В музее «Разночинный Петербург» продолжает свою работу выставка «Модерн в Семенцах», а значит, еще есть время, чтобы ее посетить и погрузиться в атмосферу петербургского дома рубежа XIX–XX вв., а мы со своей стороны знакомим вас с самыми интересными предметами, этот дом наполнявшими.
Первую публикацию о журнальной и книжной продукции эпохи «нового стиля» можно почитать здесь, а сегодня мы поговорим о «русском направлении» в русле модерна и о его влиянии на развитие декоративно-прикладного искусства и промышленного дизайна в России.
Едва утвердившись в России, стиль модерн очень быстро вышел за рамки «чистого искусства» и проник во все сферы повседневной жизни и быта. А способствовали этому не только иллюстрированные издания, но и художественно-промышленные мастерские в имениях Абрамцево и Талашкино. В этот же период в отечественном искусстве уже отчетливо проявляется увлечение древним искусством и народными промыслами, однако эта тенденция ничуть не ослабила русский модерн, а определила его самобытность. Таким образом, центры в Абрамцево и Талашкино стали центрами возрождения народной культуры, аналогично движению «Искусства и ремесла» Уильяма Морриса.
Инициатором создания абрамцевских мастерских в своей подмосковной усадьбе был знаменитый промышленник и меценат Савва Мамонтов. В мамонтовский центр входили такие художники, как Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Иван Билибин. Именно здесь Михаил Врубель и Петр Ваулин создавали свою знаменитую майолику, а Елена Поленова, сестра известного художника, - эскизы мебели, которая пользовалась большой популярностью. В 1885 году Поленова становится художественным руководителем абрамцевской столярной мастерской, все больше времени она проводит в поездках по российским деревням, собирая эскизы и зарисовки с предметов крестьянского быта: «Цель наша подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться».
Уже позже, в 1900 году, княгиня Мария Тенишева в своей усадьбе Талашкино организовала центр по возрождению художественных промыслов. Над проектами мебели для этих мастерских работали художники Михаил Врубель, Николай Рерих, Виктор Васнецов, Константин Коровин. Для мебели, производимой здесь, были характерны сказочные мотивы, растительные орнаменты, фантастические образы птиц.
Одним из крупнейших событий для русского модерна стала Всемирная выставка 1900 года. Главным среди зданий, выстроенных для экспонатов, считался павильон в стиле московского Кремля. Он имел вид русского городка, чудом выросшего в Париже. Именно на этой выставке был представлен один из уникальных майоликовых каминов Михаила Врубеля «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем». Созданный на базе гончарной мастерской в Абрамцево, камин получил золотую медаль выставки.
Декоративные композиции из майолики можно встретить и на фасадах бывших доходных домов исторического квартала «Семенцы». Керамист Петр Ваулин в своем творчестве использовал уникальное техническое новшество, выполнив цветочную композицию для внешнего убранства дома Захаровых на углу Клинского пр., 17 и ул. Серпуховской, 19 в форме аппликации. В вестибюле главной парадной дома сохранился камин с павлинами, созданный, предположительно, по эскизам Михаила Врубеля.
Однако мастера отечественного модерна не ограничивались только созданием предметов мебели и быта, а создавали эскизы интерьеров, целиком выполненные в русском стиле.
Одним из таких примеров стала выставочная площадка «Современное искусство», организованная в 1903 году в Петербурге на Большой Морской ул., 33. Инициатором выставки выступало художественное объединение «Мир искусства», а художниками были Александр Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере и многие другие. Вот что писали об этом предприятии в седьмом номере журнала «Нива» за 1903 год:
«Главная цель прикладного искусства – развитие художественного вкуса в обществе на предметах домашнего обихода, и «Современное искусство» преследует эту цель очень широко. Оно не ограничилось выделкой разных художественных предметов обихода, оно пошло дальше и началось с самого обихода – с жилых комнат.
Все помещение «Современного искусства» представляет собой ряд комнат, из которых каждая отделана и обставлена вся целиком одним художником. Все, начиная от стен, цвета их обоев или окраски, потолков, полов, печей, освещения и кончая мебелью и украшениями, - все гармонически сочеталось воедино, все создано по вдохновению художника…
Совершенно особняком стоит, и по идее, и по своему расположению, комната, устроенная А.Я. Головиным. Художник назвал ее «Сказкой». Это давняя, древнерусская сказка о том, как жили наши предки. Перед нами русский теремок с характерной изразцовой печью-лежанкой, с резными, раскрашенными деревянными потолками и стенами, со вставками майолики и меди, - очень стильный, переносящий в далекую эпоху низких покоев, где весь домашний строй был принижен, в особенности обитательницы теремов. Очень стильна низкая дверь, в прорези которой так и мерещатся входящие согнутые фигуры теремных затворниц».
Образец «Нивы» 1903 года, а также другие замечательные предметы, в том числе выполненные в русском стиле, представлены на выставке «Модерн в Семенцах».
Мненкова Елена.