
(1876-1951 гг.) - советский грузинский скульптор и педагог, основоположник современной грузинской скульптуры. Народный художник Грузинской ССР (1946 г.) Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1946 г., 1948 г.). Член ВКП(б) с 1939 года. Родился в Кутаиси. Учился в Строгановском училище в Москве (1892-1894 гг.), Одесской рисовальной школе в 1894-1895 гг. и 1897-1898 гг., в Париже в 1899-1901 гг. и 1904-1910 гг. Более года работал у О. Родена. Он - автор победившего на конкурсе проекта государственного флага Грузинской Демократической Республики (1918-1921 гг.) В первые годы Советской власти активно включился в борьбу за становление грузинской социалистической культуры. Он стал первым педагогом и бессменным руководителем скульптурного факультета, открытого в 1922 г. Тбилисской Академии художеств. Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды в Грузии. В 1937 году фасад здания филиала Всесоюзного института марксизма-ленинизма в Тбилиси украсили два его горельефа, на одном из которых - народ, идущий на штурм самодержавия, на другом - народ, строящий новую жизнь. В советские годы много работал над историческим портретом. Творческое достижение - портрет "В. И. Ленин в период создания "Искры", 1947 г. Личная встреча с Лениным в Париже, изучение его трудов помогли мастеру создать выразительный, правдивый образ вождя. 
 

Интересен и барельеф "В.И. Ленин" (г. Москва, 1920-е гг., металл, краска, литье). Выполнен в одной из мастерских Государственного издательства и имеет клеймо "ГИЗ".  ГИЗ - ГОСИЗДАТ (Государственное издательство РСФСР), первое крупное советское издательство. Образовано в Москве при Наркомпросе РСФСР в 1919 году. Помимо собственно издательских функций, Госиздат регулировал и контролировал деятельность учёных и литературных обществ и прочих издательств, осуществлял цензурные функции. Издавал главным образом политическую литературу (листовки, брошюры, сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина), а также учебники, в том числе на разных языках народов СССР. В структуре Госиздата существовали даже свои мастерские, где и выпускались подобные изделия.

 

Скульптуру изготавливали из различных материалов, в том числе и из дерева. Примером тому служит скульптура В.И. Ленина в полный рост на постаменте. Автор использовал несколько видов материала, не только дерево, но и гипс (высота - 68).

У основания постамента имеется дарственная надпись на табличке: 

"Помощнику начальника Высоковольн. цеха А.А. Юрьеву от скульптурной мастерской 1 мая 1935 г."



























Скульптура В.И. Ленина в рост на постаменте. 

Дерево, гипс. 1935 г.

 

Недавно музейная коллекция пополнилась новыми предметами из категории мелкой пластики: металлическая плакетка с портретом В. И. Ленина в детстве. Предмет был создан в середине XX века скульптором – миниатюристом Юрием Кирилловичем Линником (1917-1992 гг.) На нижней части плакетки стоят инициалы мастера: "Ю. К. Линник".

 


Плакетка с барельефным портретом В. И. Ленина в детстве.

Линник Ю.К.
СССР, сер. XX в.

 

На плакетке Владимир Ильич запечатлен мальчиком с кудрявой головой – знакомый образ на октябрьских звездочках. Интересна история появления первого детского портрета Ленина. В 1874 году в фотоателье в городе Симбирске (сейчас Ульяновск) были сделаны фотографии семьи Ульяновых, и совместная фотография брата и сестры - Владимира и Ольги Ульяновых послужила основой для создания детского портрета В.И. Ленина в 1920 году художником Иваном Кирилловичем Пархоменко. Портрет был выполнен по заказу старшей сестры Ленина Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой на юбилей брата. Работа И.К. Пархоменко вдохновила многих художников, скульпторов, которые стремились изобразить вождя мирового пролетариата в детстве.

В коллекции музея можно выделить еще один предмет из последних поступлений, авторства Я.Я. Неймана, - скульптуру "Ленин - оратор". Автор выполнил ее из гипса, в свое мастерской от Академиии художеств, в Ленинграде, в середине 1980-х гг. (высота-29, длина вытянутой руки -12,5).

 

Скульптура "Ленин - оратор".
Ленинград, мастерская художника.


Я.Я. Нейман.
Гипс, тонировка. 1980-е гг. 

 

Ян Янович Нейман (г. Ленинград, 1946-2017 гг.) - советский и российский скульптор. Учился с 1964 по 1970 гг. в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на скульптурном факультете под руководством В.Б. Пинчука. В 1970 году выполнил дипломную работу "Молодой Ленин" (гипс). Участник выставок с 1970 года. Членство: Союз художников России, Санкт-Петербургский союз художников, Всемирный клуб Петербуржцев. Награжден дипломом Российской Академии Художеств и серебряной медалью Российской Академии Художеств. Преподавал скульптуру в Санкт-Петербургском Архитектурно-строительном университете. Скульптуру в музей передала вдова скульптора – Татьяна Филипповна, а сотрудникам музея давилось побывать в мастерской автора, где она была создана.

Безусловно, это не все скульптурные портреты В.И. Ленина, находящиеся в нашей коллекции "Изобразительное искусство", они регулярно участвуют в выставках, но один из предметов коллекции вы можете увидеть, посетив постоянную экспозицию музея "Выбор пути" в мемориальной квартире В.И. Ульянова (Ленина), а именно - бюст В.И. Ленина, выполненный в бисквите, на Ленинградском заводе фарфоровых изделий в 1956-1967 гг.

 


Бюст В.И. Ленина.
В настоящий момент хранится в Мемориальной квартире В.И. Ульянова (Ленина)
(СПб ГБУК "Музей "Разночинный Петербург").


ЛЗФИ.
 Бисквит. 1956-1967 гг.

Вверх